Решение по делу № 33-3836/2020 от 06.08.2020

Судья    Буян Э.Ф.           дело № 2-102/2020 г.

(33-3836/2020 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном 17 августа 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Коюшеа В.А. на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 21 мая 2020 года, по которому

в удовлетворении исковых требованиях Коюшеа В.А. об обязании ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» произвести перерасчет выплат пособия для малоимущих семей с июля 2019 г. по февраль 2020 г., о взыскании денежных средств в размере 93 610,17 руб. отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Коюшев В.А. обратился в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» об обязании произвести перерасчет выплат социального пособия для малоимущих за период с июля 2019 года по февраль 2020 года, взыскании невыплаченных денежных средств в размере 93 610 рублей 17 копеек, указав в обоснование требований, что является ..., в период с июля 2019 года по февраль 2020 года ему было выплачено социальное пособие в недостаточном размере, так как выплаченные суммы пособия не соответствуют установленному законодательством размеру социального пособия малоимущему одиноко проживающему гражданину и пособия на основании социального контракта. Всего за период с июля 2019 года по февраль 2020 года ему выплачено 1 526 рублей. Вместе с тем, размер гарантированного душевого дохода в южной природно-климатического зоне Республики Коми составлял в 2019 году 14 449 рублей в месяц, в 2020 году – 14 868 рублей в месяц, в связи с чем считает, что ему должно быть доплачено 93 536 рублей 67 копеек (л.д. 15).

В суд Коюшев В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, в предварительном судебном заседании 16 марта 2020 года заявленные требования поддержал (л.д.52,53).

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» иск не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Коюшев В.А. не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 2 августа 2019 года, 9 августа 2019 года, 7 октября 2019 года, 11 ноября 2019 года и 23 декабря 2019 года Коюшев В.А. обращался в ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» с заявлениями о признании его малоимущим одиноко проживающим гражданином (л.д. <Номер обезличен>).

На основании указанных заявлений ответчиком приняты решения:

15 августа 2019 года о присвоении Коюшеву В.А. статуса малоимущего на период с 1 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года, назначении и начислении с 1 сентября 2019 года государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущему одиноко проживающему гражданину в размере 463 рубля (л.д. <Номер обезличен>);

16 сентября 2019 года о присвоении истцу статуса малоимущего на период с 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года, назначении и начислении с 1 октября 2019 года государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущему одиноко проживающему гражданину в размере 463 рубля (л.д. <Номер обезличен>);

23 декабря 2019 года о присвоении Коюшеву В.А. статуса малоимущего на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, назначении и начислении с 1 января 2020 года государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущему одиноко проживающему гражданину в размере 600 рублей (л.д. <Номер обезличен>)

9 октября 2019 года и 12 ноября 2019 года о присвоении Коюшеву В.А. статуса малоимущего на периоды с 1 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года, с 1 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года соответственно и отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущему одиноко проживающему гражданину на основании пункта 22 Порядка и условий признания семей или одиноко проживающего гражданина малоимущим, назначении и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281, в связи с выплатой заявителю ранее два раза за год социального пособия в установленном размере (л.д. 27, 28, 31, 32).

Начисленные на основании решений ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» от 15 августа 2019 года, 16 сентября 2019 года и 23 декабря 2019 года социальные пособия выплачены истцу 20 сентября 2019 года, 23 октября 2019 года и 22 января 2020 года соответственно (л.д. 47-49).

В спорный период с июля 2019 года по февраль 2020 года Коюшев В.А. в ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» с заявлениями о назначении и выплате ему социального пособия по социальному контракту и семейному социальному контракту для малоимущих семей не обращался. Также истец не обращался к ответчику в период с мая по июль 2019 года с заявлениями о признании его малоимущим одиноко проживающим гражданином, назначении и выплате по этому основанию социального пособия.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к положениям постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», суд пришел к выводу, что социальное пособие малоимущему одиноко проживающему гражданину за спорный период выплачено истцу полностью, и, так как Коюшев В.А. не обращался к ответчику с заявлениями о назначении и выплате ему социального пособия по социальному семейному контракту для малоимущих семей и в период мая по июль 2019 года не подавал заявление о признании его малоимущим одиноко проживающим гражданином, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда является правомерным, так как соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Под социальным пособием понимается предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 1 указанного Федерального закона).

Исходя из положений статей 1 и 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь предоставляется указанным категориям граждан, в том числе на основании социального контракта. Данный вид государственной социальной помощи оказывается в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, разработанной органом социальной защиты населения в целях преодоления гражданином трудной жизненной ситуации.

Согласно части 8 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи.

Таким образом, социальная государственная помощь на основании социального контракта и социальная государственная помощь без социального контракта являются различными видами государственной социальной помощи.

Порядок назначения государственной социальной помощи и размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (статьи 8, 11 названного Федерального закона).

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан могут быть предоставлены, среди прочего следующие виды государственной социальной помощи: денежные выплаты в виде социального пособия; денежные выплаты на основании социального контракта; денежные выплаты в виде пособия на основании социального семейного контракта семьям, имеющим детей.

Согласно статье 3 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ указанные виды государственной социальной помощи выплачиваются в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Коми.

Государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан, и может быть оказана указанным категориям, если они имеют по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется Правительством Республики Коми (часть 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ).

Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» утверждены Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия (приложение № 1 к постановлению), Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта (приложение № 3 к постановлению), Порядок и условия назначения и выплаты государственной помощи в виде пособия на основании семейного социального контракте семьям, имеющим детей (приложение № 13 к постановлению).

Указанными Порядками предусмотрено, что реализация права на получение социальной помощи в виде социального пособия и пособия на основании социального контракта для малоимущего одиноко проживающего гражданина, пособия на основании семейного социального контракте семьям, имеющим детей, носит заявительный характер.

Порядком и условиями признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия в редакции, действующей с момента обращения Коюшева В.А. в ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» (2 августа 2019 года), установлено, что семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими сроком на шесть месяцев с месяца, следующего за месяцем, в котором зарегистрировано заявление гражданина (пункт 10). Социальное пособие назначается и выплачивается малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину в денежном выражении (пункт 19). Для назначения и выплаты пособия представление заявления и документов не требуется (пункт 20). Решение о назначении и выплате пособия принимается центром одновременно с принятием решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (пункт 21). Пособие назначается на срок шесть месяцев с месяца признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и выплачивается единовременно в месяце, следующем за месяцем принятия решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, но не более двух раз в год (пункт 22).

Размер пособия на малоимущую семью или малоимущего одиноко проживающего гражданина рассчитывается по формуле: РП = П x n, где: РП - размер пособия на семью (одиноко проживающего гражданина) (на период признания семьи (одиноко проживающего гражданина) малоимущими); П - размер пособия на человека (в соответствии с пунктом названного постановления); n - количество членов семьи (пункт 23).

Пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281 размер социального пособия установлен на 2019 год (с 1 июля 2019 года в редакции постановления Правительства Республики Коми от 28 июня 2019 года № 317) в сумме 463 рублей на человека, в 2020 году (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 ноября 2019 года № 566) – в сумме 600 рублей на человека (подпункт 4), по пособию на основании социального контракта по поиску работы, прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования, осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - в размере, равном средней величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Республике Коми за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (подпункт 5).

Согласно постановлениям Правительства Республики Коми от 28 апреля 2018 г. № 217 и от 30 июля 2019 г. № 355 средняя величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленная в Республике Коми за второй квартал 2018 года, составляла 13 555 рублей, за второй квартал 2019 года – 14 868 рублей.

На основании постановления Правительства Республики Коми от 27 июня 2019 года № 313 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» указанное постановление дополнено пунктом 3-1, которым с 1 июля 2019 года установлен размер пособия на основании семейного социального контракта семьям, имеющим детей, в месяц: 1) на каждого несовершеннолетнего члена малоимущей семьи - 5 000 рублей; 2) на каждого родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка, являющегося членом малоимущей семьи, - 1 500 рублей.

Из доказательств, представленных ответчиком суду первой инстанции, следует, что по заявлениям истца государственная социальная помощь в виде социального пособия выплачена Коюшеву В.А. в спорный период с июля 2019 года по февраль 2020 года полностью в размере и количестве, предусмотренном пунктом 22 Порядка и подпунктами 4, 5 пункта 1 постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281 в редакциях, действующих с 1 июля 2019 года, то есть не более двух раз в год: в 2019 году дважды в сумме по 463 рубля, в 2020 году – один раз в январе 2020 в сумме 600 рублей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что социальное пособие выплачено истцу в недостаточном размере, основаны на ошибочном толковании указанных норм права.

Как верно установлено судом первой инстанции, Коюшев В.А. не обращался в период с июля 2019 года по февраль 2020 года в ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» с заявлениями о назначении и выплате ему социального пособия по социальному контракту и семейному социальному контракту для малоимущих семей, и не подавал ответчику заявления о признании его малоимущим одиноко проживающим гражданином в мае, июне и июле 2019 года. За спорный период государственная социальная помощь в виде социального пособия малоимущему одиноко проживающему гражданину выплачена истцу полностью. В связи с этим оснований взыскании с ответчика социального пособия малоимущему, пособия на основании социального контракта и пособия на основании социального семейного контракта в размере 93 610 рублей 17 копеек у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что специалист ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» ФИО7 не объяснила истцу порядок заключения социального контракта, опровергаются материалами дела и не могут быть приняты во внимание.

Как показали допрошенные в суде первой инстанции в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8, оснований не доверять показаниям которых у суда не имеется, Коюшев В.А. по вопросу заключения социального контракта в учреждение не обращался (л.д. 85-87). Доказательств обратного истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд представлено не было.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований Коюшева В.А.

Нарушений норм процессуального права в связи с рассмотрением дела 21 мая 2020 года в отсутствие истца судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1); в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2); суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).

Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 821, принятом в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судам в период введения ограничительных мер в виде особого режима передвижения в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, рекомендовано рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения; о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста; об обеспечении иска и другие), дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным (пункт 3); с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима повышенной готовности, введенного в соответствующем субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, не указанного в пункте 3 настоящего постановления (пункт 4).

Из материалов дела усматривается, что по делу было назначено предварительное судебное заседание, в котором стороны принимали участие и давали пояснения по делу. По завершению предварительного судебного заседания рассмотрение дела назначено на 14 апреля 2020 года, у ответчика истребованы дополнительные доказательства по обращениям истца в ГБУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» и по расчету пособия истца (л.д. 52, 53).

В связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) производство по настоящему делу 13 апреля 2020 года было приостановлено и впоследствии возобновлено с назначением судебного заседания на 21 мая 2020 года с 11 часов, о чем истец извещен надлежащим образом посредством почты 13 мая 2019 года (л.д. 59,64,65). Однако, в судебное заседание 21 мая 2020 года Коюшев В.А. не явился и не уведомил суд первой инстанции о невозможности явки в судебное заседание с указанием причин, не просил суд об отложении рассмотрения дела по каким-либо причинам.

При указанных обстоятельствах суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом рекомендаций, изложенных в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 821, был вправе рассмотреть дело без участия истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу.

Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 21 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коюшеа В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3836/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коюшев Владислав Анатольевич
Ответчики
ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Теплякова Е.Л.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
17.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
17.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее