Решение по делу № 33а-3124/2021 от 26.08.2021

Судья Санина Е.А.

№ 33а-3124/2020

10RS0017-01-2021-000766-28

2а-484/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьиСоляникова Р.В.,

судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Сорокина Эдуарда Валерьевича к администрации Сортавальского муниципального района о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по совершению действий.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Сорокин Э.В. зарегистрирован и проживает в предоставленной его родителям на основании ордера квартире (...) дома (...) г. Сортавала (далее – спорный дом), который распоряжением администрации Сортавальского муниципального района (далее – Администрация) от 28 декабря 2017 г. № 1183 был признан аварийным. Административный истец обратился в Администрацию с заявлением о принятии его семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в чем распоряжением от 26 марта 2021 г. № 172 (далее – распоряжение от 26 марта 2021 г.) ответчиком было отказано.

Полагая, что тем самым нарушаются его права, административный истец просил признать незаконным распоряжение от 26 марта 2021 г.и возложить на Администрацию обязанность по принятию его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением судав удовлетворении административного иска отказано.

С решением суда не согласенСорокин Э.В., который просит отменить состоявшееся судебное постановление и принять по делу новое решение, так как судом первой инстанции не оценена возможность самостоятельного получения Администрацией необходимых документов, не представленных административным истцом. Кроме того, полагает, что Администрацией не был представлен полный список документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, от административного ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Сорокин Э.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с (...) 1987 г. зарегистрирован и проживает в квартире (...) спорного дома (далее – спорная квартира), ранее предоставленнойв порядке, предусмотренном жилищным законодательством РСФСР его родителям.

Документы, подтверждающие основания вселения родителей административного истца и его самого в спорную квартиру, а такжеданные об оформлении документов на право пользования указанной квартирой в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, отсутствуют. Вместе с тем, правомерность пользования Сорокиным Э.В. указанной квартирой никем не оспаривается.

Совместно с административным истцом в указанной квартире с 5 мая 2017 г. зарегистрирована его малолетняя дочь, ХХ.ХХ.ХХ года рождения.

Спорный дом находится в муниципальной собственности и распоряжением Администрации от 28 декабря 2017 г. № 1183 был признан аварийным и подлежащим сносу.

Супруга Сорокина Э.В. – Сорокина Е.А. имеет право пользования на основании договора социального найма от 25 сентября 2015 г. иным жилым помещением, площадью 29,9 кв.м, предоставленном ее матери.

По результатам рассмотрения заявления административного истца от 27 ноября 2019 г. в принятии его и членов его семьи (отца, супруги, малолетней дочери) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении было отказанораспоряжением Администрации от 20 января 2020 г. № 22 в связи с непредставлением документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. При этом из протокола заседания жилищной комиссии усматривается, что основанием для принятия данного решения послужило непредставление справки или документов о доходе Сорокина Э.В.

Административный истец 18 февраля 2021 г. в ходе личного приема представил заявление о принятии его и членов его семьи (Сорокиной Е.А. и их малолетней дочери) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, представив пакет документов, среди которых имелись документы о приобретении легкового автомобиля, при этом документы о размере и видах налогов, уплачиваемых заявителем и членами его семьи в течение расчетного периода, с имущества, подлежащего налогообложению, представлены не были, а также не были представлены документы, подтверждающие основание пользования Сорокиным Э.В. и его малолетней дочерью спорной квартирой.

В ходе рассмотрения указанного заявления жилищной комиссией 25 марта 2021 г. установлены основания для отказа в принятии Сорокина Э.В. с учетом членов его семьи в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с непредставлением указанных документов.

На основании протокола заседания жилищной комиссии распоряжением от 26 марта 2021 г. административному истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с непредставлением документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из чч. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет, которым самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственныхгосударственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

В соответствии с п. 4 ст. 4 принятого на основании п. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ Закона Республики Карелия от 19 декабря 2006 г. № 1041-ЗРК «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорамсоциального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее – Закон № 1041-ЗРК) в целях признания его малоимущим гражданин, который является заявителем, представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе, документы о размере и видах налогов, уплачиваемых заявителем и членами его семьи в течение расчетного периода, с имущества, подлежащего налогообложению и находящегося на праве собственности у заявителя и членов его семьи.

При этом в соответствии с ч. 2 этой же статьи при наличии у органа местного самоуправления возможности самостоятельного получения необходимых достоверных сведений и документов, в том числе в электронном виде, данный орган имеет право использовать полученные сведения и документы вместо документов, предоставляемых заявителем. В этом случае предоставление заявителем соответствующих документов не является обязательным.

Кроме того, в соответствии спп. «б» п. 3 ч. 1 ст. 4 принятого в соответствии с п. 7 ст. 13, ч. 7 ст. 52 ЖК РФ Законом Республики Карелия от 6 февраля 2006 г. № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилыхпомещений по договорам социального найма в Республике Карелия» (далее – Закон № 958-ЗРК) к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагаются документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, включая документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие).

Частью 1.1 этой же статьи определено, что орган, осуществляющий принятие на учет, самостоятельно запрашивает в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, предоставляемую на каждого дееспособного члена семьи гражданина, а также документы, свидетельствующие о несоответствии занимаемого гражданином и членами его семьи жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Корреспондирующие указанным нормативным предписаниям положения содержатся в п. 2.7.4.4, пп. «б» п. 2.7.5, п. 2.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации от 19 сентября 2019 г. № 53 (далее – регламент № 53), в редакции постановления от 10 марта 2020 г. № 18 (далее – постановление № 18).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях включено в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 2113-р.

Таким образом, отношения, возникающие в связи с предоставлением указанной муниципальной услуги органами местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ), имеющим в указанной части в силу пп. «б», «к», «н» ч. 1 ст. 72, чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, приоритет перед нормативными актами субъекта Российской Федерации.

В силу п. 2, пп. «а» п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ по общему правилу органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации:

– которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

– отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в предоставлении муниципальной услуги, за исключением изменения требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги.

В силу чч. 1 и 5 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ предоставление документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, осуществляется, в том числе, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, осуществляемом в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия, по межведомственному запросу органа, предоставляющего муниципальную услугу.

Согласно полученной по запросу суда апелляционной инстанции из администрации Главы Республики Карелия (которая с учетомп. 2 постановления Правительства Республики Карелия от 26 октября 2012 г. № 330-П и п. 2 постановления Правительства Республики Карелия от 26 июля 2021 г. № 311-П(соответственно) являласьобладателем информации, содержащейся в системе межведомственного электронного взаимодействия Республики Карелия, а в настоящее время является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия по организации присоединения и ее использованию и региональным оператором межведомственного электронного взаимодействия в Республике Карелия) информации, возможность реализации получения сведений о размере и видах налогов, уплачиваемых с имущества граждан, в региональной системе межведомственного электронного взаимодействия не реализована ввиду отсутствия данных сведений на технологическом портале.

Указанное соотносится с пп. 3 и 6 п. 1, п. 10 ст. 102 НК РФ, в силу которыхсведения о размере и видах налогов, уплачиваемых с имущества граждан, не исключены из полученных налоговым органом сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну.

При этом данные сведения не только позволяют выявить и определить имущество, подлежащее налогообложению, в том числе, права на которое не зарегистрированы либо не учтены в установленном порядке, но и его стоимость, и, как следствие, соответствие заявителя критериям нуждаемости, определяемого с учетом ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 6-9 Закона № 1041-ЗРК.

Таким образом, сведения о размере и видах налогов, уплачиваемых с имущества административного истца и членов его семьи,не могли быть получены Администрацией самостоятельно, в связи с чем подлежали представлению им самим, а их непредставление в силу ч. 4 ст. 52, п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ обоснованно явилось мотивом отказа в постановке Сорокина Э.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку до внесения постановлением № 18 изменений в регламент № 53 среди указанного в его п. 2.7 перечня документов, подлежащих представлению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, отсутствовали сведения о размере и видах налогов, уплачиваемых с имущества граждан (содержалась лишь предусмотренная п. 2.7.14 справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме 39-1ф), оснований для применения предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ запрета не имеется.

Судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным оспариваемого решения в связи с непредставлением полного перечня документов, необходимого для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имея ввиду то обстоятельство, что в силу п. 2.16 регламента № 53 информирование по вопросу предоставления данной муниципальной услуги осуществляется как индивидуально (устно при личном обращении и по телефону, а также письменно, в том числе, по электронной почте), так и публично (включая размещение информации на стендах Администрации, ее официальном сайте, на порталах государственных и муниципальных услуг), чем достигается установленный п. 4 ст. 4 Закона № 210-ФЗ принцип открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

Доказательств, подтверждающих несоблюдение указанных требований, в том числе, что административный истец обращался по вопросу предоставления перечня документов, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, однако данное индивидуальное обращение было проигнорировано, не представлено.

Вместе с тем, как п. 2.7.4 регламента № 53 в первоначальной редакции, так и пп. «б» п. 2.7.5 указанного регламента в редакции постановления № 18, заявителям предписывалосьпредоставлятьдокументы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, включая документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие).

Непредставление указанных документов не явилось основанием для отказа в принятии административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при рассмотрении его первоначального обращения, что возлагало на Администрацию установленные п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ ограничения.

Кроме того, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ установлен прямой запрет на истребование у заявителя документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги.

В силу п. 1 ст. 671, п. 3 ст. 672 ГК РФ, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма заключается между наймодателем, являющимся собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующим от его имени уполномоченным органом местного самоуправления) либо управомоченным им лицом, и нанимателем (гражданином).

Соответственно, установленное пп. «б» п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 958-ЗРК требование о представлении документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, включая документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие), не может быть истолковано, как возлагающее на заявителя обязанность по представлению в орган, осуществляющий принятие на учет, документов, которыми обладает (должен обладать в силу действующего правового регулирования) сам указанный орган. Указанные документы подлежат представлению только в случае, если предоставление жилого помещения осуществлялось не самим органом, осуществляющим принятие на учет.

Реализация в силу п. 6 ч. 1, чч. 3 и 4 ст. 14, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией, как исполнительно-распорядительным органом муниципального района, полномочий по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, исходя из неоспариваемого факта нахождения спорной квартиры в муниципальной собственности, предполагает ее осведомленность о документах, на основании которых административный истец и его малолетняя дочь пользуются спорной квартирой.

Само по себе отсутствие у административного истца документов, на основании которых онв течение более тридцати трех лет пользуется спорной квартирой, с учетом его вселения в нее в малолетнем возрасте, притом что после признания спорного дома аварийным спорная квартира не может быть признана жилым помещением и, как следствие, выступать предметом договора социального найма (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 62, п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ), не может являться основанием для отказаСорокину Э.В. в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не может повлечь отмену правильного по существу решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-3124/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сорокин Эдуард Валерьевич
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
Сорокина Анна Эдуардовна
Сорокина Евгения Алексеевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.08.2021Передача дела судье
20.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021Передано в экспедицию
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее