Дело № 2-1344/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания – Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Липтуга И.В., представителя ответчика – адвоката Маслова Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Севастопольэнерго» к Белому Сергею Викторовичу о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
27.03.2020 ООО «Севастопольэнерго» обратилось в суд с данным иском к ответчику, просит обязать Белого С.В. за свой счет устранить нарушение охранной зоны РП-5 путем сноса объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго», в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, а также возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Исковые требования обоснованы тем, что в собственности сетевой организации - ООО «Севастопольэнерго» находится объект электросетевого хозяйства - РП-5, расположенный по адресу: Севастополь, <адрес>. Работниками ООО «Севастопольэнерго» ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр указанного объекта электросетевого хозяйства, в результате чего выявлено нарушение охранной зоны РП-5, выразившееся в расположении объекта незавершенного строительства в охранной зоне РП-5.
По результатам осмотра был составлен Акт внепланового инженерного осмотра места нарушения охранной зоны РП-5 от ДД.ММ.ГГГГ, который вместе с требованием об устранении нарушения охранной зоны были направлены в адрес ответчика для исполнения. Поскольку до настоящего времени ответа на указанное требование не поступило, истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на то, что в 2003 г. ответчик приобрел у ФИО7 29/50 жилого дома (2 этаж) и хозяйственных построек по <адрес>. Объект незавершенного строительства, который просит снести истец, был построен еще Курковой в 2000 г. и должен быть хозблоком к жилому помещению второго этажа, на дату приобретения и до настоящего времени возведен только его фундамент и каркас. Собственником земельного участка, на котором расположен хозблок, является Куркова, на дату приобретения спорного объекта охранная зона составляла 3 м, и расположение данного объекта отвечало требованиям действовавшего на то время законодательства Украины. Представитель ответчика полагает, что истцом не доказано, что кабель проходит под хозблоком, и соответственно имеется необходимость в сносе объекта. Также указывает, что истец не является собственником земли, на котором расположен хозблок, в силу чего не вправе требовать сноса объекта, просит применить исковую давность, ссылаясь на то, что истец являлся собственником РП-5 задолго до приобретения спорного объекта ответчиком, поэтому не мог не знать о строительстве фундамента на линии прохождения кабеля.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд полагает возможным на основании статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севастопольэнерго» (далее – Компания) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого здания ЭП 110/6 кВ №6, РП-5, расположенного по <адрес>. Как следует из землеустроительного дела, ЭП 110/6 кВ №6 включает в себя множество объектов – ТП, КТП, РП, территориально расположенных по всему г. Севастополю. Распределительный пункт №5 (РП-5) находится по <адрес>.
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внесла сведения об охранной зоне РП-5 в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за рег. №
ДД.ММ.ГГГГ работники Компании при проведении внепланового инженерного осмотра охранной зоны РП-5 обнаружили, что на расстоянии 7,5 м от здания РП при нормативе 10 м без письменного решения о согласовании с сетевой организацией расположен объект незавершенного строительства, о чем составили акт.
ДД.ММ.ГГГГ Компания уведомила ответчика о необходимости устранить нарушение охранной зоны линейного объекта, что подтверждается письмом и почтовым уведомлением о его получении ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» относит к объектам электросетевого хозяйства линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации; надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24.02.2009 N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон).
В силу пункта 5 указанных Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 кВ (110 000 вольт) - 20 метров (пункт "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил установления охранных зон).
Согласно подпункту "б" пункта 9 названых Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пункте 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Положения статей 56, 89 ЗК РФ, а также Правил установления охранных зон исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1915-О).
Как следует из землеустроительного дела по описанию местоположения объекта землеустройства - зона с особыми условиями использования территории, охранная зона РП-5 установлена на расстоянии 10 м вокруг подстанции. Согласно карте (плану) охранной зоны РП-5 граница объекта электросетевого хозяйства проходит вдоль хозблока, принадлежащего ответчику.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пунктах 45, 46 постановления Пленума N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 304 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение; такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика; иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца; при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
По смыслу статьи 304 ГК РФ негаторный иск может быть удовлетворен в случае, когда разрешение на строительство не оспорено, однако истцом доказано, что в результате возведения объекта нарушено его право, а также имеется угроза безопасности жизни, здоровья граждан и причинения вреда.
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, обязательных к применению положений нормативных правовых актов, а также нормативно-технических документов, является самовольной постройкой.
Несоблюдение указанных в градостроительных регламентах и градостроительных планах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков или предельных параметров разрешенного строительства, границ допустимого размещения объектов, ограничений использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 9 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ), дает основания считать постройку самовольной.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Статьей 1079 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием электрической энергии высокого напряжения, отнесена к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а электрическая энергия высокого напряжения является источником повышенной опасности.
По смыслу приведенных норм в системном толковании со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ запрет на расположение объектов в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства обусловлен отнесением данных объектов к источникам повышенной опасности, в отношении которых осуществление полного контроля со стороны их владельца исключается в силу особых опасных свойств объекта. Таким образом, презюмируется, что размещение объектов в охранной зоне может повлечь причинение вреда в силу особых свойств источника повышенной опасности.
Принимая во внимание, что объект незавершенного строительства расположен в охранной зоне, причем электрический кабель высокого напряжения проходит непосредственно под хозблоком по всей его протяженности, в нарушение п. 10 Правил № 160 ответчик за получением письменного решения о согласовании строительства в сетевую организацию, эксплуатирующую указанные объекты электросетевого хозяйства, не обращался, имеются основания для удовлетворения иска.
Доводы представителя ответчика о том, что на дату возведения хозблока охранная зона составляла 3 метра и отсутствует необходимость в сносе постройки, являются несостоятельными, поскольку в любом случае, как указано выше и подтверждено материалами дела, электрический кабель высокого напряжения проходит непосредственно под хозблоком по всей его протяженности, а не рядом с постройкой.
Заявление представителя ответчика о применении исковой давности также подлежит отклонению, поскольку истец стал собственником РП-5 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного им с украинским юридическим лицом ПАО «ЭК «Севастопольэнерго», согласно данным ЕГРЮЛ и пояснениям представителя истца его правопреемником не является. В ходе инвентаризации объектов, приобретенных в собственность, и охранных зон ООО «Севастопольэнерго» был выявлен факт нарушения охранной зоны, что зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ, в суд с данным иском обратился 27.03.2020, т. е. в пределах срока исковой давности.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ООО «Севастопольэнерго» к Белому Сергею Викторовичу о понуждении к определенным действиям удовлетворить.
Обязать Белого Сергея Викторовича за свой счет устранить нарушение охранной зоны РП-5 путем сноса объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго», в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Взыскать с Белого Сергея Викторовича в пользу ООО «Севастопольэнерго» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 02.07.2020 г.
Судья –