2-42/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.02.2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Новичихиной Н.А.,
при секретаре Дороховой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов муниципального образования к Абушаеву ФИО11 и администрации Надеждинского муниципального района о признании недействительными распоряжений должностных лиц администрации Надеждинского муниципального района, взыскании суммы незаконно полученных премиальных выплат.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в 2019-2021 годах главе администрации Надеждинского муниципального района Абушаеву Р.С., в условиях конфликта интересов выплачено денежное поощрение в размере 274 198,77 рублей на основании изданных распоряжений о поощрении.
Так, в ходе проверки было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. главой администрации Надеждинского муниципального района изданы в отношении себя следующие распоряжения:
1) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2019 года;
2) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2019 года;
3) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2019 года;
4) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2019 года;
5) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2020 года;
6) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2020 года;
7) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2020 года;
8) № 439-ро от 15.07.2021 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2021 года;
9) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2021 года;
Помимо этого, в этот же период исполняющими обязанности главы администрации Надеждинского муниципального района, а именно заместителями главы администрации Надеждинского муниципального района Султановым А.В., Серебренниковой О.Г., Котренко Д.А. в отношении своего непосредственного руководителя - главы администрации Надеждинского муниципального района изданы распоряжения:
1) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 3 квартал 2019 года;
2) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2020 года;
3) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 3 квартал 2020 года;
4) № № ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2021 года;
5) №-ро от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 3 квартал 2021 года;
Вместе с тем, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате поощрений себе, является проявлением личной заинтересованности главы администрации Надеждинского муниципального района Абушаева Р.С., а также принятие таких решений непосредственными подчиненными прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление главой своих должностных полномочий, что ставит под сомнение правомерность его действий и его подчиненными, подрывает авторитет органов местного самоуправления.
Кроме того, при издании главой администрации Надеждинского муниципального района Абушаевым Р.С. распоряжений о выплате себе денежного поощрения, а равно при издании таких распоряжений исполняющими обязанности по данной должности, с вопросом о поощрении главы с целью объективной оценки его деятельности и результатов его работы в Думу Надеждинского муниципального района, должностные лица администрации района не обращались, соответствующие решения представительным органом местного самоуправления не принимались.
С учетом того, что распоряжения о премировании самого себя изданы в условиях конфликта интересов, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта Абушаевым Р.С. не приняты, распоряжения о поощрении главы Надеждинского муниципального района прокурор просит признать вышеназванные распоряжения незаконными и взыскать с Абушаева Р.С. незаконно полученные премиальные выплаты в размере 274 198,77 рублей.
В судебном заседании истец в лице помощников прокурора Бокач В.Р., Медведев М.Р., исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Абушаев Р.С. в судебное заседание не явился, его представитель просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района с иском не согласилась, представила письменные возражения, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Думы Надеждинского муниципального района в судебное заседание не явился.
Третьи лица: Султанов А.В., Серебренникова О.Г., Котренко Д.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены судом надлежащим образом, посредством заказной корреспонденции, сведений о причинах неявки не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Таким образом, суд считает возможным в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, в том числе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационное и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 111 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 51 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в статьях 28 и 33 Устава Надеждинского муниципального района, принятым решением Думы Надеждинского муниципального района от 16.10.2015 №208.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Аналогичные положения установлены пунктом 14 статьи 33 Устава Надеждинского муниципального района, принятого решением Думы Надеждинского района 16.10.2015 г. N 208.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Размер ежемесячного денежного вознаграждения, ежемесячные и иные дополнительные выплаты главе администрации Надеждинского района установлены действующим муниципальным правовым актом Надеждинского муниципального района О положении «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Надеждинском муниципальном районе» на основании решения Думы Надеждинского муниципального района от 23.09.2021 №280.
Денежное содержание выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих осуществляется за счет средств бюджета Надеждинского муниципального района.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, то есть к компетенции Думы Надеждинского муниципального района, которой подконтролен и подотчетен глава администрации Надеждинского муниципального района.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, добросовестное исполнение служебных обязанностей, эффективную службу, а так же премия по итогам работы по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования - Думой Надеждинского муниципального района.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы администрации Надеждинского муниципального района относится к исключительной компетенции Думы Надеждинского муниципального района.
Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе администрации Надеждинского муниципального района премии необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 28 Устава входит в компетенцию Думы Надеждинского муниципального района.
Как установлено в судебном заседании решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края №50 от 05.02.2019 года на должность главы Надеждинского муниципального района избран Абушаев Рустям Саитович
Постановлением №1-пг от 05.02.2019 глава Надежжинского мунипального района Абушаев Р.С. вступил в должность и приступил к исполнению обязанностей главы Надеждинского муниципального района с 05.02.2019 года.
В период 2019-2021 главой администрации Надеждинского муниципального района Абушаевым Р.С. изданы распоряжения, в том числе и в отношении себя: № 167-ро от 22.04.2019 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2019 года; № 384-ро от 11.07.2019 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2019 года; № 765-ро от 11.12.2019 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2019 года; № 787-ро от 25.12.2019 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2019 года; № 218-ро от 17.04.2020 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2020 года;) № 817-ро от 11.12.2020 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2020 года; № 840-ро от 24.12.2020 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2020 года; № 439-ро от 15.07.2021 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2021 года; № 703-ро от 10.12.2021 о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2021 года;
Кроме того, в этот же период исполняющими обязанности главы администрации Надеждинского муниципального района - заместителями главы администрации Надеждинского муниципального района Султановым А.В., Серебренниковой О.Г., Котренко Д.А. изданы распоряжения о поощрении муниципальных служащих администрации Надеждинского муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе и в отношении главы администрации Надеждинского муниципального района: № 635-ро от 21.10.2019 за 3 квартал 2019 года; № 466-ро от 17.07.2020 за 2 квартал 2020 года; № 694-ро от 16.10.2020 за 3 квартал 2020 года; № 202-ро от 15.04.2021 за 1 квартал 2021 года; № 621-ро от 13.10.2021 за 3 квартал 2021 года;
Общая сумма начисленных Абушаеву Р.С. премиальных выплат за выполнение особо важных и сложных заданий за период 2019-2021 г составила 315171 рублей, выплачено (за минусом НДФЛ) за указанный период на основании данных распоряжений - 274 198,77 рублей.
Согласно представленным Думой Надеждинского муниципального района сведениям, глава Надеждинского муниципального района Абушаев Р.С., либо исполняющие обязанности главы района с вопросом об оценке деятельности главы и возможности поощрения его не обращались, соответствующие решения Думой Надеждинского муниципального района не принимались.
Таким образом, в результате принятия Абушаевым Р.С. и исполняющими обязанности главы распоряжений о его поощрении при наличии неурегулированного конфликта интересов и в отсутствие согласования с Думой Надеждинского муниципального района, Абушаеву Р.С. незаконно и необоснованно из бюджета муниципального района выплачены денежные средства в размере 274 198,77 рублей.
Учитывая, что главой администрации Надеждинского муниципального района и исполняющими обязанности по данной должности решение об осуществлении премиальной выплаты Абушаеву Р.С. принято с существенными нарушениями требований действующего законодательства о противодействии коррупции и основ организации деятельности органов местного самоуправления, в условиях необъективности, в его действиях и действиях его подчиненных при принятии решений о поощрении имеются признаки недобросовестности,
Премиальная выплата в отношении Абушаеву Р.С. осуществлены за счет средств бюджета Надеждинского муниципального района, в связи с чем, требования прокурора направлены на защиту интересов муниципального образования.
Согласно ст. 19 Устава Надеждинского муниципального района порядок и условия выплаты главе Надеждинского района, а также материального и иного обеспечения его деятельности устанавливаются федеральными законами, законами Приморского края и принятыми в соответствии с ними решениями Думы Надеждинского района.
Решением Думы Надеждинского муниципального района Приморсуого края от 23.09.2021 №280 утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Надеждинском муниципальном районе», которым определены условия оплаты труда главы Надеждинского муниципального района.
Состав денежного содержания главы Надеждинского муниципального района установлен разделом 1 Положения.
Так, в соответствии с п.1.1 раздела 1 Положения, оплата труда главы Надеждинского муниципального района производится в виде денежного содержания, которое складывается из ежемесячного денежного вознаграждения, и из ежемесячных выплат и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п.1.2 Положения к ежемесячным и иных дополнительным выплатам относятся: 1. ежемесячное денежное поощрение; 2. ежеквартальное денежное поощрение; 3. единовременная денежная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 4. ежемесячная процентная надбавка к денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Оплата труда главы Надеждинского муниципального района осуществляется за счет средств бюджета Надеждинского муниципального района.
Вместе с тем, премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе Надеждинского муниципального района, Положением «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района» и Положением «О размере и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Надеждинском муниципальном районе» не предусмотрена и не содержит положений о наделении главы муниципального образования издавать распоряжения о премировании самого себя, что также следует из письменных возражений администрации Надеждинского муниципального района. Кроме того, данная премия по своей правовой природе является поощрительной выплатой, и осуществление которой зависит только от оценки результатов деятельности главы Надеждинского муниципального района представительным органом муниципального образования – Думой Надеждинского муниципального района.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы Надеждинского муниципального района, за выполнение особо важных и сложных заданий, относится к компетенции Думы Надеждинского муниципального района.
Доводы администрации НМР о том, что поскольку ежеквартальные премии входят в состав денежного довольствия главы Надеждинского района, то глава был вправе принимать решения о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, т.к. в течение 2019-2021г. Надеждинский муниципальный район показывал положительную динамику роста большинства показателей социально-экономического развития района, и выполнение/перевыполнение плановых показателей, судом отклоняются, поскольку удовлетворительные показатели, не наделяют главу Надежинского района правом принимать решения о поощрении самого себя, и для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Надеждинского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, ст. 19, п.17 ст. 33 Устава входит в компетенцию Думы Надеждинского муниципального района.
По изложенному, суд полагает, что в данном случае имеет место недобросовестность как со стороны Абушаева Р.С., выразившееся в том, что он, будучи, главой Надеждинского муниципального района вопросы о своем премировании на разрешение депутатов Думы Надеждинского района не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом. Кроме того, должностные лица, исполняющие обязанности главы администрации Надеждинского муниципального района, - заместители главы администрации Надеждинского муниципального района Султанов А.В., Серебренникова О.Г., Котренко Д.А. также издавали распоряжения о премировании своего непосредственного руководителя - главы администрации Надеждинского муниципального района, в отсутствии решения депутатов Думы Надеждинского района. Кроме того, возможность самостоятельного принятия должностными лицами решения о выплате премий, влечет получение в данном случае, главой Надеждинского района доходов в виде денежных средств, что является проявлением личной заинтересованности, а также нарушением права органа местного самоуправления Думы Надеждинского муниципального района на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий.
Поскольку уполномоченным органом – Думой Надеждинского района - решения о премировании главы муниципального образования за 2019 - 2021 годы не издавались, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые распоряжения являются недействительными только в части премирования главы Надеждинского района, т.к. они изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального района и его подчиненными), а в остальной части распоряжения прокурором не оспаривались, и не являлись предметом рассмотрения судом.
Таким образом, полученные выплаты Абушаевым Р.С. в период 2019-2021 г. в размере 274 198,77 рублей получены в отсутствии соответствующих распоряжений уполномоченного органа – Думы Надеждинского района, что в силу положений части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о неосновательном обогащении ответчика Абушаева Р.С. и соответственно возникновении обязанности возвратить указанную сумму в бюджет Надеждинского района.
Вместе с тем, поскольку Абушаевым Р.С. в добровольном порядке денежные средства в размере 274 198,77 рублей внесены в бюджет Надеждинского района, что подтверждается платежным поручением №193029 от 25.07.2022, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о взыскании с Абушаева Р.С. в бюджет суммы полученных премиальных выплат не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2020 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2020 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2021 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2021 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2019 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2020 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2020 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░░░░;
№-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░