Дело № 2а-3183/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2020 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Смирновой П.В. о взыскании недоимки по налогам и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Смирновой П.В. о взыскании задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 4884,79 руб., начисленных на недоимку по налогу пеней в сумме 284,48 руб. и штрафа в размере 2980 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19478,21 руб., пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 42,77 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4692,50 руб., пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 9,70 руб., всего 32 372,45 руб.
В обоснование иска указано, что Смирнова П.В. с **.**.2010 по **.**.2019 осуществляла предпринимательскую деятельность, и в соответствии со ст.346.28 НК РФ являлась налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по ЕНВД за 2 квартал 2018 года инспекцией было вынесено решение о доначислении Смирновой П.В. ЕНВД в сумме 4902 руб., а также были начислены пени в сумме 284,48 руб. и штраф в размере 2980 руб.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст. 75 НК РФ в адрес Смирновой П.В. направлено требование № 33833 от 14.05.2019 со сроком исполнения требовании 06.06.2019 в общую сумму 8149,27 руб.
В добровольном порядке административный ответчик вышеуказанные требования в установленный срок не исполнил.
Кроме того, Смирнова П.В., будучи индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральный законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212-ФЗ), который действовал до 01.01.2017, имела обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области на основании ст.75 Налогового кодекса РФ Смирновой П.В. исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 26545 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в сумме 5840 руб., которое административный ответчик в добровольном порядке в полном объеме не исполнила.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст. 75 НК РФ в адрес Смирновой П.В. направлено требование № 2781 от 18.01.2019 со сроком исполнения требовании 15.03.2019.
Поскольку административным ответчиком требования об уплате недоимки по ЕНВД, пеней и штрафа, недоимки а также пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, не исполнил, административный истец обратился в суд с данным иском.
Одновременно с подачей административного иска истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании недоимки налогам и пеням, в обоснование ходатайства сослался на большую загруженность работников налоговой инспекции по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено представить в суд письменные возражения по существу административного искового заявления.
В установленный срок административный ответчик представил письменные возражения, в которых возражал против восстановления административному истцу срока обращения в суд с административным исковым заявлением, кроме того, просил учесть, что в настоящее время он признан несостоятельным (банкротом). В подтверждение представил решение Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2019 по делу № А52-3822/2019 о признании несостоятельным (банкротом), определение Арбитражного суда Псковской области от 10.06.2020 о завершении процедуры реализации имущества.
Принимая во внимание сумму задолженности по обязательным платежам, суд, руководствуясь ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.
Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Частью 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно ст. 346.30 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
В силу п. 1 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
В статье 69 НК РФ установлено, что при наличии недоимки по налогу налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов административного дела, Смирнова П.В. в период с **.**.2010 по **.**.2019 осуществляла предпринимательскую деятельность, и в соответствии со ст.346.28 НК РФ являлся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).
На основании поданных в налоговый орган деклараций Смирновой П.В. доначислен ЕНВД, который налогоплательщиком в установленный законом срок уплачен не был.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст. 75 НК РФ на сумму недоимки по ЕНВД начислены пени, в адрес должника направлено требование № 33833 от 14.05.2019 со сроком исполнения требовании 06.06.2019 в общую сумму 8149,27 руб. /л.д.9/.
Сведений об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по ЕНДВ, начисленных пеней и штрафа в установленный срок материалы дела не содержат.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-Ф3 Налоговый кодекс РФ дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Будучи до 20.05.2019 индивидуальным предпринимателем, Смирнова П.В. в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования" обязан была уплатить страховые взносы в бюджет ПФР на страховую часть и в бюджет ФФ ОМС.
Поскольку установленный законом срок об уплате страховых взносов за соответствующей год был нарушен административным ответчиком, Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст.75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам были начислены пени.
Смирновой П.В. выставлено требование № 2781 от 18.01.2019 об уплате в срок до 15.03.2019 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 20 695 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 42,77 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 4 692,50 руб., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 9,70 руб. (л.д.10).
Уплачены взносы на сумму 1 216,79 руб.
Сведений об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в полном объеме отсутствуют.
Поскольку административный ответчик требования об уплате задолженности по страховым взносам, налогам, и начисленным пеням в добровольном порядке не исполнил, административный истец 31.08.2020 обратился в суд с административным иском.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Аналогичный срок обращения в суд налогового органа с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в части 2 ст. 286 КАС РФ.
Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П).
Судом установлено, что общая сумма задолженности по требованиям № 33833 от 14.05.2019, № 2781 от 18.01.2019 об уплате недоимки по ЕНВД, пеней и штрафа в сумме, превышающей 3 000 руб., истек 06.12.2019 и 15.09.2019 соответственно, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании данной задолженности до 06.06.2020 и 15.03.2020 включительно.
Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Смирновой П.В. задолженности налогам и пеням к мировому судье не обращался, с настоящим иском обратился в суд 31.08.2020.
Учитывая приведенные выше положения закона, установленный в требовании срок уплаты недоимки, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и задолженности по страховым взносам административным истцом пропущен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять административный истец.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявленными требованиями, административный истец сослался на большую загруженность работников налоговых органов по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ. Однако доказательств, объективно исключающих возможность налогового органа обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок, представлено не было.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
Поскольку в нарушение вышеназванных норм, обращение налогового органа с административным иском последовало по истечении установленного законом срока и оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется, суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
Поскольку суд отказывает административному истцу в удовлетворении иска в связи с попуском срока обращения в суд, оснований для правовой оценки представленных административным ответчиком документов, свидетельствующих о банкротстве, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░.░. ░░░░░░░░