Решение по делу № 33-4604/2024 от 17.06.2024

г. Сыктывкар Дело № 2-118/2024 г. (33-4604/2024)

11RS0007-01-2023-000713-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Панькиной Е.О.,

рассмотрела в судебном заседании 24 июня 2024 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального округа «Вуктыл» на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года, по которому

исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о включении в реестр дороги общего пользования и возложении обязанности по содержанию подъездной дороги - удовлетворены.

Включена в реестр улично-дорожной сети муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми дорога общего пользования - подъезд к земельным участкам, находящимся на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет» в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложена на администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми обязанность по содержанию подъездной дороги к земельным участкам, находящимся на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет» муниципального округа «Вуктыл».

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения прокурора Скворцовой Е.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Вуктыла Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о включении в реестр улично-дорожной сети муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми дороги общего пользования - подъезд к земельным участкам, находящимся на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет» в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также возложении на администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми обязанности по содержанию подъездной дороги к земельным участкам, находящимся на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет» муниципального округа «Вуктыл».        

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель ответчика в лице администрации МО «Вуктыл» Республики Коми в суде с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Вуктыл» выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушениями норм материального права.

Дело в порядке части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, при их надлежащем извещении.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что подъездная дорога к территории бывших садоводческих товариществ, в том числе СНТ «Березка», не включена в перечень дорог федерального, регионального значения, не является частной собственностью, она также не входит в перечень объектов улично-дорожной сети г. Вуктыла (постановление администрации городского округа «Вуктыл» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). При этом указанная дорога находится на землях общего пользования, используется собственниками, пользователями земельных участков, расположенных на территории бывших СНТ «Березка», «Факел» «Автомобилист», «Строитель», «Полет», а также неограниченным кругом лиц.

Проезд на территорию бывшего СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет» используется также сотрудниками экстренных служб (скорая помощь, полиция, противопожарная служба).

Согласно условным обозначениям, изображенным на карте инженерной и транспортной инфраструктуры г. Вуктыла, относящейся к графической части Генерального плана МО ГО «Вуктыл», утвержденного решением Совета ГО «Вуктыл» <Дата обезличена> <Номер обезличен>, подъезд к земельным участкам, находящимся на территории бывших СНТ «Березка», «Факел», «Автомобилист», «Строитель», «Полет» относится к улично-дорожной сети ГО «Вуктыл» в качестве дороги местного значения.

<Дата обезличена> между администрацией ГО «Вуктыл» и ООО «Комстрой» заключен муниципальный контракт <Номер обезличен> на выполнение работ по содержанию, среди прочего, улично-дорожной сети г. Вуктыла в <Дата обезличена> в соответствии с техническим заданием.

Вместе с тем, в перечне объектов дорожного хозяйства, указанных в техническом задании к данному контракту, подъезд к земельным участкам, находящимся на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», не отражен. Данный факт свидетельствует о том, что фактически содержание данной подъездной дороги не осуществляется.

<Дата обезличена> и.о. прокурора г. Вуктыла Алашеевым М.М. на имя главы городского округа «Вуктыл» - руководителя администрации МО ГО «Вуктыл» Идрисовой Г.Р. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности.

В представлении указано, что в рамках рассмотрения коллективного обращения членов СНТ «Березка» от <Дата обезличена> прокуратурой города установлены нарушения требований законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности в деятельности должностных лиц администрации МО ГО «Вуктыл». Проезд к СНТ «Березка» на территории ГО «Вуктыл» находится на землях общего пользования, собственность на которые не разграничена. Вопреки требованиям законодательства, администрацией ГО «Вуктыл» меры по включению в реестр улично-дорожной сети не приняты; игнорируются обязанности по содержанию указанного проезда, которые возложены на нее в силу презумпции государственной собственности на земли, собственность на которые не разграничена. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, причиной указанных нарушений является отсутствие контроля со стороны руководства администрации МО ГО «Вуктыл» за подчиненными сотрудниками.

Представление содержит требования о его безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры, уведомлении прокуратуры в месячный срок о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, решении вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

Решением ... суда ... от <Дата обезличена>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена>, в удовлетворении требований администрации МО «Вуктыл» о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности от <Дата обезличена> отказано.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды).

В пункте 2 статьи 1 названного Кодекса территориальное планирование определено как планирование развития территорий для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов, включая объекты местного значения.

Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования; пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 февраля 2021 года № 186-О обратил внимание, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что он является бесхозяйным.

Отсутствие регистрации права собственности на земельные участки неразграниченной государственной собственности в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 этого же Федерального закона, за участки, расположенные на территории муниципального округа, отвечает орган местного самоуправления данного округа.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 10 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Согласно положениям статей 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 28 сентября 2021 года № 76 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» (далее - Правила благоустройства).

Согласно пункту 3.8 Правил благоустройства улично-дорожная сеть - это совокупность линейных объектов, расположенных на территории общего пользования (улицы, площади, дороги и проезды общего пользования).

В силу пункта 4.1 Правил благоустройства уборка и содержание территории городского округа «Вуктыл» включают в себя, среди прочего, уборку и содержание объектов улично-дорожной сети. Ответственность за уборку улично-дорожной сети возложена на собственников (балансодержателей) и подрядные организации на основании заключенных с администрацией городского округа «Вуктыл» муниципальных контрактов (договоров), в соответствии с условиями технического задания к муниципальному контракту (договору).

Нормативные документы, действовавшие в период выделения земли СНТ «Березка» (<Дата обезличена>), предполагали обязательное наличие подъездных дорог к территории, использующейся для организации садоводческих объединений, поскольку в соответствии с пунктом 5.2 - 5.3 Строительных норм и правил - СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 10.09.1997 № 18-51) территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования. На территорию садоводческого (дачного) объединения с числом садовых участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - не менее двух въездов.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности факта незаконного бездействия со стороны администрации МО «Вуктыл», что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся земельными участками на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет», усложняет работу сотрудников экстренных служб при оказании помощи гражданам, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований иска.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела и подтверждены доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

Вопреки доводам апеллянта, юридически значимые обстоятельства судом установлены на основании представленных в материалы дела доказательств и каких-либо сомнений не вызывают. Несогласие с оценкой доказательств не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм материального права.

Доводы жалобы об отсутствии документов о предоставлении земельного участка для строительства автомобильной дороги, отсутствии кадастрового учета и несформированности данного участка в целях строительства автомобильной дороги, основанием к отмене решения не являются.

Так судом установлено, что спорная дорога используется неограниченным кругом лиц, а не только членами бывших товариществ, в связи с чем данная дорога является дорогой общего пользования.

Кроме того, указанный подъезд к земельным участкам на территории бывших СНТ «Березка», СОТ «Факел», СНТ «Автомобилист», СНТ «Строитель», СНТ «Полет» исходя из условных обозначений, изображенных на карте инженерной и транспортной инфраструктуры г. Вуктыла, относится к улично-дорожной сети ГО «Вуктыл» в качестве дороги местного значения.

Учитывая нормативно-правовые требования, приведённые в решении, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению надлежащего содержания спорного проезда подлежит возложению на ответчика, как орган местного самоуправления, а также то обстоятельство, что отсутствие надлежащего содержания спорного подъезда усложняет работу сотрудников экстренных служб при оказании помощи гражданам, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В целом доводы апеллянта по существу повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат указания на обстоятельства, которые требуют дополнительной проверки, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.

Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального округа «Вуктыл» - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 01 июля 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-4604/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор города Вуктыла Республики Коми Вокуев Е.А.
Ответчики
администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Слободянюк Т А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
24.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Передано в экспедицию
24.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее