гражданское дело № №
УИД: 05RS0№-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Избербаш 19 января 2021 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре Багомедовой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магомедова Булата Магомедсаидовича к Администрации городского округа «Город Избербаш» (далее- Администрация ГО «г.Избербаш»), к третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерству образования и науки РД об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г.Избербаш по договору специализированного найма по установленной норме предоставления жилых помещений,
установил:
Магомедов Б.М., обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
Магомедов Б.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 является инвали<адрес> группы. ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ году. С детства его воспитывала тетя по имени ФИО10, которая является его опекуном на основании постановления МО «Дахадаевский район» от 03.07.2014 г. № 56.
Постановлением администрации городского округа «город Избербаш» от 08.09.2016 г. его включили в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающейся в жилом помещении, предоставляемой по договору социального найма. В апреле 2019 года он обратился в администрацию г.Избербаш о предоставлении ему жилой площади, по договору найма специализированного жилого помещения, так как он не имеет никакого жилья. Ему было отказано в предоставлении жилья. В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), а также Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 г. № 58 (О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) он признан лицом, имеющим право на обеспечение жильем.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в – случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено. В Республике Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 № 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
В соответствии с вышеуказанными федеральными законами был принят Закон Республики Дагестан от 04.12.2004 № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей», органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Ни статья 8 ФЗ о социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Из вышеуказанного следует, что каких-либо законных обстоятельств, препятствующих реализации его прав на жилище не имеются. Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении его не исполнило, имеет место нарушения его прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье им не получено.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ч.1 ст.46), устанавливая, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2. ст. 46).
Согласно части 1 ст.40 конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно п.1. ст.109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению его жилым помещением не ниже установленных социальных норм, на условиях договора специализированного найма жилого помещения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая его сложное положение, а также руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, ст. ст. 3, 131 ГПК Российской Федерации, просил обязать администрацию городского округа «г.Избербаш» РД предоставить ему по договору специализированного найма, благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г.Избербаш, по установленное норме предоставления жилых помещений.
Истец, Магомедов Б.М. в судебном заседании от 19.01.2020г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель истца Рабазанов М.Р. по доверенности от 20.08.2020 №<адрес>2 просил удовлетворить исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» по доверенности №25 от 12.05.2020г. ФИО7 исковые требования Магомедова Б.М. не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснив следующее.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилья в 2016 г. по ГО «г.Избербаш утвержденному Главой ГО «г.Избербаш» Магомедов Б.М. значится в данном списке под №118 На учет он был поставлен 08.09.2016 г. Вопрос выделения жилого помещения упирается в отсутствие денежных средств в бюджете.
Третье лицо - Министерство образования и науки РД, будучи надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела или рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.
В виду изложенного, признав причины неявки представителя третьего лица, неуважительными, суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституцией РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39).
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Ввиду изложенного, суд находит обращение Магомедова Б.М. в суд с настоящим исковым заявлением обоснованным.
Частью 1 ст.8 ФЗ №159 в редакции, действовавшей до 31.12.2012г. было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно положениям ст.8 ФЗ №159 в редакции, действующей с 01.01.2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Магомедова Б.М. с детства воспитывала родная тетя, которая являлась его опекуном на основании постновления МО «Дахадаевский район» от 03.07.2014 г. №56, так как мать его умерла ДД.ММ.ГГГГ году, а отец является инвалидом первой.
Согласно свидетельству о рождении от 06.10.1997г. I-БД 749316 родителями Магомедова Б.М.-ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4.
Согласно свидетельству о смерти I-БД №, мать ФИО5 - ФИО4 скончалась 11.08.2004г., о чем 27.01.2005г. составлена запись акта смерти №3.
Судом также установлено, что 28.06.2019г. Магомедов Б.М. получил диплом о среднем профессиональном образовании по специальности –Музыкальное №0000008.
Как следует из п.3 ст.8 ФЗ №159 предусмотрен порядок формирования списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам.
При этом законодательством не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Каким-либо недвижимым имуществом истец Магомедов Б.М. не обладал и не обладает по настоящее время, что подтверждается уведомлением Единого государственного реестра недвижимости №№ от 04.08.2020 г. об отсутствии зарегистрированных прав.
Согласно справке начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «г.Избербаш» от 14.08.2020г. Магомедов Б.М. с 08.09.2016 г. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрации ГО «Город Избербаш» под № 118.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что истец Магомедов Б.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имел и не имеет, состоит на учете Администрации ГО «Город Избербаш» для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013г., изложена позиция о необходимости выяснения причин, в силу которых лица, из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения ими возраста 23 лет не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В указанном Обзоре Президиум Верховного Суда РФ отмечает наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемые судами уважительными:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, судом установлено, что до достижения возраста 23 лет, истец Магомедов Б.М.состоял в списке детей - сирот, нуждающихся в получении жилья в Администрации ГО «г.Избербаш».
Как указано выше, истец Магомедов Б.М. с 08.09.2016г. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрации городского округа «г.Избербаш» с учетом передвижения под № 118.
В соответствии со ст.1 Закона РД от 04.12.2008г. №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 01.01.2009г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РФ наделены на неограниченный срок государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (ст.1).
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета РД финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
Доводы представителя ответчика Администрации ГО «г.Избербаш» ФИО7 об отсутствии у ответчика финансовых средств для обеспечения истца жильем не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РД, изложенной в Определение ВС РФ от 22.04.2014 № 7-КГ14-2, Определение ВС РФ от 18.07.2017 №20-КГ17-4, Определение ВС РФ от 24.04.2018г. № 67-КГ18-8).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие денежных средств в бюджете органа местного самоуправления для приобретения жилья, равно, как и отсутствие специализированного жилищного фонда в Администрации ГО «г.Избербаш», не освобождает Администрацию ГО «г.Избербаш» от обязательств, возложенных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав истца Магомедова Б.М. на обеспечение его жилым помещением по истечении более четырех лет с постановки на учет для получения жилья по указанной категории, истец не обеспечен жильем по договору найма специализированного жилого помещения по настоящее время.
Каких-либо иных доводов в обоснование возражений по заявленным требованиям, кроме отсутствия финансовых средств на обеспечение жилым помещений, представителем ответчика не приведено. Доказательств в силу требований ст.56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца Магомедова Б.М. суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, не оспариваемые сторонами, подтверждают требования истца, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Магомедова Б.М. к Администрации ГО «город Избербаш» в части предоставления благоустроенного жилого помещения.
На основании вышеизложенных норм, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Магомедова Булата Магомедсаидовича к Администрации городского округа «Город Избербаш», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерству образования и науки РД об обязании ответчика предоставить по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г.Избербаш, по установленной норме предоставления жилых помещений удовлетворить в полном объеме;
обязать Администрацию городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан предоставить Магомедову Булату Магомедсаидовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г.Избербаш, по установленной норме предоставления жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
мотивированное решение
составлено 22.01.2021г.
Судья М.М. Ахмедханов