Дело №5-149/2024
25RS0029-01-2024-000457-89
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Уссурийск 16 апреля 2024 г.
Судья Уссурийского районного суда Приморского края Онищук Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Сюэ Дапэн, XXXX., привлекаемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГг. в 09 час. 20 мин. в зале таможенного оформления пассажирского модуля ОСТП XXXX таможенного поста МАПП Пограничный Уссурийской таможни, при проведении таможенного контроля багажа гражданина КНР Сюэ Дапэн, убывающего из РФ в КНР на автобусе государственный номер XXXX (рейс 801/01), был установлен факт незадекларирования товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию.
По результатам проведенного таможенного досмотра установлены фактические сведения о перемещаемых Сюэ Дапэн товарах, а именно: 1) часы «корабельные» (одни) в металлическом блестящем корпусе, со стороны циферблата корпус состоит их открывающегося стекла в металлическом корпусе, циферблат белого цвета с «арабскими цифрами». Стрелки две, часовая и минутная, черного цвета с настенным покрытием. При открытии корпуса со стороны циферблата, на лицевой стороне на корпусе часов имеется гравировка в виде цифр и букв: 07493; 4-50; У; П. На боковой поверхности часов имеется металлическое колесико для завода часов. Вес часов брутто /нетто 2,855 кг. Часы находились в индивидуальной упаковке, замотанные в полимерный защитный материал белого цвета. На часах видимые повреждения отсутствуют, есть видимые следы эксплуатации, потёртости, загрязнения. Имелись повреждения упаковочного материала. Вес упаковочного материала часов 0,028 кг.; 2) самовар металлический «дровяной», покрытый блестящим металлом, бывший в эксплуатации. Состоящий из корпуса, разборной металлической крышки, состоящей из четырех частей, и съёмной металлической части носика. Внутри самовара находится труба для дров. На самоваре видимые повреждения отсутствуют, есть видимые следы эксплуатации, потёртости, в местах потертостей под блестящим металлом видно металл желтоватого цвета, имеются загрязнения. Все самовара брутто / нетто 4,926 кг. Имелись повреждения упаковочного материала. Вес упаковочного материала самовара 0,175 кг. Имелись повреждения упаковки картонной коробки, надрывы, порезы, следы обмотки скотчем. Общий вес упаковки 0.894 кг. Всего 2 товара (часы, самовар) весом нетто 7,781 кг/ брутто 8,675 кг.
По результатам таможенной экспертизы, проведенной Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ XXXX (далее ЭКС ЦКТУ XXXX), в соответствии с заключением таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГ XXXX, установлено, что Сюэ Дапэн перемещал через таможенную границу РФ товар «самовар жаровой, производства фабрики Василия Баташева, Россия, г.Тула, изготовлен в конце 19 века».
Согласно критериям отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГг. XXXX, к культурным ценностям, имеющим особое художественное значение, относятся самовары жаровые, произведенные до 1900 года. Предметы бытового назначения, созданные 100 лет назад и более, включены в раздел 2.20 «Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов» Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21 апреля 2015 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение № 30).
Решением №30 утверждено положение о вывозе с таможенной территория-Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (далее - Положение).
Положение определяет порядок вывоза с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, включенных в раздел 2.20 Перечня, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N7 к Договору о Евразийского экономическом союзе от ДД.ММ.ГГ).
Порядок вывоза с таможенной территории регламентируется приложением №8 Решения. Согласно пункта 4 приложения №8 вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования осуществляется при наличии заключен (разрешительного документа), выдаваемого согласующим органом.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 №1567-р органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов, в торговле с третьими странами с ДД.ММ.ГГ является Министерство культуры Российской Федерации.
На основании статьи 35.2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключи (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019г. №124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» (вместе с «Порядком заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации») определен порядок заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации. Так, в графах 3.1 - 3.10 пассажирской таможенной декларации указываются сведения о наличии товаров, подлежащих таможенному декларированию, путем проставления в соответствующих полях знака «х» или «v». Пассажирская таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе заполняется по форме, утвержденной Решением. Пунктом 3.4 формы пассажирской таможенной декларации предусмотрено указание сведений о «Культурных ценностях».
Следовательно, вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа) и предусматривает подачу пассажирской таможенной декларации.
Декларирование какого-либо товара Сюэ Дапэн не производилось, пассажирская таможенная декларация не подавалась.
В ходе устного опроса, Сюэ Дапэн заявил, что перемещаемый товар из РФ в КНР и выявленный в ходе таможенного досмотра ему во Владивостоке подарил друг, чеки на товар и разрешительные документы на вывоз у Сюэ Дапэн отсутствуют. Самовар и часы Сюэ Дапэн вывозил из РФ без разрешительных документов, дающих право на вывоз указанных товаров из РФ, так как не знал о необходимости наличия таких документов.
Согласно заключению эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г.Владивосток XXXX о ДД.ММ.ГГг., представленный на экспертизу образец является самоваром жаровым производств фабрики Василия Баташева, Россия, конец 19-го века. Рыночная стоимость представленного на экспертизу самовара на рынке РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГг. составила 10433,33 руб.
В судебное заседание Сюэ Дапэн не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом через генеральное консульство КНР, судебной повесткой, направленной заказным письмом с уведомлением, ходатайств об отложении судебного заседания не представила. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь требованиями частью 2 статьи 25.1, пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представитель Уссурийской таможни в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд полагает, что факт совершения правонарушения достоверно установлен.
На территорию ЕАЭС без уплаты таможенных платежей можно ввезти товары для личного пользования, то есть товары, которые предназначены для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такие товары могут перемещаться через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2, пункт 3 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, осуществляется таможенным органом, исходя из (пункт 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза): - заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; - характера и количества товаров; - частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
В случае перемещения товаров физическими лицами не для личного пользования применяется порядок таможенного декларирования товаров, установленный главой 17 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно критериям отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2020г. №1425, к культурным ценностям, имеющим особое художественное значение, относятся самовары жаровые, произведенные до 1900 года. Предметы бытового назначения, созданные 100 лет назад и более, включены в раздел 2.20 «Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов» Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21 апреля 2015 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение № 30).
Решением №30 утверждено положение о вывозе с таможенной территория-Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (далее - Положение).
Положение определяет порядок вывоза с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, включенных в раздел 2.20 Перечня, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N7 к Договору о Евразийского экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Порядок вывоза с таможенной территории регламентируется приложением №8 Решения. Согласно пункта 4 приложения №8 вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования осуществляется при наличии заключен (разрешительного документа), выдаваемого согласующим органом.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 №1567-р органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов, в торговле с третьими странами с 07 июня 2011 является Министерство культуры Российской Федерации.
На основании статьи 35.2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключи (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.
Таким образом, для товара «самовар жаровой, производства фабрики Василия Баташева, Россия, г.Тула, изготовлен в конце 19 века» международным законодательством и законодательством Российской Федерации установлены запреты и ограничения на вывоз физическим лицом с таможенной территории Евразийского экономического союза данного товара.
Следовательно, перемещая культурные ценности, а именно товар «самовар жаровой, производства фабрики Василия Баташева, Россия, г.Тула, изготовленного в конце 19 века, Сюэ Дапэн обязан задекларировать указанный товар с применением пассажирской таможенной декларации в порядке, предусмотренном статьей 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Как установлено в судебном заседании, Сюэ Дапэн не задекларировал перемещаемый товар по установленной форме, который подлежал обязательному таможенному декларированию, поскольку товар, перемещаемый гражданином КНР Сюэ Дапэн через таможенную границу ЕАЭС для личного пользования является культурной ценностью, и подлежал обязательному таможенному декларированию, что объективно подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: определением о возбуждении административного правонарушения от ДД.ММ.ГГ; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГ; актом таможенного досмотра XXXX от ДД.ММ.ГГ; актом отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГ; заключением таможенного эксперта XXXX от ДД.ММ.ГГ; заключением эксперта XXXX от ДД.ММ.ГГ; протоколом об административном правонарушении XXXX от ДД.ММ.ГГг., и другими доказательствами в совокупности, которые получены с соблюдением процессуальных требований Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, в связи с чем признаются судьей достоверными относительно события правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим образом с соблюдением требований статей 26.2 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Сюэ Дапэн образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как недекларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих декларированию.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении административного наказания суд учитывает характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых совершено правонарушение, данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу, и полагает необходимым назначить Сюэ Дапэн административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, что будет являться соразмерным содеянному и позволит достигнуть целей наказания, указанных в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Сюэ Дапэн, ДД.ММ.ГГ года рождения, гражданина КНР, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения: самовар никелированный жаровой, производства фабрики Василия Баташева, Россия, конец 19-го века. Количество 1 шт.
Конфискованные предметы административного правонарушения обратить в федеральную собственность.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения, изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГг., помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Пограничный Уссурийской таможни, расположенному по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.
Суммы штрафа или средства от реализации конфискованных товаров, взысканные издержки, следует перечислить по следующим реквизитам: наименование банка получателя средств - Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г.Москва; БИК банка получателя средств - 024501901; Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) 401028100455370000002; Номер счета получателя средств (номер казначейского счета) 03100643000000019502; Получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН получателя 7730176610; КПП получателя 773001001; ОКТМО 45328000; КБК (денежные средства, полученные от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, подлежащие зачислению в федеральный бюджет) 153114140011016000440, КБК (штрафы) 15311601161010000140, КБК (издержки) 15311610121010001140, УИН (штраф) 15310107160001115236, УИН (издержки) 15311107160001115230.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Онищук