Производство № 2-2611/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 сентября 2024 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Суздальцевой Т.И.
при секретаре Зотевой М.В.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И.,
представителя истца и представителя третьего лица Администрации Томской области Авдеевой Е.Е., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика Беспамятновой Е.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица Антонова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению департамента по вопросам семьи и детей Томской области к администрации Советского района г. Томска о признании незаконным распоряжения о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности отменить распоряжение,
установил:
департамент по вопросам семьи и детей Томской области обратился в суд с иском к администрации Советского района г. Томска, в котором просит признать незаконным распоряжение главы администрации Советского района г. Томска от 11.03.2024 № 163; обязать ответчика отменить названное распоряжение.
В обоснование требований указано, что названным распоряжением Антонов А.А., ДД.ММ.ГГГГ, включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск». Данное распоряжение является незаконным. Так, из учетного дела Антонова А.А., ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он на основании постановления главы Шегарского района ДД.ММ.ГГГГ передан в приемную семью Салтыковых. В соответствии с п. 4 указанного постановления за ним была закреплена жилая площадь по адресу: Томская область, Шегарский район, с. Перелюбка, ул. Лесная, д. 19. Согласно акту обследования данного жилого помещения, оно пригодно для проживания, но требуется косметический ремонт печи отопления, покраска и побелка, замена шифера кровли. Иных сведений о состоянии закрепленного за Антоновым А.А. жилого помещения не имеется. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы Шегарского района Томской области п. 4 постановления ДД.ММ.ГГГГ отменен. Однако обстоятельств невозможности проживания в этом жилом помещении не установлено. Кроме того, Антонов А.А. обратился к ответчику с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 25 лет. Ответчиком принято оспариваемое постановление без учета факта закрепления за Антоновым А.А. жилого помещения по адресу: Томская область, Шегарский район, с. Перелюбка, ул. Лесная, д. 19, которое непригодным для проживания не признавалось. При том, что Антонов А.А. до 23-х лет не обращался с заявлением о признании указанного жилого помещения непригодным.
Протокольным определением от 31.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Шегарского района Томской области.
Представитель истца и представитель третьего лица Администрации Томской области Авдеева Е.Е. в судебном заседании подержала требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика Беспамятнова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ Антоновым А.А., ДД.ММ.ГГГГ, подано в администрацию Советского района г. Томска заявление о включении в Список. Данное заявление было принято к рассмотрению, поскольку местом жительства Антонова А.А. был указан адрес в Советском районе г. Томска. Ко дню обращения Антонов А.А., исходя из представленных документов, претендовал на статус лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23-х лет. Заявление рассмотрено на заседании комиссии по опеке и попечительству администрации Советского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Советского района Города Томска ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. включен в Список. Распоряжение администрации Советского района Города Томска ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом, в соответствии с процедурой, установленной Правилами. Основанием удовлетворения заявления является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», а также решение комиссии по опеке и попечительству администрации Советского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ. Причиной включения в Список Антонова А.А. явилось то, что заявителем были представлены документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предусмотренным п. 3 названного постановления, а именно соответствие заявителя статусу лица, которое достигло возраста 23-х лет. Исходя из представленных документов, ранее за Антоновым А.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Томская область, Шегарский район, с. Перелюбка, ул. Лесная, д. 19. Это обстоятельство препятствовало Антонову А.А. получить право быть включенным в Список. Это же обстоятельство неоднократно являлось причиной отказа Антонову А.А. во включении в Список (администрацией Октябрьского района г. Томска в 2018 г. и администрацией Советского района г. Томска в 2023 г.). По вопросу своего жилищного права в с. Перелюбка Антонов А.А. вёл переписку с МКУ «Администрация Баткатского сельского поселения» Шегарского района Томской области и с Администрацией Шегарского района Томской области. Переписка велась, в том числе в момент нахождения Антонова А.А. в «местах лишения свободы» (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области). Далее Антонов А.А. убыл в ФКУ ИК-12 ГУ УФСИН России по Ростовской области, находясь там, был помилован Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, откуда убыл для участия в Специальной военной операции, где находился по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию. При обращении в администрацию Советского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. представил постановление Администрации Шегарского района Томской области ДД.ММ.ГГГГ о том, что п. 4 постановления Администрации Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ «О приемной семье Салтыковых» признан утратившим силу. Причиной отмены указано на то, что «Антонов А.А. не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником закрепленного за ним жилого помещения, расположенного по адресу: Томская область, Шегарский район, <адрес> Соответственно, у Антонова А.А. никогда не было права на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Антонов А.А. в соответствии с законодательством Российской Федерации имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях и не реализовал это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013, имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не был включен в Список. В этой вязи является незаконным и необоснованным довод истца о том, что администрация Советского района г. Томска должна была установить обстоятельства невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Томская область, Шегарский район, с. Перелюбка, ул. Лесная, д. 19. Иных доводов о незаконности распоряжения исковое заявление не содержит. Оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным.
Третье лицо Антонов А.А. поддержал позицию представителя администрации Советского районного г. Томска. Пояснил, что с момента достижения возраста 18 лет предпринимал действия по реализации жилищных прав, обращался в администрацию Октябрьского района г. Томска, в администрацию Шегарского района Томской области, причиной отказа во включении в список являлось наличие закрепленного жилого помещения по адресу: <адрес> В 20 лет оказался в местах лишения свободы, после возвращения со специальной военной операции снова начал предпринимать меры к реализации жилищных прав.
Третьи лица - представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска, представитель Администрации Шегарского района Томской области в судебное заседание не явилась.
В заявлении от 31.07.2024 представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска Герасимов В.В. указал на то, что оспариваемое распоряжение принято главой администрации района г. Томска в пределах его полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является признание права.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Антонов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ его матерью является ФИО16 в графе отец – прочерк (свидетельство о рождении серии ...).
Согласно свидетельству о смерти серии ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 умерла ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления главы администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Антонов А.А. передан в приемную семью Салтыковых. За несовершеннолетним Антоновым А.А. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (п. 4 названного постановления).
Постановлением главы администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над Антоновым А.А. назначена Антонова Т.Г.
Таким образом, Антонов А.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте.
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением администрации Советского района г. Томска от 11.03.2024 № 163 Антонов А.А. признан относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». За Антоновым А.А. признано право на получение дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение, установленных законодательством Российской Федерации, в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Антонов А.А., 04.01.1999 года рождения, зарегистрированный по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, д. 159, кв. 54, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанное послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Проверяя доводы истца о том, что администрацией Советского района г. Томска не принят во внимание факт закрепления за Антоновым А.А. жилого помещения, которое непригодным для проживания не признавалось; Антонов А.А. до 23-х лет не обращался с заявлением о включении его в список лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением; администрацией Советского района г. Томска при принятии оспариваемого распоряжения обстоятельства и причины несвоевременного обращения Антонова А.А. с заявлением о включении в его соответствующий список не устанавливались.
Устанавливая законность принятого распоряжения, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В силу пункта 8 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила), устанавливающие правила и порядок формирования указанного списка.
Согласно пункту 2 Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Из положений п. 27-3 Закона Томской области от 28.12.2007 № 298-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе по формированию Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), городского округа, муниципального района в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
Таким образом, администрация Советского района г. Томска реализует на территории района государственные полномочия по формированию Списков в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указано выше, Антонов А.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, был передан в приемную семью, за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (постановление главы администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе проведения обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, комиссией в составе главы Баткатского сельского поселения ФИО18 управляющей делами администрации Баткатского сельского поселения ФИО19., администратора Каргалинской территории ФИО20., установлено, что по данному адресу жилого дома не существует (акт обследования б/д).
Как следует из справки, выданной администратором Баткатского сельского поселения Каргалинской территориальной администрации Байгуловой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ на основании похозяйственней книги №лицевой счет №) за 2009 год, Антонов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, квартира непригодна для проживания.
При этом из актов обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ составленных ведущим специалистом по ЖКХ Баткатского сельского поселения Непомнящих Е.А., администратора Каргалинской территории Баткатского сельского поселения Байгуловой Е.В., закрепленное за Антоновым А.А. жилое помещение по адресу: <адрес> представляет собой – одноэтажный деревянный жилой дом, требующий ремонта, количество комнат – 1, сухая, светлая, размер общей площади ... кв.м (примерно), жилой ... кв.м (примерно), благоустройство: водопровода нет, канализации нет, отопление печное местное. По итогам обследования принято заключение, что жилое помещение сохранено, пригодно для проживания, требует проведения косметического ремонта печи отопления, побелки и покраски, замены шифера кровли.
Распоряжением администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Антонову А.А. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории муниципального образования «Город Томск».
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. обращался в администрацию Баткатского сельского поселения с заявлением о предоставлении документов и установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ним жилом помещении.
На обращение Антонова А.А. администрацией Шегарского района Томской области были представлены копии постановления главы Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа МКУ «Администрация Баткатского сельского поселения Шегарского района Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Антонова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> на регистрационном учете состоят Антонов А.А., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ, но фактически не проживают.
Постановлением администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ пункт 4 постановления администрации Шегарского района от 21.03.2007 № 259 «О приемной семье Салтыковых» о закреплении за Антоновым А.А. жилой площади по адресу: <адрес>, признан утратившим силу.
Как следует из ответа администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Антонова А.А., так как последний не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником закрепленного жилого помещения, было принято решение отменить п. 4 постановления администрации Шегарского района «О приемной семьи ...» от ДД.ММ.ГГГГ. Антонову А.А. рекомендовано обратиться с заявлением о включении в список в МКУ «Администрация Баткатского сельского поселения».
Сведения об объекте недвижимости по адресу: <адрес>,а также о правах Антонова А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справкам отдела опеки и попечительства администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А., ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей» в период с 11.02.2009 относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. содержался в местах лишения свободы, откуда освобожден по Указу Президента Российской Федерации от 12.10.2022 в связи с помилованием; с ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. принимал участие в качестве добровольца – бойца ЧВК «Вагнер» в специальной военной операции, защищая интересы Российской Федерации на территории ЛНР и ДНР; за время выполнения боевых задач зарекомендовал себя, как умелый и отважный боец; награжден государственными наградами и наградами ЧВК «Вагнер»; с ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ Антонову А.А. установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой ИЦ УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ ИК-12 ГУ УФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» б/д, справкой ...
Распоряжением администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ на основании принятого комиссией по опеке и попечительству администрации Советского района г. Томска решения от ДД.ММ.ГГГГ Антонову А.А. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как не установлен факт постоянного проживания на территории Советского района г. Томска.
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. обратился в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, справке паспортного стола ООО «УК «...» от ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении площадью 18,4 кв.м. по адресу: <адрес>, собственником которого является Антонова Т.Г.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Советского района г. Томска вынесено оспариваемое постановление № о включении Антонова А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения Антонов А.А. достиг возраста 25 лет, постановлением администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт 4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Антоновым А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> так как Антонов А.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя, либо собственником закрепленного за ним жилого помещения. Иного жилья в собственности Антонов А.А. не имеет.
При этом Антонов А.А. до достижения им 23-х лет предпринимал действия к защите своих жилищных прав путем обращения в МКУ «Администрация Баткатского сельского поселения» Шегарского района Томской области, в администрацию Шегарского района Томской области, в том числе в период нахождения в местах лишения свободы.
Как установлено выше, с ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. принимал участие в специальной военной операции, награжден государственными наградами.
При установленных по делу обстоятельств во взаимосвязи с приведенными выше положениями закона суд пришел к выводу о том, что вопреки доводам истца администрация Советского района г. Томска правомерно включила Антонова А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В указанной связи правовых оснований для признании распоряжения главы администрации Советского района г. Томска от 11.03.2024 № 163 незаконным и возложении обязанности его отменить нет.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск департамента по вопросам семьи и детей Томской области (ИНН 701176982, ОГРН 1077017013028) к администрации Советского района г. Томска (ИНН 7017130667, ОГРН 1057002648790) о признании незаконным распоряжения о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности отменить распоряжение оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.И. Суздальцева
...
...