№ 2-2545/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2018 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,
при секретаре Манаховой Е.Н.
с участием представителя истца Звенигородская Н.С., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Абушахминой Т.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каплунова Т.С. к администрации МО Оренбургского района Оренбургской области об обеспечении жилой площадью,
УСТАНОВИЛ:
Каплунова Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, указав в его обоснование, что она 06.07.2017 года поставлена на учет и внесена в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей на основании вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она ее мать ФИО6 была лишена родительских прав в отношении нее, в связи с чем она была направлена на воспитание Чебеньковский детский дом, в котором находилась на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии на основании распоряжения администрации Оренбургского района она была передана для дальнейшего воспитания в приемную семью в <адрес>. После окончания школы продолжила обучение в колледже железнодорожного транспорта и стала проживать в общежитии, из которого была исключена и выселена. Однако в период пребывания на воспитании в детском доме и в приемной семье она не была включена в список детей-сирот, в качестве нуждающейся в жилом социальном помещении, в связи с чем за защитой своего права на получение социального жилья она обратилась в суд.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 января 2017 года ей было отказано в признании за ней права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и обязании включить ее в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 12.04.2017 года решение Оренбургского районного суда ФИО3 области от 30.01.2017 года отменено, постановлено новое решение которым за Каплуновой Т.С. признано право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного жилого помещения, и возложена обязанность на администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области включить Каплунову Т.С. в список детей-сирот и детей, нуждающихся в жилом социальном помещении, предоставляемого за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области.
Ссылаясь на то, что вступившим в законную силу судебным актом за ней признано право на обеспечение жилым помещением по договору найма, однако до настоящего времени жилой помещение ей не предоставлено, уточнив исковые требования просила суд обязать администрацию МО «Оренбургский район» предоставить ей жилое помещение, за счет расходных обязательств субъекта РФ Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории МО «Оренбургский районг» не ниже установленных норм предоставления жилой площади, а также взыскать понесенные по делу судебные расходы на оказание юридической помощи в размере 20000,00 рублей.
Истец Каплунова Т.С. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Звенигородская Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в иске суду пояснила, что ее доверительница относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и право на обеспечение ее жилым помещением признано вступившим в законную силу судебным актом. Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение ее доверительнице не предоставлено, а предоставление жилья лицам, отнесенным к указанной категории не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика МО администрации Оренбургский район Абушахмина Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду пояснила, что на основании вступившего в законную силу судебного акта Каплунова Т.С. была поставлена на учет и внесена в список детей-сирот, в качестве нуждающегося в жилом помещении по дате постановке на учет с 06.07.2017 года. Предоставление Каплуновой Т.С. жилого помещения вне очереди нарушит права других детей – сирот, жилье которым также предоставляется в порядке очередности. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, а также уменьшить расходы понесенные на оказание юридической помощи до разумных пределов с учетом сложности дела.
Представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в представленном письменном отзыве возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив что в случае предоставления Каплуновой Т.С. жилого помещения по решению суда будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое право на получение жилья ранее. При этом формирование двух очередей в том числе по очереди на основании судебных актов является нарушением конституционных прав детей-сирот состоявших на очереди в соответствии со списками. В связи с изложенным просили в иске отказать.
Представитель Министерства социального развития в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Поскольку участники процесса в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Действовавшим до 01.01.2013 года законодательством в отношении детей – сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно абзацам 1, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. (п. 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).Пункт 9 ст. 8 Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159 -ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ (т.е. до 01.01.2013 года) в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях реализации данного положения принят Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 г. N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Вышеуказанным Законом Оренбургской области предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 2 статьи 1 Закона).
Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство Оренбургской области предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями при условии достижения ими возраста 18 лет (если нет оснований для обеспечения их жилыми помещениями в иные сроки) и включение их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Оренбургской области.
Судом установлено, что Каплунова Т.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Оренбургской области, ее родителями указаны: мать – ФИО6, отец – ФИО7
Решением ФИО3 районного суда ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, являющийся матерью Каплунова Т.С. лишена родительских прав в отношении Каплунова Т.С. , в том числе из-за убийства отца ФИО7, Каплунова Т.С. оставлена на воспитание в Чебеньковский детский дом ФИО3 <адрес>.
Впоследствии на основании распоряжения администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р Каплунова Т.С. была передана для дальнейшего воспитания в приемную семью в <адрес>. После окончания школы продолжила обучение в колледже железнодорожного транспорта и проживала в общежитии, из которого была исключена и выселена.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 января 2017 года Каплуновой Т.С. было отказано в признании за ней права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и обязании включить ее в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 12.04.2017 года решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30.01.2017 года отменено, постановлено новое решение которым за Каплуновой Т.С. признано право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного жилого помещения, и возложена обязанность на администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области включить Каплунову Т.С. в список детей-сирот и детей, нуждающихся в жилом социальном помещении, предоставляемого за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области.
Согласно представленному учетному делу № № Каплунова Т.С. на основании постановления МО администрации Оренбургского <адрес> Оренбургской области от 06.07.2017 года включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сведений о том, что компетентным органом в установленном законом порядке предоставлено Каплуновой Т.С. жилое помещение по договору социального найма суду не представлено.
Напротив согласно представленному ответу МО администрации Оренбургского района Оренбургской области Каплунова Т.С., включена в список в порядке очередности в соответствии с Законом Оренбургской области от 18.03.2013 года №-V-ОЗ.
Согласно представленным сведениям из ЕГРН прав на объекты недвижимости за Каплуновой Т.С. не зарегистрировано.
В ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» за Каплуновой Т.С. объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории Оренбургской области не значится.
При таких обстоятельствах, поскольку право Каплуновой Т.С. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения признано вступившим в законную силу судебным актом, который в соответствии со ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного дела, однако до настоящего времени Каплуновой Т.С. несмотря на наличие у нее права на предоставление специализированного помещения во внеочередном порядке жилое помещение не предоставлено, суд находит требования истицы обоснованными и возлагает на администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области обязанность предоставить Каплуновой Т.С. за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в пределах МО «Оренбургский район» не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
При этом доводы представителя ответчика о том, что внеочередное обеспечение Каплуновой Т.С. жильем нарушит права иных граждан, которые включены в список ранее, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку как следует из содержания положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от наличия либо отсутствия достаточного финансирования на указанные цели (обеспечение данной категории лиц жилым помещением).
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При рассмотрении спора Каплунова Т.С. понесла расходы на оказание юридической помощи в размере 20 000,00 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате.
С учетом требований разумности и справедливости, существа спора и количества судебных заседаний суд считает необходимым определить расходы на оказание юридической помощи в размере 5 500,00 рублей и взыскать денежные средства в сумме 5 500,00 рублей с администрации МО «Оренбургского района» в пользу Каплуновой Т.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каплунова Т.С. к администрации МО Оренбургского района Оренбургской области об обеспечении жилой площадью удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Каплунова Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Оренбургского района Оренбургской области за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Взыскать с администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в пользу Каплунова Т.С. в возмещение расходов на оказание юридической помощи в размере 5 500,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.В. Крыгина
В окончательной форме решение принято 22 мая 2018 года