Дело № 2-2972/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2017 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лисовской В.В.,
при секретаре Чекменевой Д.М.,
с участием представителя истца Долгих Ю.О., действующей на основании служебного удостоверения,
представителя ответчика администрации г. Перми и третьего лица Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми – Пепеляевой Е.С., действующей на основании доверенностей,
представителя третьего лица МКУ «Пермблагоустройство» Хайруллина Д.Ф., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Свердловского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить остановочный павильон на остановочном пункте «Липовая гора» по адресу <Адрес> по направлению в город.
В обоснование требований указал, что в связи с поступившим обращением гражданина МАП прокуратурой района проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что остановочный павильон «Липовая гора» на остановочном пункте по адресу: <Адрес> отсутствует. По информации департамента дорог и транспорта администрации г. Перми целевое финансирование на установку указанного павильона в 2017 году отсутствует. Таким образом, администрацией города Перми не соблюдается требование законодательства об установке на остановочных пунктах автопавильона для укрытия пассажиров от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов при ожидании транспортных средств, а также не обеспечивается наличие скамейки в исправном состоянии. В связи с чем, нарушены права граждан на защиту от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, ветер и т.п.), а также на благоприятную окружающую среду.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Перми и третьего лица Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д.22-24, 25-27), согласно которым постановлением администрации города Перми от 20.10.2016 № утверждена муниципальная программа «Организация дорожной деятельности в городе Перми» (далее – Муниципальная программа). Согласно п. 7 Паспорта Муниципальной программы, одной из подпрограмм является развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений (1.2), одной из задач - строительство и реконструкция автомобильных дорог и элементов дорог (1.2.1). В соответствии с п. 8 Муниципальной программы, срок ее реализации запланирован на 2017-2019 годы. Из положений п. 1.2.1.1.1 раздела «Финансирование подпрограммы 1.2…» и Приложения к финансированию подпрограммы 1.2… «Информация по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Перми по подпрограмме 1.2...» Муниципальной программы, предусмотрено выполнение работ по реконструкции пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель) в период 2017-2018 годы с целью улучшения дорожной обстановки на данном участке дороги в связи с увеличением пропускной способности <Адрес> и тоннеля (п. 18 Приложения), срок ввода объекта в эксплуатацию - 2018 год (п.п. 12, 16, 21 Приложения), проектно-изыскательные работы по реконструкции данного участка проведены в течение 2015-2016 годов (п. 21 Приложения). В соответствии с пунктом 3 Постановления администрации г. Перми от 07.12.2006 №2448 муниципальное учреждение «Пермблагоустройство» уполномочено осуществлять функции муниципального заказчика в сфере внешнего благоустройства на территории города Перми в соответствии с правовыми актами города. ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Пермблагоустройство» и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по реконструкции пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель). 2 этап. Реконструкция участка автомобильной дороги и <Адрес> от км 8+930 до <Адрес>. 3 этап. Реконструкция <Адрес> от <Адрес> до <Адрес> (далее Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно п. 2.1 Муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, срок выполнения работ с даты заключения контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Остановочный пункт «Липовая Гора» по ул. Героев Хасана, 108 г. Перми по направлению в город расположен на реконструируемом участке <Адрес>. В соответствии с п. 2.1 Приложения № к Муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, работы выполняются согласно проекту, разработанному ОАО «УРАЛГИПРОТРАНС» (шифр проекта 21/6997-02). ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УРАЛГИПТРОТРАНС» в адрес департамента дорог и транспорта администрации города Перми, в связи с выполнением проектных работ в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении рекомендуемого типа остановочного павильона, применяемого в проекте капитального ремонта <Адрес>. Департаментом направлена информация по типу остановочного павильона, предполагаемого к установке на проектируемый объект «Реконструкция пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель)» от ДД.ММ.ГГГГ № №. О выполнении работ по установке остановочного павильона на остановочном пункте «Липовая Гора» по ул. <Адрес>. Перми по направлению в город свидетельствует фрагмент проектно-сметной документации реконструкции пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель). Поскольку работы по установке вышеуказанного остановочного павильона будут произведены при выполнении работ по Муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Кроме того, указала, что ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не содержит прямого указания на обязательное применение положений ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Представитель третьего лица МКУ «Пермблагоустройство» в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика и третьих лиц, изучив доводы искового заявления, письменные пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в данном случае в интересах населения, пользующегося объектами транспортной инфраструктуры, расположенными в Свердловском районе г.Перми).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенного на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, отнесены места отдыха, остановочные пункты и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на дороги федерального значения, регионального, межмуниципального местного значения, частные автомобильные дороги.
В соответствии с п.п. 1, 6, 11 ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 «196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского круга при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Устава города Перми, утвержденного Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150 исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация г. Перми.
В соответствии с Методикой расчета стоимости работ по обустройству и содержанию остановочных пунктов и остановочных павильонов городского пассажирского транспорта общего пользования на автомобильных дорогах местного значения на территории города Перми, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 09.11.2015 №928, остановочный павильон – защитное средство (конструкция) для укрытия пассажиров от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов при ожидании транспортных средств.
Согласно пункту 3.1 Отраслевого стандарта ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» элементами автобусной остановки являются, в том числе автопавильон. Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.). Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен (п. 3.10 Стандарта).
Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочный пункт должен состоять из элементов, в том числе автопавильона, скамьи.
В судебном заседании установлено, что в ходе выездной проверки прокуратуры района установлено, что остановочный павильон «Липовая гора» на остановочном пункте по адресу: <Адрес> г. Перми отсутствует, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), фототаблицей (л.д. 8-11).
Данные обстоятельства фактически не оспаривались ответчиком, доказательств обратного суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства также установлено, что постановлением администрации города Перми от 20.10.2016 №911 утверждена муниципальная программа «Организация дорожной деятельности в городе Перми» (л.д. 28).
Согласно п. 7 Паспорта Муниципальной программы, одной из подпрограмм является развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений (1.2), одной из задач - строительство и реконструкция автомобильных дорог и элементов дорог (1.2.1).
В соответствии с п. 8 Муниципальной программы, срок ее реализации запланирован на 2017-2019 годы.
Из положений п. 1.2.1.1.1 раздела «Финансирование подпрограммы 1.2…» и Приложения к финансированию подпрограммы 1.2…«Информация по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Перми по подпрограмме 1.2...» Муниципальной программы, предусмотрено выполнение работ по реконструкции пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель) в период 2017-2018 годы с целью улучшения дорожной обстановки на данном участке дороги в связи с увеличением пропускной способности <Адрес> и тоннеля (п. 18 Приложения), срок ввода объекта в эксплуатацию - 2018 год (п.п. 12, 16, 21 Приложения), проектно-изыскательные работы по реконструкции данного участка проведены в течение 2015-2016 годов (п. 21 Приложения) (л.д. 29-40).
Постановлением администрации г. Перми от 07.12.2006 №2448 создано муниципальное учреждение «Пермблагоустройство», которое уполномочено осуществлять функции муниципального заказчика в сфере внешнего благоустройства на территории города Перми в соответствии с правовыми актами города (п.3).
Непосредственное проведение работ осуществляется соответствующей подрядной организацией, с которой в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключается соответствующий контракт на осуществление работ с указанием перечня работ, период их проведения.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Пермблагоустройство» и <данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по реконструкции пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель). 2 этап. Реконструкция участка автомобильной дороги и <Адрес> от км 8+930 до <Адрес>. 3 этап. Реконструкция <Адрес> от <Адрес> до <Адрес> (л.д. 41-84).
Муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки выполнения работ: начало - с даты заключения контракта, окончание - ДД.ММ.ГГГГ.
Остановочный пункт «Липовая Гора» <Адрес> г. Перми по направлению в город расположен на реконструируемом участке <Адрес>.
В соответствии с п. 2.1 Приложения № к Муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, работы выполняются согласно проекту, разработанному ОАО «УРАЛГИПРОТРАНС» (шифр проекта 21/6997-02).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УРАЛГИПТРОТРАНС» в адрес департамента дорог и транспорта администрации <Адрес>, в связи с выполнением проектных работ в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении рекомендуемого типа остановочного павильона, применяемого в проекте капитального ремонта <Адрес>. Департаментом направлена информация по типу остановочного павильона, предполагаемого к установке на проектируемый объект «Реконструкция пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель)» от ДД.ММ.ГГГГ № №.
О выполнении работ по установке остановочного павильона на остановочном пункте «Липовая Гора» по <Адрес> по направлению в город свидетельствует фрагмент проектно-сметной документации реконструкции пересечения <Адрес> магистрали (включая тоннель).
Кроме того, согласно пояснительной записке начальника отдела ОСРиКР ОВБ МКУ «Пермблагоустройство» Горюшкова В.С. проектом реконструкции предусмотрено устройство заездных карманов, посадочных площадок и установка новых остановочных павильонов, в частности у пересечения ул. <Адрес> с <Адрес> (чертеж «План благоустройства», шифр 32/6997-02-АД1 лист 2.1). Также проектом предусматривается устройство разделительной полосы и уширение существующей проезжей части, в результате новые посадочные площадки смещаются в плане относительно существующих, в том числе и от оси существующей дороги. Установка новых автопавильонов без возможности подъезда к ним общественного транспорта нецелесообразна, а устройство заездных карманов будет производиться при выполнении работ по строительству проезжей части после переустройства подземных коммуникаций.
Таким образом, работы по установке вышеуказанного остановочного павильона будут произведены при выполнении работ по вышеуказанному муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного выше, принимая во внимание то обстоятельство, что непосредственное проведение работ осуществляется соответствующей подрядной организацией, с которой в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключается соответствующий контракт на осуществление работ, суд считает, что в удовлетворении требований о возложении на администрацию <Адрес> обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить остановочный павильон на остановочном пункте «Липовая гора» по адресу <Адрес> по направлению в город следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации <Адрес> о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить остановочный павильон на остановочном пункте «Липовая гора» по адресу <Адрес> по направлению в город - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> В.В. Лисовская
Копия верна. <данные изъяты> В.В. Лисовская