Решение по делу № 33-5963/2024 от 10.06.2024

УИД 29RS0014-01-2023-007727-07

Строка 2.077, г/п 0 руб.

Судья Жданова А. А.

Докладчик Сафонов Р. С.          Дело № 33-5963/2024          8 августа 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Поповой Т. В.,

судей Радюка Е. В., Сафонова Р. С.,

при секретаре Пономаревой Ю. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1348/2024 по исковому заявлению Шеставина В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчёте размера пенсии с апелляционной жалобой представителя Шеставина В.В. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия

установила:

Шеставин В. В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчёте размера пенсии и в последнем заявленном виде исковых требований просил о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 15 февраля 2024 года, перерасчёте размера пенсии с учётом отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране в размере 1,4 с 30 июля 2018 года.

    В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии по старости с 30 июля 2018 года, при этом конвертация произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Значение отношения его среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в стране составило 1,419, однако при расчёте пенсии пенсионным органом данное соотношение принято в размере 1,2, поскольку он по состоянию на 1 января 2002 года не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вместе с тем у него имеется необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения отношения его среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране как 1,4. Решением пенсионного органа от 22 августа 2023 года ему отказано в перерасчёте размера пенсии. Полагал, что такой отказ является незаконным.

    В судебном заседании суда первой инстанции истец на иске настаивал, пояснил, что основанием для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера является его работа на судне «Александр Кучин» во время стоянки судна в морском порту Сабетта.

    Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

    Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от    15 апреля 2024 года в удовлетворении исковых требований Шеставина В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчёте размера пенсии отказано.

С решением суда в части отказа в перерасчёте размера пенсии с учётом отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране в размере 1,4 с 30 июля 2018 года не согласился представитель истца Костоломов П. С., он подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить.

В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Указывает, что согласно положениям пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Поскольку Шеставин В. В. относится к числу лиц, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться независимо от его места жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Считает, что разъяснения, утверждённые постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от        22 апреля 2003 года № 22, на которые сослался суд при принятии решения, противоречат Федеральному закону и ограничивают круг лиц, имеющих право на применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, следовательно, применению не подлежат.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещённые о времени и месте его проведения, не явились. При таких обстоятельствах в соответствии с частями третьей и четвёртой статьи 167, частью первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в обжалуемой части исходя из доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что решением пенсионного органа от 10 июля 2018 года истцу назначена страховая пенсия по старости с 30 июля 2018 года.

    Для определения размера страховой пенсии ответчиком применено ограничение отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране как 1,2.

    13 июля 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и страхового стажа. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у него стажа работы в районах Крайнего Севера.

    Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Шеставина В. В. в полном объёме, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у истца не имеется смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. При этом суд исходил из того, что территориальная принадлежность морских судов определяется портом приписки судна, а потому период исполнения истцом трудовых обязанностей на судне «Александр Кучин», портом приписки которого является г. Архангельск, отнесённый к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.

    Кроме того, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для перерасчёта размера пенсии истца с учётом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) как 1,4, так как по состоянию на 1 января 2002 года истец не проживал в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и у него отсутствовал стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, а также страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с требованиями частей первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

С учётом изложенного, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе стороны истца.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

    Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

    Как указано в части 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 года, зависит от размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от             17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

    Статьёй 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал.

    Величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица зависит от расчётного размера трудовой пенсии, определяемого по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

    В силу пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется по формуле и зависит от отношения среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы, который определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ЗР), к среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за тот же период (ЗП).

    Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 (абзац десятый пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ).

    Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате в размере до 1,5, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,4 (абзац двенадцатый пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ).

    Абзацем шестнадцатым пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ определено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    В абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ названы мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Из приведённых нормативных положений следует, что, исчисляя страховую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретённых прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал. Расчётный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, и зависит от расчётного размера трудовой пенсии, исчисленного в соответствии с названной статьёй Закона.

    Определяя расчётный размер трудовой пенсии по нормам статьи 30 Закона № 173-ФЗ, возможно учитывать повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере до 1,4 для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5. Кроме того, отношение заработков в повышенном размере может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, при установлении истцу Шеставину В. В. страховой пенсии по старости с           30 июля 2018 года выбран вариант определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренный пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, как наиболее выгодный.

    Значение отношения среднемесячной заработной платы истца (заработная плата определена по справке работодателей за период 60 месяцев, начиная с июня 1987 года) к среднемесячной заработной плате в стране составило 1,419. Вместе с тем для расчётного размера трудовой пенсии принято максимально допустимое отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране – 1,2, так как по состоянию на 1 января 2002 года истец в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях не проживал.

    Суд первой инстанции при разрешении спора правомерно исходил из того, что поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 названной статьи Закона отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4, как просит истец) могло быть учтено, если бы по состоянию на 1 января 2002 года истец проработал не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имел на указанную дату страховой стаж не менее 25 лет.

    Согласно материалам выплатного (пенсионного) дела истца стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на 1 января 2002 года составляет менее 20 лет, страховой стаж – менее 25 лет.

    Таким образом, размер пенсии истца определён пенсионным органом правильно с учётом максимально допустимого отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране – 1,2, оснований для перерасчёта размера пенсии не имеется.

    В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых данных, не учтённых судом первой инстанции при разрешении спора. Данные доводы, приводимые в суде первой инстанции при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и материальный закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом с учётом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, основанные на неправильном истолковании закона, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шеставина В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Т. В. Попова
Судьи Е. В. Радюк
Р. С. Сафонов

33-5963/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шеставин Валерий Владимирович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
10.06.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее