Решение по делу № 33-1868/2023 от 24.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0003-01-2022-003680-10

№ 2-3199/2022

№33-1868/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Федоренко Э.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,

судей – Кирюхиной М.А., Синани А.М.,

при секретаре – Дмитриковец Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в интересах ФИО1 к Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 ноября 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В июле 2022 года заместитель прокурора Симферопольского района обратился в суд в интересах ФИО11. с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решений незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой района по обращению ФИО1, установлено, что решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, в страховой стаж Киселёва В.Д. не учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также невозможно применить положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и города федерального значения Севастополя». Согласно записям в трудовой книжке и с учетом предоставленных архивных справок Киселёв В.Д. в оспариваемые периоды работал по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в организациях и войсковой части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украины. Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части. Регулирование труда, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные ст. 349 ТК РФ. Полагает, что граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме. Считает несостоятельным довод пенсионного органа о правомерности отказа в перерасчете пенсии ввиду не разработки законодателем правового механизма реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств. Отсутствие такого механизма не может лишать заявителя гарантированного государством права на получение страховой пенсии по старости в установленном законом размере. Уточнив исковые требования, прокурор просил признать незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО1 с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 ноября 2022 года исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики ФИО3 удовлетворены частично. Признаны незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность по включению в страховой стаж Киселёва ФИО1 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также произвести перерасчет пенсии Киселёву ФИО1 с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с решением суда, представитель Государственного Учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В доводах жалобы указано, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учесть в стаж не представляется возможным, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также невозможно применить положения Закона № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку в паспорте истца гражданина Российской Федерации, имеется отметка о регистрации на территории Республики Крым с 20.12.2016.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного Учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Определением Верховного Суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от 15.03.2023, произведена замена Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

В судебном заседании истец ФИО1, прокурор Ислямова М.В. просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации – ФИО8 просила удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО12 является гражданином Российской Федерации, пенсионером Министерства обороны РФ, зарегистрирован на территории Республики Крым и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (л.д.31, 56).

С ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО13 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

Согласно трудовой книжке ФИО14 серии БТ-П от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ (пр. от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. от ДД.ММ.ГГГГ) Киселёв В.Д. работал в должности вожатого караульных собак команды ВОХР в войсковой части 22838, в период с ДД.ММ.ГГГГ (пр. от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. от ДД.ММ.ГГГГ) стрелком ВОХР в войсковой части 76410 (л.д.14- 17,74-75).

Согласно справке АО «Партизан» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 работал в племптицесовхозе – репродукторе «Партизан» <адрес> Республики ФИО3 в должности охранника внутриведомственной охраны.

Данные сведения подтверждаются также архивными справками филиала Центрального архива Военно-Морского Флота от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).

15.10.2021    истец ФИО23 обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости (л.д.47-48).

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости. Не учтены в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также невозможности применить положения Закона № 208-ФЗ (л.д. 12-13,45).

05.08.2022     Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принято решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости (во изменение решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ), ссылаясь на дату регистрации ФИО16 в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также невозможно применить положения Закона № 208-ФЗ, так как в паспорте заявителя имеется отметка о регистрации на территории Республики ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования суд первой инстанции исходил из того, ФИО17 является гражданином Российской Федерации, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, таким образом, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии ФИО18. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО19. работал по трудовым договорам в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по

33-1868/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Киселёв Владимир Дмитриевич
Прокурор Симферопольского района
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
24.01.2023Передача дела судье
15.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2023Передано в экспедицию
15.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее