РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2017 года Дело № 2-5850/2017
Абаканский городской суд,
В составе председательствующего Царевой Е.А.,
при секретаре Торбостаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Е.А. к федеральному государственному казенному учреждению «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» о признании приказа и заключения служебной проверки незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев Е.А обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» о признании незаконным п.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к дисциплинарной ответственности, требования мотивируя тем, что служебная проверка перед изданием приказа проведена незаконно, в ее основу положены законы, утратившие силу. Нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку не отобрано объяснение. Кроме того, срок привлечения к дисциплинарной ответственности пропущен. Истец также утверждает, что не нарушал своих должностных обязанностей.
В ходе судебного заседания истец дополнительно заявил о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Обосновал свои требования доводами искового заявления.
Просил суд признать незаконным п.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к дисциплинарной ответственности, признать незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Яблокова А.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании рапорта заместителя начальника 4 ПСЧ федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» ФИО1 была назначена служебная проверка по поводу ненадлежащего исполнения служебных обязанностей истца. Служебная проверка проводилась в соответствии с Приказом МЧС России №550 от 17.10.2016 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства РФ». Ссылка в заключении служебной проверки на другой приказ является опиской. Как требует того действующее законодательство, в ходе служебной проверки у истца было затребовано объяснение, которое он оформил в виде рапорта. Представитель ответчика настаивала, что истцом были нарушены его должностные обязанности, предусмотренные абзацем 15 п. 2 главы 2 должностной инструкции, которая предусматривает обязанность истца разрабатывать и корректировать план тушения пожаров. В связи с чем, представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав показания свидетелей, сопоставив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного заседания, Пономарев Е.А. проходит службу начальником караула 5 пожарно-спасательной части ФГКУ «2 отряд ФПС по РХ».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на основании рапорта заместителя начальника 4 ПСЧ федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ начальником отряда ФИО2 была назначена служебная проверка.
Из рапорта ФИО1 следует, что в соответствии с планом-графиком составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на организации, расположенные в районах выезда федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» Пономаревым Е.А. не устранены замечания в плане тушения пожаров на ГБУЗ «Черногорская межрайонная больница №1, расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки Пономаревым Е.А. был подан рапорт ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что план тушения пожаров ГБУЗ «Черногорская межрайонная больница №, расположенной по адресу: <адрес> согласно плана корректировки должен был быть откорректирован до ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что он находился в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, план был откорректирован и сдан на проверку ФИО1 во время.
Кроме рапорта истца материалы служебной проверки содержат рапорта других сотрудников, должностную инструкцию истца.
По итогам проведения служебной проверки ДД.ММ.ГГГГ было утверждено заключение, из которого следует, что в сроки, установленные планом – графиком составления корректировок план тушения пожара ГБУЗ «Черногорская межрайонная больница №1, расположенной по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ Пономаревым Е.А. не был откорректирован, хотя документы для работы в ДД.ММ.ГГГГ диспетчерами ПСО неоднократно выдавались для работы с ними.
Итогом заключения служебной проверки был вывод комиссии за халатное отношение к выполнению должностных обязанностей, выразившихся в нарушении исполнения сроков постановки документов предварительного планирования в расчет, утвержденных начальником федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ планом-графиком составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на организации (объекты, населенные пункты), а также невыполнение требований документов, регламентирующих данное направление, Пономарев Е.А. заслуживает дисциплинарного взыскания, но учитывая, что данный сотрудник уже имеет дисциплинарное взыскание – «строгий выговор», объявленный приказом начальника Главного управления МЧС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении к дисциплинарное ответственности подполковника внутренней службы Пономарева Е.А.» ограничиться ранее наложенным взысканием.
ДД.ММ.ГГГГ начальником федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» был издан приказ № «О выводах по результатам служебной проверки на основании рапорта заместителя начальника 4 пожарно-спасательной части старшего лейтенанта внутренней службы ФИО1».
А также ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № «О применении дисциплинарного взыскания», в п.2 которого указано, что за халатное отношение к выполнению должностных обязанностей, выразившихся в нарушении исполнения сроков постановки документов предварительного планирования в расчет, утвержденных начальником федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ планом-графиком составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на организации (объекты, населенные пункты), а также невыполнение требований документов, регламентирующих данное направление, Пономарев Е.А. заслуживает дисциплинарного взыскания, но учитывая, что данный сотрудник уже имеет дисциплинарное взыскание – «строгий выговор», объявленный приказом начальника Главного управления МЧС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении к дисциплинарное ответственности подполковника внутренней службы Пономарева Е.А.» ограничиться ранее наложенным взысканием.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (часть 10 статьи 53 названного Закона).
Приказом МЧС России от 17.10.2016 N 550 был утвержден Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который определяет правила организации и проведения служебной проверки в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Служебная проверка проводится по решению начальника (руководителя) подразделения МЧС России (заместителя), наделенного правом наложения дисциплинарных взысканий при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничения, нарушения запрета или несоблюдения обязанности, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также по заявлению сотрудника (п.2 Порядка).
При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены:1) факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка;2) вина сотрудника;3) причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка;4) характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;5) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе (п.7 Порядка).
Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются должностному лицу, назначившему проверку (п.10 Порядка).
Основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника, которая может содержаться в рапортах сотрудников (п.11 Порядка).
Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией (п.12 Порядка).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (п.17 Порядка).
Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения (п.20 Порядка).
Должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны: соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке; обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения(п.24 Порядка).
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, проводящих служебную проверку, должностному лицу, назначившему проверку; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки (далее - заключение), если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну; обжаловать заключение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.25 Порядка).
Должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны: разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации; своевременно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о поступивших заявлениях, ходатайствах и проинформировать о них заинтересованных лиц; документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину; проверить выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием; изучить личное дело сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение; предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений составить соответствующий акт, подписанный комиссией в составе не менее 3 человек; опросить очевидцев дисциплинарного проступка (происшествия); использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе; немедленно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения; предложить проведение профилактических мероприятий; подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку; ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением (п.28 Порядка).
Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии (п.29 Порядка).
Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (п.30 Порядка).
Проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания (в случае выявления дисциплинарного проступка) готовится должностным лицом, проводившим служебную проверку, или председателем комиссии, приобщается к заключению и представляется с материалами служебной проверки должностному лицу, назначившему ее проведение. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия сотрудника на службе (п.39 Порядка).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что служебная проверка проведена в соответствии с действующими нормами закона, определяющими порядок проведения служебных проверок.
Ссылка в заключении на Приказ МЧС России от 24.02.2012 N 85 "Об утверждении Порядка организации и проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утративший силу ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является опиской, которая не может повлиять на правильность проведения служебной проверки.
Суд также считает обоснованными выводы заключения служебной проверки о нарушении Пономаревым Е.А. своих должностных обязанностей.
К такому выводу суд приходит исходя из нижеследующего.
Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена инструкция по работе с документами предварительного планирования по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, согласно п.3.11 которой план тушения пожаров корректируется ежегодно. Под корректировкой следует понимать внесение коррективов в план тушения пожаров после проведенной отработки в соответствии с графиком. Корректировку отработанного документа при выявлении изменений, несоответствий проводит ответственный составитель данного документа. Ответственность за корректировку закрепляется в графике отработки путем указания номера дежурного караула ответственного составителя.
В п. 3.13 вышеназванной инструкции указано, что корректировка плана тушения пожаров лицами, ответственными за указанное направление деятельности, осуществляется следующим образом: изучение объемно-планировочных зданий объекта, технологического процесса, свойств веществ и материалов, обращающиеся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.; изучение месторасположения источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта блажащих к объекту видеоисточников наружного противопожарного водоснабжения, возможности их использования для целей пожаротушения; сопоставление текстовой и графической частей плана пожаротушения с реальной обстановкой, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения и внесением соответствующих изменений в план тушения пожаров.
Согласно должностной инструкции начальника караула пожарно- спасательной части ФГКУ «2 отряд ФПС по РХ» Пономарева Е.А. он в своей деятельности подчиняется начальнику пожарно-спасательной части, заместителю начальника пожарно-спасательной части, в оперативном отношении подчиняется начальнику отряда, его заместителям.
Абзацем 15 п.2 раздела III Должностной инструкции предусмотрено, что истец разрабатывать и корректировать в части касающейся документы караульной службы, предварительного планировании действий по тушению пожаров и проведению АСР.
Согласно плана-графика составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров, расположенных в районе выезда ФГКУ «2 отряд ФПС по РХ», корректировка плана тушения пожара ГБУЗ «Черногорская межрайонная больница №», расположенной по адресу: <адрес> должна быть произведена истцом ДД.ММ.ГГГГ. Истец был ознакомлен с планом-графиком.
Тогда как из рапорта заместителя начальника 4 ПСЧ федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец не произвел корректировку на день подачи рапорта.
Из пояснений допрошенного в ходе судебного заседания в качестве свидетеля заместителя начальника 4 ПСЧ федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» ФИО1 следует, что при сдаче истцом плана тушения пожара ГБУЗ «Черногорская межрайонная больница №» были выявлены недостатки, о чем свидетелем были сделаны пометки. Замечания истцом были не устранены в плане тушения пожаров. Из предоставленного истцом неоткорректированного плана тушения пожаров свидетель сделал вывод, что истец не выезжал на закрепленный за ним объект.
Кроме того, судом в качестве свидетеля был допрошен заместитель начальника федерального государственного казенного учреждения «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» ФИО3, который суду пояснил, что истец должен был откорректировать планы тушения пожаров в соответствии с графиком для эффективного реагирования при тушении пожаров. Корректировка подразумевает под собой сопоставление текстовой и графической части, исправление несоответствий. Истец не сопоставил графическую часть плана с реальностью. Поскольку истец не согласился с выводами заключения служебной проверки, по распоряжению начальника отряда была проведена дополнительная проверка по корректировке плана на объекте, на которой истец присутствовать объекте отказался. Комиссией были выявлены нарушения при корректировке. Кроме того, свидетель пояснил, что истец должен был по итогу корректировки составить рапорт. Чего также сделано не было.
В связи с вышеизложенным, требования истца о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
На сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания в виде: замечания; выговора; строгого выговора; предупреждения о неполном служебном соответствии; перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; увольнения со службы в федеральной противопожарной службе (часть 1 статьи 49 названного закона).
Учитывая, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец не привлечён к дисциплинарной ответственности, его права и законные интересы изданием этого приказа не нарушены. Соответственно, в удовлетворении исковых требований о признании п.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным следует отказать.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пономарева Е.А. к федеральному государственному казенному учреждению «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» о признании п.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РХ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Справка: Мотивированное решение изготовлено 13.10.2017
Судья: е.а. царева