Дело № 2-561/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2017 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.
с участием представителя ответчика Варенцовой Н.А. – Осколкова А.С., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица – Кабаковой В.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Кулинич Б.А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Варенцовой Н.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Кулинич С.Б., о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество, по встречному иску Варенцовой Н.А. к Кулинич Б.А., Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о включении в наследственную массу земельного участка, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Кулинич Б.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, кадастровый №, расположенный <адрес> в порядке наследования, включив указанное имущество в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что супруге истца при жизни принадлежал спорный земельный участок, который она унаследовала после смерти матери ФИО5 Однако при открытии нотариусом наследственного дела выяснилось, что право собственности на указанный земельный участок не было зарегистрировано в установленном порядке наследодателем при жизни, в связи с чем нотариусом не может быть выдано свидетельство о праве на наследство.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям против удовлетворения иска возражал по мотивам, изложенным в письменных возражениях на иск, по тем основаниям, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение п.п. 3.2 и 4 Решения Севастопольского городского Совета от 20.01.2009 № 6286, следовательно, отсутствуют доказательства, подтверждающие передачу истцу в собственность спорного земельного участка. Ответчик просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
13.07.2017 Варенцова Н.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя со встречным иском, в котором просила суд признать за ней право собственности на земельный участок, кадастровый №, расположенный <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО15, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включив указанное имущество в состав наследственной массы. Встречные требования обоснованы тем, что Варенцова Н.А. является единственной наследницей первой очереди по закону после смерти матери ФИО5 При жизни наследодателем предпринимались попытки получить правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, вместе с тем, завершить процесс оформления своего права ФИО15 не представилось возможным в связи со смертью.
В судебном заседании представитель истца по встречному иску поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства Севастополя в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
Кулинич Б.А., Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Кулинич С.Б. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд с учетом мнения представителей сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, третьих лиц.
Заслушав пояснения представителей истца по встречному иску и ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, материалы наследственного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что согласно свидетельству о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.
После ее смерти было открыто наследственное дело № нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО19
20.10.2004 ФИО5 было составлено завещание, согласно которому ФИО5 завещает дочерям ВаренцовойН.А. и ФИО6 квартиру, расположенную <адрес> в равных долях.
Судом установлено, что ФИО4 и Варенцова Н.А. являются дочерьми умершей ФИО5, что подтверждается свидетельствами о рождении, имеющимися в материалах наследственного дела.
Заявлением от 18.12.2009 ФИО4 приняла наследство после смерти матери ФИО5
Заявлением от 27.04.2010 в рамках наследственного дела № Варенцова Н.А. отказалась от своей доли в наследстве в пользу ФИО4
28.11.2015 умерла ФИО4 (свидетельство о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ)
04.02.2016 было заведено наследственное дело к имуществу ФИО4 №.
Из копии материалов наследственного дела, а именно свидетельства о браке, заявления о принятии наследства от 04.02.2016 г. усматривается, что наследником по закону после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является ее супруг – Кулинич Б.И.
Ввиду отказа сына Кулинич С.Б., путем написания заявления об отказе от наследства от 04.02.2016, истец является единственным наследником после смерти ФИО4
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Как установлено в судебном заседании, решением XIII сессии Севастопольского городского совета 5 созыва от 20.01.2009 № 6286 «О передаче в аренду ОК «ЖСК ИЗ «<данные изъяты>» земельного участка в районе <адрес> для жилищной застройки и передаче в собственность гражданам (согласно приложению) земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)», ФИО5 был передан в собственность земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, расположенный <адрес>.
Указанный земельный участок был поставлен истцом на кадастровый учет как ранее учтенный, кадастровый №.
ФИО7 при жизни не успела получить правоустанавливающие документы на спорный земельный участок. Вместе с тем, судом установлено, что при жизни ФИО5 предпринимались действия, направленные на получение правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, в частности, был заключен договор № от 29.09.2009 на подготовку технической документации по землеустройству в части составления документов, подтверждающих право на спорный земельный участок <адрес>.
Согласно п. 2.1, решения XIII сессии Севастопольского городского совета 5 созыва от 20.01.2009 № 6286 членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>» в собственность переданы земельные участки общей площадью 9,9900 га, в том числе 0,0389 га - охранная зона ЛЭП - 6 кв., для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (согласно приложению), с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.
Согласно списку граждан-членов ОК «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>», ФИО5 передан земельный участок <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты> га.
В результате подписания 18.03.2014 договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а так же принятия 20.03.2014 Государственной Думой РФ Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», г. Севастополь стал субъектом Российской Федерации со статусом города федерального значения, на территории которого действует законодательство Российской Федерации с 18.03.2014.
Согласно ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего кодекса не следует иное. Ч. 2 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иныхвидов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а так же разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а так же не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014г. права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности право собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
П. 3 ст. 7 вышеуказанного закона предусматривает, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Во исполнение указанного пункта 07.08.2014г. Правительством Севастополя было принято постановление № 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав», в которое постановлением № 384 от 09.10.2014 и постановлением № 320-ПП от 27.04.2015 Правительства Севастополя были внесены изменения.
В соответствии с вышеуказанным постановлением к числу документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации, относится акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка, который являлся основанием для регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на спорный объект недвижимого имущества не является безусловным основанием для отказа наследникам в признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, т.к. факт наличия либо отсутствия права собственности у наследодателя на данное имущество при отсутствии государственной регистрации такого права и невозможности ее осуществления по объективным причинам (смерть гражданина), может быть установлен судом на основании представленных наследниками доказательств возникновения у наследодателя права собственности на недвижимое имущество по предусмотренным законом основаниям.
Судом установлено, что ФИО5 при жизни был передан с собственность спорный земельный участок. ФИО4 при жизни было принято наследство после смерти матери ФИО5 путем подачи соответствующего заявления в порядке ст. 1153 ГК РФ.
В силу положений ч. 4 ст. 1153 принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, ФИО4 перешло право собственности в порядке наследования на спорный земельный участок после смерти матери ФИО5
В свою очередь, единственным наследником по закону после смерти ФИО4 является ее супруг Кулинич Б.И., который заявлением от 04.02.2016 принял наследство после смерти ФИО4
С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Кулинич Б.И. о признании за ним в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, кадастровый №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства.
Доводы представителя ответчика о том, что исковые требования Кулинич Б.И. не могут быть удовлетворены в связи с тем, что земельный участок не сформирован в соответствии с требованиями законодательства РФ и не установлены его границы, суд считает необоснованными в связи с тем, что право собственности наследодателя ФИО5, а в последующем ФИО4 в соответствии с постановлением № 202 от 07.0.2014 Правительства Севастополя «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» подтверждается решением № 6286 от 20.01.2009 Севастопольского городского совета и может быть отнесено к ранее возникшим правам на объекты недвижимого имущества.
Встречные исковые требования Варенцовой Н.А. не подлежат удовлетворению, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено материалами наследственного дела к имуществу ФИО5, Варенцова Н.А. заявлением от 27.04.2010 отказалась от своей доли в наследстве в пользу ФИО4
В силу ст. 1158 Гражданского кодекса РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156). Не допускается также отказ от наследства с оговорками или под условием.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в связи с отказом Варенцовой Н.О. от наследства, который был принят нотариусом, она утрачивает в последующем право претендовать на такое наследство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Кулинич Б.А. право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный <адрес>, кадастровый №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, в порядке наследования по закону после смерти супруги ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.08.2017.
Председательствующий –