Именем Российской Федерации
« 10 » декабря 2020 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Емельяновой Н.В.,
при секретаре Медниковой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 2733/20 по иску Филиппова Андрея Владимировича к УМВД России по Тамбовской области, о признании решения жилищно-бытовой комиссии, утвержденного распоряжением УМВД России по Тамбовской области от 19.11.2018, и действий (бездействий) по внесению в него изменений незаконными, о признании права на получение единовременной социальной выплаты в ином размере, к МВД России о перерасчете социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Филиппов А.В. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудник органов МВД России составом семьи 3 человека- он, жена, дочь ФИО3, *** г.р.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области от 12.11.2018, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области №4/1243 от 19.11.2018 было принято решение о предоставлении Филиппову А.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека.
15.10.2020 Филиппов А.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Тамбовской области, в котором просил признать незаконным распоряжение УМВД России по Тамбовской области №4/1243 от 19.11.2018 в части предоставления ему социальной выплаты на состав семьи 3 человека, просил обязать УМВД России по Тамбовской области произвести перерасчет ранее произведенной ему социальной выплаты исходя из состава семьи 4 человек.
В обоснование заявленных требований указал, что до принятия решения жилищно-бытовой комиссией им были представлены документы, что его жена находится на последнем сроке беременности. 30.11.2018 им было подано заявление об изменении состава семьи с трех человек на четыре в связи с рождением дочери ФИО9, *** г.р. Поскольку социальная выплата была ему предоставлена только на основании распоряжения МВД России, принятого 21.12.2018, а сама выплата перечислена только 27.12.2018, то есть после его обращения в жилищную комиссию за изменением состава семьи, полагает, что имеет право на расчет размера социальной выплаты исходя из состава его семьи 4 человека.
В ходе рассмотрения дела судом от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым он дополнительно просил признать за ним право на получение единовременной выплаты с учетом дочери ФИО10, рожденной *** и обязать МВД России произвести перерасчет ранее произведенной ему распоряжением МВД России №1/14632 от 21.12.2018 выплаты из расчета состава семьи 4 человека и произвести доплату.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что считает незаконным не только распоряжение УМВД России по Тамбовской области от 19.11.2018 о предоставлении ему социальной выплаты на состав семьи 3 человека, но и последующие действия УМВД, связанные с уклонением от внесения изменений в данное распоряжение. В обоснование своих доводов указал, что поскольку с заявлением об изменении состава семьи с трех человек на четыре он обратился в жилищную комиссию 30.11.2018, то есть до того, как было принято распоряжение МВД России о предоставлении социальной выплаты от №1/14632 от 21.12.2018, УМВД России по Тамбовской области должно было рассмотреть его заявление и внести соответствующие изменения в распоряжение от 19.11.2018, увеличив размер полагающейся ему социальной выплаты. Бездействие сотрудников УМВД России по Тамбовской области привело к тому, что он получил социальную выплату в размере меньше, чем тот, на который имел право.
Не отрицает, что на дату принятия распоряжения его состав семьи состоял из трех человек, в связи с чем на 19.11.2018 распоряжение УМВД России по Тамбовской области было законным.
Представитель истца по доверенности Яркин А.Н. в судебном заседании просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что незаконным считает распоряжением МВД России от 21.12.2018, которым был определен размер социальной выплаты Филиппову А.В. Дополнительно пояснил, что по медицинским показателям нерожденная дочь Филиппова А.В. ФИО11 на том сроке беременности, который был у его жены на 19.11.2018, по медицинским показателям являлась полноценным человеком. Филиппов А.В. до принятия распоряжения от 19.11.2018 сообщил в УМВД России по Тамбовской области о том, что его жена находится в состоянии беременности со сроком 37 недель, в связи с чем УМВД России по Тамбовской области при принятии распоряжения от 19.11.2018 имело право учесть этого ребенка в составе его семьи. Не отрицает, что на момент приятия распоряжение было законным и обоснованным.
Кроме того указывает на незаконность действия МВД России при определении размера социальной выплаты Филиппову А.В., поскольку на момент принятия распоряжения от 21.12.2018 ребенок был уже рожден, имелось заявление истца в учетном деле об изменении состава его семьи.
Представитель ответчиков УМВД России по Тамбовской области и МВД России по доверенности Русанов Д.В. в судебном заседании просил заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование своих возражений указал, что Филиппов А.В. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудник органов МВД России составом семьи 3 человека- он, жена, дочь ФИО3, *** г.р.
08.11.2018 на имя начальника УМВД России по Тамбовской области из МВД России поступило письмо, согласно которому представлялись сведения о дополнительных лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 2018 год. Распоряжение и подготовленные протоколы по предоставлению единой социальной выплаты необходимо было представить в установленном порядке не позднее 15.11.2018 с учетом времени, необходимого на доставку почтовой корреспонденции.
Этой связи 12.11.2028 жилищная комиссия УМВД России по Тамбовской области рассмотрела учетные дела всех сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел, которые согласно очередности имели право на получение единовременной социальной выплаты с учетом доведенных лимитов.
Распоряжением УМВД России по Тамбовской области №4/1243 от 19.11.2018 был утвержден список граждан-получателей единовременной социальной выплаты и размер этой выплаты, которые сразу были направлены в МВД России.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Понятие члена семьи сотрудника установлено в ч.2 ст. 1 Федерального закона №247-ФЗ, согласно которой членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Действительно в материалах учетного дела Филиппова А.В. имелась справка о беременности его жены, однако в силу действующего законодательства нерожденный ребенок не может учитываться при расчете размера социальной выплаты сотруднику.
В связи с этим размер социальной выплаты для Филиппова был определен исходя из состава семьи 3 человека, он, жена и дочь.
В соответствии с п.4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел лицам, имеющим право на получение такой выплаты единовременная выплата предоставляется в размере, рассчитанном на день принятия соответствующего решения.
Возможность внесения изменений в решение о предоставлении социальной выплаты после его утверждения в связи с изменением каких-либо факторов, влияющих на размер социальной выплаты, нормами данных Правил не предусмотрена.
Такая возможность отсутствовала у Управления, поскольку в соответствии с требованиями указанного выше письма МВД распоряжение подлежало немедленному направлению распорядителю средств для своевременного освоения выделенных лимитов бюджетных обязательств.
После 19.11.2018 никакие документы сотрудников, претендующих на предоставление социальной выплаты не рассматривались, изменения в утвержденные распоряжения не вносились, все протоколы жилищных комиссий и распоряжения были направлены в МВД России.
Отмечает, что МВД России не является органом, который осуществляет проверку сведений, содержащихся в учетных делах сотрудников перед принятием решения о перечислении денежных средств.
Распоряжение МВД России от 21.12.2018 является просто документом о перечислении социальной выплаты конкретным гражданам в размере, указанном в распоряжении УМВД России по Тамбовской области.
Таким образом, к МВД России не относятся полномочия по изменению состава семьи граждан, учетные дела туда не направляются.
В связи с изложенным просит в удовлетворении требований Филиппову А.В. отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ), который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Понятие члена семьи сотрудника установлено в ч.2 ст. 1 Федерального закона №247-ФЗ, согласно которой членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Филиппов А.В. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудник органов МВД России составом семьи 3 человека- он, жена, дочь ФИО3, *** г.р.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области от 12.22.2018, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области №4/1243 от 19.11.2018 было принято решение о предоставлении Филиппову А.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека.
Истцом в судебном заседании не оспаривается, что на момент принятия распоряжения от 19.11.2018 состав его семьи был определен правильно, в связи с чем оснований для признания незаконным распоряжения УМВД России по Тамбовской области от 19.11.2018 №4/1243, которым утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 12.11.2018 у суда не имеется.
Ответчиком не оспаривается, что в материалы учетного дела Филипповым А.В. была предоставлена справка о том, что на 28.09.2018 беременность его супруги ФИО5 составляла 30-31 неделю, однако действующее законодательство не предусматривает при расчете размера социальной выплаты учитывать нерожденных детей, в связи с чем на 19.11.2018 расчет размера социальной выплаты, на которую Филиппов А.В. имел право, произведен верно.
Доводы истца в судебном заседании о том, что после рождения его дочери ФИО12 *** и обращения в УМВД России по Тамбовской области, ему должен был быть произведен перерасчет социальной выплаты основаны на неверном толковании норма права.
В соответствии с п.4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011г. N1223) единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Как указывалось ранее на день принятия решения УМВД России по Тамбовской области о предоставлении Филиппову А.В. социальной выплаты, то есть на 19.11.2018, размер положенной ему социальной выплаты был произведен верно.
Возможности вносить каким-либо образом изменения в утвержденное распоряжение ни данными Правилами, ни какими-либо иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена, как не предусмотрена и обязанность руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел изменить принятый им акт на основании заявления сотрудника и представленных им документов.
В п. 33 Правил, на который ссылается истец в обоснование своих требований, предусмотрено, что единовременная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника, однако из буквального толкования данной нормы следует только то, что до зачисления денежных средств на банковский счет, сотрудник не может считаться утратившим право на обеспечение жильем путем предоставления социальной выплаты. Однако в совокупности с изложенными выше требованиями п. 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ и п.4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, указанный пункт не предусматривает возможности перерасчета размера социальной выплаты, установленного решением федерального органа исполнительной власти.
Действительно социальная выплата истцу была перечислена на основании распоряжения Министерства внутренних дел РФ от 21.12.2018 №1/14632. Однако, из содержания преамбулы данного распоряжения следует, что оно принято на основании п. 4 Правил, и протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области от 12.11.2018, утвержденного распоряжением УМВД России по Тамбовской области от 19.11.2018 №4/1243.
При этом действующими Правилами не предусмотрены полномочия МВД России на данной стадии вносить изменения в принятые распоряжения органов исполнительной власти.
В связи с чем суд соглашается с доводами представителя ответчика в судебном заседании о том, что данным распоряжением не определяется право конкретного сотрудника на получение социальной выплаты в том или ином размере, оно носит характер финансово-распорядительного документа, позволяющего УМВД России по Тамбовской области осуществить перечисление денежных средств федерального бюджета в определенном размере на счета конкретных граждан.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что УМВД России в отношении него допустило бездействие, не произведя перерасчет размера социальной выплаты после 19.11.2018 до даты ее перечисления, основаны на неверном толковании норм права.
В связи с изложенным суд не усматривает оснований для признания за Филипповым А.В. права на получение единовременной социальной выплаты в ином размере, чем было предусмотрено в распоряжении УМВД России по Тамбовской области от 19.11.2018 №4/1243
Требования о возложении на МВД России обязанности по перерасчету ранее произведенной единовременной социальной выплаты являются производными от требований о признании права на такой перерасчет, в связи с чем также удовлетворению не подлежат.
Кроме того, как указывалось ранее МВД России не является органом, уполномоченным производить расчет социальной выплаты сотрудникам.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Филиппова Андрея Владимировича к УМВД России по Тамбовской области, о признании решения жилищно-бытовой комиссии, утвержденного распоряжением УМВД России по Тамбовской области от 19.11.2018, и действий (бездействий) по внесению в него изменений незаконными, о признании права на получение единовременной социальной выплаты в ином размере, к МВД России о перерасчете социальной выплаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение суда в окончательной форме принято 14.12.2020
Судья: Н.В.Емельянова