Решение по делу № 33-5207/2019 от 09.08.2019

Советский районный суд г. Махачкалы РД

Судья ФИО6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО6,

судей ФИО6 и ФИО6

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> по исковому заявлению ФИО6 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по РД) о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии.

Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия

установила:

ФИО6 обратился в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением к МВД по РД об обязании МВД по РД засчитать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца.

В обоснование искового заявления указал, что он работал в <адрес> районном отделе внутренних дел (далее - РОВД) с <дата> года, в <дата> года вышел на пенсию по выслуге лет.

При определении трудового стажа (выслуги лет), трудовой стаж определен неправильно.

<дата> обратился в МВД по РД с заявлением об обязании работников, занимающихся определением трудового стажа службы (выслуги лет), определить стаж службы для назначения пенсии (выслуги лет) в соответствии с требованиями закона. Получен ответ в <дата> года со ссылкой, что для льготного исчисления необходимы документы о непосредственном участии в контртеррористической операции. Хотя согласно букве закона данные документы об участии сотрудников МВД в контртеррористической операции должны находиться и храниться в архиве МВД по РД.

Сам по себе факт направления сотрудника в зону вооруженных конфликтов и контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, если такое установлено, является основанием к зачету в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца (один день службы за три дня). Он является ветераном боевых действий.

По указанию министра внутренних дел по Республике Дагестан из <адрес> РОВД в распоряжение <адрес> РОВД в Карамахинской зоне в период с <дата> по <дата> периодически, в несколько этапов, были направлены экипажи в составе 5 сотрудников, в полной боевой экипировке, к местам боевых действий, для выполнения задач по охране общественного порядка и пересечения деятельности незаконных вооруженных бандформирований. В состав экипажа входил и он.

В соответствии с приказом МВД России от 18 апреля 1996 года «О замене личного состава группировки ОВД в Чеченской Республике» с <дата> по <дата> он находился в командировке в составе сводного отряда милиции при временном управлении МВД России в Чеченской Республике.

Согласно справке МВД России он в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 1994 года № 1360 и приказами МВД России №№ 056, 064, 443 1994 года в служебной командировке в составе сводного отряда милиции при ВУ МВД России в Чеченской Республике и прилегающих регионах, выполнял обязанности по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

Нахождение в зоне вооруженного конфликта засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца.

Согласно приказу МВД по РД по л/с от <дата> стаж его службы (выслуги лет) по состоянию на <дата> составляет <.>, а при выходе на пенсию <.>.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО6 к МВД по РД о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии - отказать».

Не согласившись с данным решением суда, истцом ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы указаны те же доводы, что и в исковом заявлении.

На заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО6, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствии; представитель ответчика МВД по РД ФИО6 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО6, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Как установлено судом и следует из приказа МВД по РД от <дата> л/с (л. д. 35) истец ФИО6 уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от <дата> -Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Выслуга лет на пенсию истца в календарном исчислении составляет <.>, в льготном исчислении - <.>.

Положениями Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон РФ от 21 января 1993 года № 4328-1), предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (ч. 1 ст. 1); военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2); действие Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (ст. 8); Правительство Российской Федерации: определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

устанавливает максимальные сроки непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и порядок исчисления этих сроков; устанавливает порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, установленных Законом РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 (ст. 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», регламентирующим порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предусмотрено, что предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации) (абз. 1 п. 2); периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (абз. 2 п. 2).

Из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» следовало, что вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооруженного конфликта, на которую распространялось действие Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-1, в том числе в части зачета в выслугу лет для назначения пенсии одного месяца военной службы за три месяца.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов», которым признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике», постановлено отнести к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Из анализа вышеизложенных нормативных положений в их совокупности следует, что для получения истцом данной льготы (зачета в выслугу лет для назначения пенсии одного месяца военной службы за три месяца) требуется возложение на сотрудников органов внутренних дел, направленных в зону вооруженного конфликта, выполнения специальных задач, непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на определенных в установленном порядке территориях.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1), регулирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (ст. 1); порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях: один день службы за три дня: время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 03 августа 1998 года или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции (пп. «е» п. 3) (пп. «е» введен постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 651, вступившим в силу с 01 января 2007 года).

Указом Президента Российской Федерации от 07 июня 2000 года № 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях», утратившим силу с 09 июля 2007 года, было предусмотрено засчитывать с 01 августа 1999 года военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предусмотрено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - сотрудники и военнослужащие), входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки): а) проходящим службу (военную службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы (далее - воинские части и органы), дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики; б) командированным в воинские части и органы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта; в) направленным в Республику Дагестан, Республику Ингушетия и Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик); г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти; д) проходящим службу (военную службу) в воинских частях и органах, дислоцированных на постоянной основе на территории Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Северная Осетия - Алания; е) командированным в воинские части и органы, указанные в подпункте «д» настоящего пункта; ж) направленным в Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик); з) проходящим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации на федеральных контрольно-пропускных пунктах «Затеречный» и «Ищерское», дислоцированных на территории Ставропольского края; и) командированным органами внутренних дел Российской Федерации, подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации на федеральные контрольно-пропускные пункты, указанные в подпункте «з» настоящего пункта (п. 1); засчитывать указанным в п. 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (пп. «в» п. 4).

Из анализа вышеизложенных нормативных положений в их совокупности следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные даты или периоды.

В свою очередь, сам по себе факт нахождения истца в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для признания его участвовавшим в боевых действиях и контртеррористических операциях.

Кроме того, непосредственное участие истца в контртеррористических операциях не доказано и не подтверждено определенными средствами доказывания, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о проведении таких операций и его в них участия.

При таких обстоятельствах, поскольку из материалов дела не усматривается оснований для возложения на МВД по РД обязанности произвести перерасчет выслуги лет истцу, включив период его нахождения в командировках с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в льготном исчислении (один месяц военной службы за три месяца), судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований ФИО6

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5207/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее