Решение по делу № 33а-712/2021 от 15.02.2021

    дело № 2а-1774/2020 (№ 33а-712/2021)                                      судья Бездетнова А.С.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    30 марта 2021 года                                                                                  город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Назарова В.В.,

судей Юрковой Т.А., Семеновой Т.Е.,

при секретаре Керимовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению административного ответчика Тульского природоохранного прокурора на решение Советского районного суда г. Тулы от 21 октября 2020 г. по делу по административному иску комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы к Тульскому природоохранному прокурору о признании представления незаконным.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (далее также – Комитет) обратился в суд с административным иском к Тульскому природоохранному прокурору о признании представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о защите окружающей среды и природопользования незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что председателю комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о защите окружающей среды и природопользования.

Из представления следует, что комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы осуществляется ненадлежащее содержание муниципального имущества, в результате которого из металлических емкостей и сооружения для перекачки мазута через металлические и гофрированные трубы произошел разлив нефтепродукта (мазута) на земельный участок и попадание в почву, то есть, не обеспечена охрана окружающей среды от вредных воздействий мазута, не предусмотрены меры, исключающие попадание мазута в почву.

В собственности муниципального образования г. Тулы находится земельный участок с кадастровым номером , а также объекты недвижимости с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>, общей площадью кв.м., лит. ), (<данные изъяты>), расположенные на данном участке.

Постановлением главы г. Тулы от 21.06.2003 № 863 «Об исполнении решения ТГД №27/476 от 18.06.2003» указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за МУ «Городская служба единого заказчика».

Считал, что комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы не осуществлял хозяйственную и иную деятельность в отношении мазутохранилища, мазутонасосной станции, данные объекты находятся на балансе МУ «Городская служба единого заказчика», то есть представление вынесено в адрес ненадлежащего лица, не в тот орган, который полномочен устранять допущенные нарушения, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании представитель административного истца комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Русаев С.Д. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощник прокурора Рогонов Н.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Представители заинтересованных лиц Муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика» (далее - МУ «ГСЕЗ»), Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула «Ремжилхоз» (далее – МУП МО г. Тулы «Ремжилхоз») в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 21 октября 2020 г. постановлено:

    административный иск Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы к Тульскому природоохранному прокурору о признании незаконным представления удовлетворить.

    Признать незаконным представление Тульского природоохранного прокурора в адрес председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы А.В. Слепцова об устранении нарушений законодательства о защите окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ

В апелляционном представлении административный ответчик Тульский природоохранный прокурор просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Офицеровой Т.Е., представителя административного ответчика Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощника прокурора Рогонова Н.Е., обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, прокурор или его заместитель вносят представление об устранении нарушений закона (ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тульской природоохранной прокуратурой в связи с размещенной ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет публикацией: «<данные изъяты>: городу грозит экологическая катастрофа» по факту разлива нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером на территории бывшего ОАО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, Управления Росприроднадзора проведена проверка исполнения законодательства о защите окружающей среды и природопользования, в том числе, соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, при размещении, хранении отхода 3 класса опасности нарушаются требования п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Указанный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости с кадастровыми номерами (<данные изъяты>, общей площадью кв.м, лит. ), (<данные изъяты>), являются собственностью муниципального образования город Тула.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором в адрес председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите окружающей среды и природопользования, где потребовал рассмотреть представление, принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших, и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.

В представлении, в частности указано на то, что Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула.

К основным задачам Комитета относятся управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация деятельности в этой сфере иных отраслей (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы.

Однако Комитет не выполнял обязанности по ведению в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также представлению отчетности в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Кроме того, в нарушение положений Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, Комитетом не разработаны план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов.

С целью устранения последствий разлива отходов нефтепродукта (мазута) обеспечить:

-прекращение разлива нефтепродуктов и попадания в почву и в другие объекты природной среды;

- сбор разлившихся нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

- размещение собранных нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение объектов окружающей природной среды;

- проведение работы по ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, реабилитации загрязненной территории в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы, до достижения допустимого уровня остаточного содержания нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах.

Не согласившись с данным представлением, комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы обратился в суд за его оспариванием.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку Тульским природоохранным прокурором представление внесено в адрес ненадлежащего лица.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, следующие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6), представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24).

Частью 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Частью 3 названной статьи предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (ч.ч. 1, 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Земельный участок с кадастровым номером , а также объекты недвижимости с кадастровыми номерами (<данные изъяты> общей площадью кв. м., ) и (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, являются собственностью муниципального образования город Тула.

ДД.ММ.ГГГГ Тульской городской Думой принято решение о приобретении в муниципальную собственность г. Тулы по договору купли-продажи у ОАО «Тульский комбайновый завод» имущественного комплекса. Управе г. Тулы поручено осуществить все необходимые действия по приобретению имущественного комплекса.

Во исполнение данного решения главой города Тулы вынесено постановление № 863 от 21.06.2003 «Об исполнении решения ТГД № 24/476 от 18.06.2003», которым на Комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы возложены следующие обязанности: заключить с ОАО «Тульский комбайновый завод» договор купли-продажи имущественного комплекса (согласно приложению к настоящему постановлению); произвести государственную регистрацию перехода права собственности на входящие в состав имущественного комплекса объекты недвижимости и регистрацию права муниципальной собственности на них в тульском областном регистрационном центре.

Пунктом 2 указанного постановления определено: закрепить имущественный комплекс за МУ «Городская служба единого заказчика» по праву оперативного управления. Комитету по управлению имуществом Управы г. Тулы и Городской службе единого заказчика оформить в установленном порядке и утвердить акты приема-передачи имущественного комплекса от ОАО «Тульский комбайновый завод».

Из пункта 4 Приложения к постановлению главы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в состав имущественного комплекса, приобретаемого у ОАО «Тульский комбайновый завод» в муниципальную собственность, входит мазутохранилище <данные изъяты><данные изъяты>; <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Тульский комбайновый завод» и Комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (Приложение №1) и движимого имущества (Приложение №2).

В Перечне недвижимого имущества, приобретаемого в муниципальную собственность г. Тулы по договору купли-продажи у ОАО «Тульский комбайновый завод» (Приложение №1) под номером 4 указано мазутохранилище <данные изъяты>

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество, указанное в Приложении №1 к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, передано от ОАО «Тульский комбайновый завод» в муниципальную собственность г. Тулы.

Прием-передача недвижимого имущества производилась комиссией в составе должностных лиц ОАО «Тульский комбайновый завод», Комитета по управлению имуществом Управы г. Тулы и МУ «Городская служба единого заказчика».

ДД.ММ.ГГГГ главой города Тула вынесено постановление № 1039 «О передаче в аренду имущественного комплекса теплосетевого назначения по адресу: г<адрес>», которым определено передать вышеуказанный комплекс в аренду ООО «Конти Тулатеплоэнерго» сроком на 10 лет (п.1), на Комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы и МУ «Городская служба единого заказчика возложена обязанность по оформлению договора аренды имущественного комплекса.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы, в качестве арендодателя, ООО «КОНТИ Тулаэнерготепло», в качестве арендатора, и МУ «Городская служба единого заказчика» в качестве балансодержателя, заключен договор аренды имущества

Согласно п. 1.1 указанного договора Арендодатель с участием Балансодержателя сдает, а Арендатор принимает в аренду комплекс недвижимого имущества Центральной заводской котельной, адреса и характеристики объектов указанные в Приложении к настоящему договору, а также необходимое для его использования по целевому назначению оборудование, указанное в приложении 6 к настоящему договору, являющиеся муниципальной собственностью г. Тулы на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, далее именуемые «Имущество».

Срок аренды устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ

В п. 3.1 Договора указано, что в случае прекращения договора по любым законным основаниям, включая истечение его срока и расторжение договора, Имущество передается Арендатором Балансодержателю по приемо-сдаточному акту.

В п. 4.2.1 Договора указано, что Балансодержатель в 10-ти дневный срок с момента заключения договора передает Арендатору имущество, указанное в п. 1.1 Договора.

В перечне недвижимого имущества и передаточных устройств, входящих в комплекс Центральной заводской котельной (Приложение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ) указаны металлическое мазутохранилище, , свидетельство о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, и <данные изъяты>, свидетельство о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в название постановления от ДД.ММ.ГГГГ, его название изложено следующим образом «О передаче в аренду имущественного комплекса теплосетевого назначения по адресу: <адрес> и Пролетарский район, район трампарка» и, соответственно, внесены изменения в п. 1 указанного постановления в части указания наименования передаваемого в аренду имущества.

    ДД.ММ.ГГГГ главой города Тула вынесено постановление «О внесении изменений в постановление Главы города Тулы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», согласно которому металлическое мазутохранилище, , и мазутонасосная станция, , исключены из состава имущества, переданного в аренду ООО «Конти-Тулаэнерготепло».

    Пунктом 3 указанного постановления МУ «ГСЕЗ» поручено дать свои предложения по дальнейшему использованию муниципального имущества, исключенного из состава переданного в аренду ООО «Конти-Тулаэнерготепло» по договору № о ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из содержания п. 3.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ исключенное из состава имущества, переданного в аренду ООО «Конти-Тулаэнерготепло», металлическое мазутохранилище, , и мазутонасосная станция, поступают обратно на баланс МУ «ГСЕЗ».

Согласно передаточному акту, являющегося приложением к договору аренды недвижимого муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, помещения лит. Л, Л1 переданы от ООО «Конти Тулаэнерготепло» МУ «ГСЕЗ».

Постановлением главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов муниципального теплового хозяйства г. Тулы в хозяйственное ведение ТМУП «Тулатеплоэнерго»» определено изъять из оперативного управления МУ «Городская Служба Единого Заказчика» не предназначенные для уставных целей и задач учреждения объекты теплового хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности г. Тулы, включающиеся в себя здания котельных, внутренне и внешнее технологическое оборудование и автоматику, тепловые сети и тепловые пункты; закрепить указанные объекты за ТМУП «Тулатеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г. Тулы вынесено постановление «О мерах по упорядочению использования муниципального имущества, не подлежащего приватизации (отчуждению) при акционировании муниципального унитарного предприятия муниципального образования города Тула «Управляющая Компания г. Тулы», согласно п.п. 1, 2 которого с ДД.ММ.ГГГГ из хозяйственного ведения с баланса МУП МО г. Тула «Управляющая Компания г. Тулы» изъято муниципальное имущество, предназначенное для муниципальных нужд населения города Тулы, не подлежащее приватизации (отчуждению) в составе имущественного комплекса МУП «Управляющая Компания г. Тулы» при акционировании, и закреплено на праве хозяйственного ведения на балансе муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула «Ремжилхоз».

    Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ из оперативного управления МУ «ГСЕЗ» изъято и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» муниципальное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г<адрес>, а именно: нежилое здание (мазутонасосная станция) и сооружение - металлическое мазутохранилище.

Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ металлическое мазутохранилище и мазутонасосная станция на основании постановления главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении решения находились на праве оперативного управления у МУ «ГСЕЗ».

Вместе с тем, право оперативного управления МУ «ГСЕЗ» на указанное имущество в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно п. 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

При этом, органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий и осуществляют финансирование данных мероприятий, а также создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты «г» и «з» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с постановлением правительства Тульской области от 04.04.2012 № 126 «Об утверждении Схемы территориального планирования Тульской области» (в ред. от 30.12.2019) определено, что к территории, имеющим техногенные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, включают, в том числе, территории размещения взрыво-пожароопасных объектов, с категорией опасности от II до IV (магистральные нефте- и газопроводы, нефтеперекачивающие станции, теплоэлектроцентрали, склады взрывчатых материалов, горюче-смазочных материалов, топливно-заправочные пункты, автогазозаправочные станции, газонакопительные пункты, мазутохранилища, нефтебазы, элеваторы, приемно-раздаточные базы сжиженного газа, и др.).

Из положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под объектами размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно выводам, содержащимся в заключении по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану-заявке Министерства природных ресурсов и экологии на отбор и исследование проб объектов производственной среды ФБУ «Тульский ЦСМ», пробу отхода (образец №), пробу (образец ) и пробу (образец ), можно отнести к отходу (остатки мазута, утратившего потребительские свойства), который относится к классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с подп. 9, 12 п. 1 ст. 16 Устава муниципального образования г. Тула к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования г. Тула является администрация г. Тулы, которая наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области (ст. 53 Устава муниципального образования г. Тула), в том числе, управляет и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тульской области, а также правовыми актами Тульской городской Думы; участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; организует мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организует и осуществляет мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создает, содержит и организует деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования.

Согласно ст. 57 Устава муниципального образования г. Тула органами администрации города муниципального образования являются созданные в соответствии со схемой управления муниципальным образованием самостоятельные структурные подразделения администрации города, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципальным образованием. Органы администрации города состоят на городском бюджете, могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Обособленное имущество органов администрации города закрепляется за ними распоряжениями главы администрации города на праве оперативного управления.

Решением Тульской городской Думы от 15.07.2009 № 71/1557 утверждено Положение о комитете имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (далее Комитет), который является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула.

Основными задачами Комитета являются: реализация на основе действующего законодательства и актов органов местного самоуправления муниципального образования город Тула политики в области жилищных, имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация деятельности в этой сфере иных отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера» понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Исходя из анализа изложенных выше норм действующего законодательства, те действия, которые вменены прокурором комитету имущественных и земельных отношений г. Тулы и обязаны были быть им совершены, не входят в полномочия последнего.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление Тульским природоохранным прокурором внесено в адрес ненадлежащего лица, в связи с чем, признал необоснованным применение такой меры прокурорского реагирование, как внесение представления в адрес председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, а доводы апелляционного представления об обратном, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Выводы суда первой инстанции о том, что именно балансодержатель спорных объектов - металлического мазутохранилище и мазутонасосной станции, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> как лицо, использующее данное имущество, обязано соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, в том числе, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, сами по себе не являются основаниями к отмене постановленного по делу решения, поскольку в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что в полномочия комитета имущественных и земельных отношений г. Тулы не входит совершение действий по исполнению законодательства о защите окружающей среды и природопользования, соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства; принятие мер к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших как то как прекращение разлива нефтепродуктов и попадания в почву и в другие объекты природной среды; сбор разлившихся нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещения собранных нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение объектов окружающей природной среды; проведения работ по ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, реабилитации загрязненной территории в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы, до достижения допустимого уровня остаточного содержания нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а надлежащее лицо Тульским природоохранным прокурором – не определено.

Доводы апелляционного представления, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и не опровергнуты.

Доводы апелляционного представления не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной административного ответчика в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционного представления о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционного представления по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Тульского природоохранного прокурора - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий

33а-712/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы
Ответчики
Тульский природоохранный прокурор
Другие
МУП МО г.Тула "Ремжилхоз"
МУ "Городская служба единого заказчика"
Суд
Тульский областной суд
Судья
Епихина Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
15.02.2021Передача дела судье
09.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Передано в экспедицию
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее