Решение по делу № 2-295/2023 (2-3797/2022;) от 21.11.2022

Дело № 2-295/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2023 года                                                                  г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре – Гончаровой С.А., с участием ответчика Коржиковой В.Н., ее представителя – Поперечного Р.В., представителя третьего лица Департамента образования – Кирееевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения г. Евпатории Республики Крым к Коржиковой Валентине Николаевне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Департамент образования и науки города Севастополя, о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым (далее – Департамент, истец) обратился в суд с вышеуказанным иском к ФИО2 (далее – ответчик), в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки на общую сумму 73080 руб., из них ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 000 рублей; ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 080 рублей.

Истец мотивирует свои требования тем, что ответчик, проживавшая со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, состояла на учете в Департаменте по льготной категории по льготной категории «Граждане из числа ветеранов имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствие с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до 21.02.2014». ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Департамент о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Граждане из :да ветеранов труда, имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствие с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, свидетельствовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до 31.12.2014» в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2014 «О социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» и Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от декабря 2014 года (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ ).

Ответчику во время приема заявления и документов, было разъяснено, что в случае утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату, в том числе, в случае переезда на место жительства в другой регион Российской Федерации или за пределы РФ, она обязана сообщить в Департамент.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 как получатель пособия по опеке на ребенка сообщила в Департамент о переезде на постоянное место жительства в <адрес> А, <адрес>.

С целью проверки данной информации специалистом Департамента ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в МВД в порядке межведомственного электронного взаимодействия на операцию «Получение регистрации по месту жительства».

Согласно полученному ответу на запрос из МВД ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> А, <адрес>. Департаментом также направлен запрос в Отдел по вопросам миграции отдела МВД России по <адрес> для проверки регистрации места жительства ( от ДД.ММ.ГГГГ).

По информации ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: Россия, Респ. Крым, <адрес>. Наличие заявленного адреса выбытия: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение о прекращении Ответчику ФИО2 ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по причине: перемена места жительства (за пределы района).

Согласно Справке-расчету от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Центр социальных выплат» выплатил Ответчику ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в размере 1 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в отношении ФИО2 принято решение о назначении меры социальной поддержки «Ежемесячной помощи на детей, которые находят под опекой, попечительством, в приемных семьях» на ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 116 рублей.

Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении назначения меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях» Ответчику ФИО2 на ребенка со дня, следующего за тем, в котором возникли соответствующие обстоятельства, с ДД.ММ.ГГГГ по причине: перемена места жительства (за пределы района).

Согласно Справкам-расчетам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ КУ «Центр социальных выплат» выплатил ежемесячную помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, Ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 46 640 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25 440 рублей.

До настоящего времени Ответчик сумму переплаты в добровольном порядке не погасила, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец и представитель третьего лица ГКУ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, подали заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Ответчик, ее представитель и представитель третьего лица Департамента образования в судебном заседание просили в удовлетворении иска отказать.

    Выслушав участников дела, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска исходя и из следующего.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым является юридическим лицом, входит в структуру администрации и является отраслевым органом администрации, созданным реализации органами местного самоуправления городского округа в установленном рядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Крым, и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты -тельных категорий граждан.

Судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, состояла на учете в Департаменте по льготной категории «Граждане из числа ветеранов гуда, имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствие с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим а территории Автономной Республики Крым и <адрес> до 21.02.2014».

ФИО7 Управлением труда и социальной защиты населения Евпаторийского городского совета Республики Крым было выдано удостоверение Ветеран труда» серии 3 от ДД.ММ.ГГГГ по законодательству действовавшему на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Департамент ос заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Граждане из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, существовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до 31.02.2014» в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» и Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ ).

Департаментом на основании заявления и предоставленных документов Ответчику ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата по категории «Граждане из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствие с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до 21.02.2014» с ДД.ММ.ГГГГ в размере 500 рублей за счет средств бюджета Республики Крым в соответствии с ч.6 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ - ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».

Согласно пп. 14 пп. 2.1 пункта 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, пенсионерам, постоянно проживающим - <адрес>: гражданам из числа ветеранов труда, имевшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчику во время приема заявления и документов, было разъяснено, что в случае утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату, в том числе, в случае переезда на место жительства в другой регион Российской Федерации или за пределы Российской Федерации, она обязана сообщить в Департамент.

В заявлении под обязательством «Я извещен(а) о необходимости своевременно информировать орган труда и социальной защиты населения, осуществляющий мне ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (... переезд на место жительство в др. регион Российской Федерации или за пределы Российской Федерации) стоит подпись Ответчика.

Ежемесячная денежная выплата направлена Ответчику в Банк РНКБ на расчетный счет 40.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 как получатель пособия по опеке на ребенка сообщила в Департамент о переезде на постоянное место жительства в <адрес> А, <адрес>.

С целью проверки данной информации специалистом Департамента ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в МВД в порядке межведомственного электронного взаимодействия на операцию «Получение регистрации по месту жительства».

Согласно полученному ответу на запрос из МВД ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> А, <адрес>.

Департаментом также направлен запрос в Отдел по вопросам миграции отдела МВД России по <адрес> для проверки регистрации места жительства ( от ДД.ММ.ГГГГ).

По информации ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: Россия, Респ. Крым, <адрес>. Наличие заявленного адреса выбытия: <адрес>.

Пунктом 6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата не выплачивается в случае отсутствия места жительства в <адрес>.

Согласно п.15 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата прекращается в случае утраты гражданином права на ежемесячную денежную компенсацию - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение о прекращении Ответчику ФИО1 ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по причине: перемена места жительства (за пределы района).

Согласно Справке-расчету от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Центр социальных выплат» выплатил Ответчику ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в размере 1 000 рублей.

В соответствии с пунктами 16 и 17 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ граждане обязаны своевременно информировать органы труда и социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину вследствие его несвоевременного сообщения в орган труда и социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, возмещаются гражданином в добровольном порядке или через суд.

Судом установлено, что ФИО2 также состояла на учете в Департаменте по льготной категории Опекун (попечитель) над внуком, ФИО3, оставшемся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Ответчик ФИО2 обратилась в Департамент с заявлением о назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях» по категории Опекун (попечитель)» на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -п «О назначении ФИО2 опекуном над несовершеннолетним ФИО3».

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в отношении ФИО2 принято решение о назначении меры социальной поддержки «Ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях» на ребенка ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 116,0 рублей.

С учетом изменений прожиточного минимума на детей в <адрес> сумма выплаты изменялась и с ДД.ММ.ГГГГ составила 25 440 рублей на ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент обратилась ФИО2 с заявлением о прекращении выплаты пособия на опекаемого ФИО3 в связи с переездом <адрес> А, <адрес>. О переплате Ответчик уведомлена.

Согласно ответам МВД на межведомственные запросы Департамента ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> А, <адрес>.

Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении назначения меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях» Ответчику ФИО2 на ребенка ФИО3 со дня, следующего за тем, в котором возникли соответствующие обстоятельства, с ДД.ММ.ГГГГ по причине: перемена места жительства (за пределы района).

Согласно Справкам-расчетам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Центр социальных выплат» выплатил ежемесячную помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, Ответчику ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 46 640 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25 440 руб.

В связи с несвоевременным сообщением Ответчиком ФИО2 обстоятельств, которые повлияли на выплату мер социальной поддержки (прекращение пребывания и жительства граждан Российской Федерации на территории Республики Крым) образовалась переплата денежных средств из бюджета Республики Крым в виде ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 080 рублей.

Департаментом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика направлено уведомление исх. , в котором предложено в добровольном порядке возместить излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда в размере 1 000 руб. и ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях в размере 72 080 руб., всего — 73080 руб. Уведомление вручено Ответчику ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных

Суд полагает, что полученные ФИО2 денежные средства в виде мер социальной поддержки на общую сумму 73080 руб. являются для нее источником средств к существованию, в связи с чем суд полагает, что к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 ГК РФ об отсутствии необходимости возврата как неосновательного обогащения полученных гражданином в качестве средств существования денежных средств при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

КонституцияКонституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).

Суд полагает, что к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 ГК РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Частью 6 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2014 для граждан из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствие с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей.

Согласно п. 11 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ заявление подается в орган труда и социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

Ежемесячная денежная выплата назначается органом труда и социальной защиты населения (п. 12 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ).

Назначение ежемесячной денежной выплаты производится с 01 числа месяца, следующего за месяцем обращения в органы труда и социальной защиты населения с правоустанавливающими документами.

В 2015 году выплата назначается с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее даты установления права, независимо от даты обращения, но не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно п. 14 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата осуществляется Государственным казённым учреждением Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>" через отделения почтовой связи Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Крыма" или на лицевой счет гражданина, открытый в кредитной организации.

Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях назначается и выплачивается в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об организации деятельности по опеке и попечительству в <адрес>» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК) и Порядком назначения и выплаты ежемесячной помощи на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приёмным родителям, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии со ст. 12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), выплачивается ежемесячно за счет средств бюджета Республики Крым. Помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), назначается лицам, определенным в установленном законом порядке опекунами или попечителями детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав или по иным причинам остались без попечения родителей. Размер ежемесячной помощи на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), составляет два прожиточных минимума на ребенка в <адрес>.

Согласно пп. 1.2.1. п. 1.2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная помощь, денежное вознаграждение назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, местом жительства или пребывания которых является <адрес>.

Пунктом 2.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что для назначения ежемесячной помощи опекуны, попечители, приёмные родители обращаются в орган труда и социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) с заявлением.

Согласно п. 2.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная помощь назначается с даты принятия акта органа опеки и попечительства о передаче ребенка под опеку или попечительство до достижения подопечным совершеннолетия или до момента возникновения обстоятельств, служащих основанием для прекращения выплаты ежемесячной помощи.

Пунктом 5.1 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что главным распорядителем средств в части выплаты ежемесячной помощи на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой/ попечительством является Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

Согласно п. 2.7.6. Порядка от ДД.ММ.ГГГГ основанием для прекращения выплаты ежемесячной помощи является прекращение пребывания и жительства граждан Российской Федерации на территории Республики Крым.

Согласно п. 2.7. Порядка от ДД.ММ.ГГГГ в случае возникновения обстоятельств, вследствие которых может быть прекращена выплата ежемесячной помощи, её получатели обязаны в пятидневный срок сообщить об этом в орган труда и социальной защиты населения.

Согласно п. 2.8. Порядка от ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной помощи прекращается по решению органа труда и социальной защиты населения со дня, следующего за тем, в котором возникли соответствующие обстоятельства.

Обязательства по возврату излишне выплаченной ежемесячной помощи возлагаются на ее получателя. Излишне выплаченные средства должны быть возвращены получателем в течение 20 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления. Датой начала отсчета срока является дата почтового уведомления о получении почтового отправления (письма), содержащего информацию о переплате.

В соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в <адрес>» на Департамент возложено осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения, в том числе, прием документов и назначение ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях.

Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2018 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым» внесены изменения в полномочия Департамента и исключена функция выплаты мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия по выплате мер социальной поддержки, назначаемых Департаментом, переданы на исполнение ГКУ Республики Крым «Центр социальных вышит, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» (далее — ГКУ «Центр социальных выплат»), который осуществляет выплату мер социальной поддержки в соответствии с п.2.3.1. раздела 2 Устава и распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р «О некоторых вопросах деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>», то есть ГКУ «Центр социальных выплат» является администратором денежных средств, выплачиваемых в качестве мер социальной поддержки из бюджета Республики Крым.

В рамках реализации приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка взыскания и списания излишне выплаченных сумм социальных выплат», Департамент проводит мероприятия по возмещению переплат.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Департамента, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ответчика при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячных выплат, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Департамента, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ответчику мер социальной поддержки, осуществляемой на территории <адрес> - в форме ежемесячной выплаты.

Поскольку добросовестность ответчика по требованиям о взыскании ежемесячной выплаты презюмируется, суд полагает необходимым возложить бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячных выплат на Департамент, требующего их возврата, то есть на истца.

Суд полагает, что выводы истца о том, что обязанность Департамента проводить проверки обоснованности назначенных выплат не снимает с ответчика обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства и что неисполнение ответчиком этой обязанности по уведомлению Департамента о снятии с регистрационного учета в <адрес> указывает на недобросовестность истца, являются не обоснованными.

Суд полагает, что доводы истца о том, что именно действия ответчика, связанные с неисполнением ею обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства, повлекли за собой необоснованное получение ею мер социальной поддержки, нельзя признать правомерным.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетоврению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Департамента труда и социальной защиты населения г. Евпатории Республики Крым к Коржиковой Валентине Николаевне о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Судья                                 А.А. Байметов

Мотивированный текст решения составлен 24 марта 2023 года.

2-295/2023 (2-3797/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения г. Евпатории Республики Крым
Ответчики
Коржикова Влентина Николаевна
Другие
Департамент образования и науки города Севастополя
ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым"
Неделькович Елена Владимировна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Калганова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
21.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2022Передача материалов судье
22.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее