Дело № 2-3394/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием истца Назаровой М.О. и её представителя адвоката Меновщиковой Л.Н., действующей на основании ордера,
представителя ответчика Министерства социального развития Пермского края – Ларюшкиной И.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Назаровой Марии Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации г. Соликамска, Министерству социального развития Пермского края о признании решения незаконным, признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении молодой семьи в очереди на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья с первоначальной даты постановки на учет,
установил:
Назарова М.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, 2 обратилась в суд с иском к Администрации г. Соликамска, Министерству социального развития Пермского края с требованиями о признании незаконным решения администрации г. Соликамска от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи в составе трех человек, в том числе, Назарова М.О., несовершеннолетние ФИО1, 2 из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья. О признании молодой семьи в составе трех человек, в том числе, Назарова М.О., несовершеннолетние ФИО 1,2 нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении молодой семьи в составе трех человек, в том числе, Назарова М.О., несовершеннолетние ФИО1, 2 в очереди на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья с первоначальной даты постановки на учет (л.д. 4-15).
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ Назарова М.О. с семьей в составе двух человек, в том числе ФИО1 поставлена в очередь в рамках программы «Жилье для молодой семьи», номер учетного дела 1259 (уведомление №). Учетная норма на момент постановки семьи истца на учет по г. Соликамск составляла 10 кв.м. на каждого члена семьи. На момент постановки истца в очередь в собственности Назаровой М.О. имелась ? доля на жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 30,3 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес> Таким образом, для Назаровой М.О. составляла - 15,15 кв.м. общей площади жилого помещения. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Назарова М.О. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <Адрес>,15. С ДД.ММ.ГГГГ у истца совместно с несовершеннолетним ФИО1 имелась временная регистрация, а с ДД.ММ.ГГГГ - постоянная регистрация в жилом помещении по адресу: <Адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., принадлежащая на праве собственности бабушке истца - ФИО5 Регистрация была произведена с целью снижения коммунальных платежей за жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>. Фактически, в жилое помещение, принадлежащее ФИО3 истец совместно с ребенком не вселялась, членом семьи ФИО3 не являлась, право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес> за истцом и несовершеннолетним ФИО1 ФИО3 не признавала. ДД.ММ.ГГГГ истец совместно с несовершеннолетним Казанцевым М.Э. была снята с регистрационного учета в жилом помещении: <Адрес>3 в связи с приобретением в собственность жилого помещения, распложенного по адресу: <Адрес>. Считает, что регистрация в квартире по адресу: <Адрес> не подлежит учету при расчете нуждаемости семьи истца, поскольку является формальной. Также истец указывает, что в комнатах по адресу: <Адрес> одновременно с истцом Назаровой М.О. и несовершеннолетним ФИО 1,2 так же проживали мать истца – ФИО10 (снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ), сестра истца ФИО11 (снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ), сестра истца несовершеннолетняя ФИО12 (зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ). Также в исковом заявлении Назарова М.О. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием ипотечных денежных средств приобрела комнату в доме по адресу: <Адрес> общей площадью 16,7 кв.м., после рождения второго ребенка ДД.ММ.ГГГГ совместно с детьми ФИО 1,2 стала проживать в отдельной комнате, отдельно от своих родных – матери и сестер. В начале ДД.ММ.ГГГГ истцом было принято решение о продаже всей имеющейся у нее в собственности недвижимости с целью улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи на комнату по адресу: <Адрес>, общей площадью 16,7 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <Адрес>, общей площадью 29,3 кв.м., квартира приобретена с использованием средств ипотечного кредитования. Квартиру большей площадью истец приобрести не могла, поскольку намерена была погасить ипотеку за счет средств социальной выплаты в рамках участия в программе, в противном случае, семья истца была бы исключена из числа участников указанной программы. ДД.ММ.ГГГГ истцом были получены новые свидетельства о праве собственности на ? долю в праве собственности на комнату, общей площадью 17,3 кв. м. по адресу: <Адрес> на ? долю в праве собственности на комнату общей площадью 13 кв.м. по адресу: <Адрес>. Суммарно на долю истца также приходилось 15,15 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи комнаты по адресу: <Адрес>, общей площадью 17,3 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ истцом также был заключен договор купли-продажи комнаты, расположенной по адресу: <Адрес> общей площадью 13 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ истца исключили из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, так как семья истца не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение истец считает незаконным и необоснованным. Считает, что действовала разумно и добросовестно, в интересах детей. Считает, что молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствует требованиям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В связи с изложенным, истец вынуждена обратиться в суд с заявленными исковыми требованиями.
Истец Назарова М.О. и ее представитель в судебном заседании поддержали основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации г. Соликамска в лице Управления культуры, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Ранее представил в суд отзыв, относительно заявленных исковых требований, из содержания которого следует, что управление культуры администрации г. Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе». Семья Назаровой М.О. с составом семьи из двух человек представила документы для участия в подпрограмме 20.01.2012. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. После проверки документов молодой семье Назаровой М.О. присвоен номер личного дела 1259. На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05-58-1052 от 29.12.2017 «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ семьей Назаровой М.О. представлен пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе». Согласно справки ЖУ «Нагорный» от ДД.ММ.ГГГГ семья Назаровой М.О. зарегистрирована по адресу: <Адрес>, общей площадью 28,6 кв.м., в жилом доме зарегистрировано три человека, собственник Назарова М.О. Согласно выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № у Назаровой М.О. имелось:
- на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <Адрес> <Адрес>, общей площадью 30,30 кв.м. (1/2 доля в праве – 15,15 кв.м.), право прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
- на праве собственности жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 16,7 кв.м., право прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что если бы семьей Назаровой М.О. не были произведены действия по отчуждению указанных объектов недвижимости, то семья не была бы признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как суммарная общая площадь составила бы 60,45 кв.м. на основании изложенного, полагает, что молодая семья Назаровой М.О. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, считает необходимым указать, что в соответствии с утвержденными списками семей-претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ утверждено 27 семей. Семья под № 27 по списку – с присвоенным личным номером 1200, таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют семьи, стоящие в списках после истцов, получившие социальную выплату. Считают, что решение об исключении семьи Назаровой М.О. из списков участников подпрограммы правомерно. Требования истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат (л.д. 66-70,138-140).
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласна. Основания для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрены положениями ст. 51 ЖК РФ. Как следует из доводов искового заявления после совершения действий по отчуждению недвижимого имущества, являвшегося собственностью истца, денежные средства, полученные с продажи комнат, были потрачены Назаровой М.О. на погашение долгов по коммунальным платежам, на ремонт в квартире и оплату услуг агентства недвижимости, приобретение бытовой техники и мебели в квартиру. Таким образом, если обратить внимание на общую площадь жилых помещений, приобретенных и проданных истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ, а именно: продажа площади в 31,85 кв.м., приобретение площади в 28,6 кв.м., то выясняется, что истец совершила действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в результате которых молодая семья Назаровой М.О. может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, считает, что молодая семья Назаровой М.О. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и она, с учетом указанных обстоятельств, не имеет права на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жиль ввиду того, что истец заведомо зная о размере учетной нормы площади жилья совершила отчуждение имеющегося в собственности имущества. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 119-122).
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, заслушав показания свидетеля ФИО13, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования истца Назаровой М.О. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. №2360 «О концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. №63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ» Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».
Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.
Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. №63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».
Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:
добровольность участия молодых семей в Программе;
адресный характер оказания финансовой помощи;
вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;
собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы);
средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы»;
средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;
средства внебюджетных источников, в том числе:
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;
средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п. 5.1).
В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:
Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.
Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.
Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;
б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.
Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 №236-п)
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. №2453-543 «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы» и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. №3050-687 «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы»;
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. №33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. №253-ПК «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы»;
потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).
Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. №675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 №409-п).
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В настоящий момент реализация указанной выше программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. №1322-п».
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ДД.ММ.ГГГГ Назарова М.О. обратилась в Управление культуры Администрации г. Соликамска с заявлением о признании семьи в составе двух человек: Назарова М.О. и несовершеннолетний ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2010-2015 г.г.», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.» (л.д. 85-86,87).
Как следует из содержания справки № от ДД.ММ.ГГГГ отдела по жилищной политике Управления городского коммунального хозяйства Администрации г.Соликамска семья Назаровой М.О. в составе двух человек, в том числе несовершеннолетний ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 79 оборот).
Истец Назарова М.О. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 30,3 кв.м. по адресу: <Адрес>, что подтверждается доводами искового заявления, сторонами не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств Назаровой М.О. принадлежала ? доля в праве на жилое помещение, общей площадью 30,3 кв.м. по адресу: <Адрес> что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН (л.д. 85,86).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Назарова М.О. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела временную регистрацию в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес> что также подтверждается материалами дела.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Назарова М.О. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес>, что подтверждается копией паспорта истца, копией свидетельства о регистрации по месту жительства № (л.д. 80, 81).
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности бабушке истца – ФИО3, что также подтверждается материалами учетного дела (л.д. 83), сторонами не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ у Назаровой М.О. родился сын – ФИО1 что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка (л.д. 89).
ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. на основании договора купли-продажи приобретено жилое помещение, общей площадью 16,7 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, право собственности истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора купли-продажи жилого помещения, копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 91, 91 оборот-92).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. совершены действия по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, общей площадью 16,7 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается сведениями регистрирующих органов, доводами искового заявлении, ответчиками не оспаривается (л.д. 59-61).
ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. на основании договора купли-продажи с привлечением средств ипотечного кредитования приобретено жилое помещение общей площадью 28,6 кв.м. по адресу: <Адрес>, ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение, что также подтверждается копией договора купли-продажи, копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 94, 94 оборот - 95).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Назарова М.О. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 29,3 кв.м. по адресу: <Адрес>, что также подтверждается копией паспорта истца (л.д. 99).
Также из представленных в материалы дела доказательств следует, что сын истца ФИО1 с момента рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно совместно с Назаровой М.О. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес> что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту жительства (л.д. 81), копией справки, выданной МУП «Информационно расчетный центр <Адрес>» (л.д. 87 оборот), также подтверждается доводами искового заявления, сведениями о помещении (л.д. 83).
Как следует из доводов искового заявления с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 28,6 кв.м. по адресу: <Адрес>.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что сын истца ФИО1 с момента рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно совместно с Назаровой М.О. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес> что подтверждается копией справки, выданной МУП «Информационно расчетный центр г. Соликамск» (л.д. 87 оборот), также подтверждается доводами искового заявления.
Как следует из доводов искового заявления с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 28,6 кв.м. по адресу: <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. совершены действия по отчуждению принадлежащих ей долей в размере ? в праве собственности на жилые помещения, общей площадью 30,30 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес> что также подтверждается сведениями регистрирующих органов, доводами искового заявлении, ответчиками не оспаривается (л.д. 59-61).
Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что истец со своими детьми проживала в двух комнатах в общежитии совместно с матерью и сестрой, потом приобрела отдельную комнату в этом же общежитии, после чего продала свою комнату и купила отдельную квартиру в <Адрес>, чтобы дети могли проживать в благоустроенном отдельном помещении.
Проанализировав изложенное выше законодательство, а также представленные суду доказательства, суд считает, что при принятии решения о нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий, а также включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 г.г.» Управлением культуры администрации г.Соликамск обосновано были приняты во внимание жилые помещения, находящиеся в собственности истца Назаровой М.О., а также ранее отчужденные Назаровой М.О. жилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес> и <Адрес>
Оценивая доводы истца Назаровой М.А. о том, что ею не ухудшались жилищные условия в связи с отчуждением долей (1/2) в праве собственности в отношении жилого помещения по адресу: <Адрес> а также в связи с отчуждением жилого помещении по адресу: <Адрес> суд исходит из того, что данные доли были проданы (отчуждены) Назаровой М.О. в пользу третьих лиц, при этом истец Назарова М.О. была свободна в выражении своей воли на совершение сделок.
Доводы истца и ее представителя о том, что в результате совершения сделок по отчуждению принадлежащего Назаровой М.О. права собственности, в том числе, права на ? доли в праве собственности на выше указанные жилые помещения, истцом (Назаровой М.О.) погашены долговые обязательства, в том числе, долговые обязательства перед кредитными учреждениями, долговые обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг, судом оценивается критически, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для оценки обстоятельств дела, т.к. распоряжаться имуществом вправе собственник – Назарова М.О., каких-либо доказательств того, что она не могла свободно выражать свою волю при отчуждении принадлежащего ей имущества, в том числе, долей в праве собственности, в материалах дела не имеется и сторонами не предоставлено.
Тот факт, что отчуждение имущества Назаровой М.О. совершено с целью улучшения жилищных условий ее детей ФИО 1,2 путем приобретения жилого помещения по адресу: <Адрес>, в том числе, с целью погашения долговых обязательств по договору ипотечного кредитования, не влечет за собой признание ответчиком семьи Назаровой М.О. нуждающейся в улучшении жилищных условий при разрешении данного вопроса в связи с намерением стать участником программы, поскольку в любом случае отчуждение Назаровой М.О. жилых помещений, в том числе ? долей в праве собственности в принадлежащих ей жилых помещениях, комнаты площадью 16,7 кв.м., повлекло за собой уменьшение доли обеспеченности жилым помещение каждого члена семьи истца, а с учетом того, что не истек 5-летний срок с даты отчуждения собственности и данное обстоятельство неизбежно влияет на обеспеченность жильем членов семьи в последующем ДД.ММ.ГГГГ
При этом суд принимает во внимание, что заключая договоры купли-продажи, Назарова М.О. бесспорно знала о том, что ее право собственности и законные права на пользование жилыми помещениями будут прекращены, что непосредственно связано с долей обеспеченности жильем каждого члена ее семьи.
С учетом совокупности перечисленных обстоятельств и требований законодательства Управление культуры администрации г. Соликамска обоснованно пришло к выводу о необходимости учитывать жилое помещение по адресу: <Адрес> и жилое помещение по адресу: <Адрес>, при определении нуждаемости семьи истцы Назаровой М.О. в жилом помещении.
При оценке доводов истца о нуждаемости в улучшении жилищных условий, принимая во внимание вывод о необходимости учитывать при ее расчете доли в праве собственности Назаровой М.О. по <Адрес> (т.е. 15,15 м.кв. из расчета общей площади 30,30 м.кв. : 2 = 15,15 м.кв.), площади жилого помещения расположенного по адресу: <Адрес> площадью 16,7 кв.м. и занимаемое в настоящее время жилое помещение по <Адрес> общей площадью 28,6 м.кв., суд считает доводы истца Назаровой М.О. не нашедшими подтверждения, т.к. ее обеспеченность жилым помещение в соответствии с требованиями ст. 53 Жилищного кодекса РФ составляет 20,15 м.кв. из расчета: (15,15 м.кв. + 16,7 м.кв.) : 3 = 10,61 кв.м/чел. (до ДД.ММ.ГГГГ), (15,15 кв.м.+28,6 кв.м.) : 3 = 24,68 м.кв./чел. (до отчуждения ? доли в праве собственности на комнаты № по адресу <Адрес>), что больше нормы учетной нормы, установленной по <Адрес> края.
В связи с изложенным, суд находит решение администрации г. Соликамск соответствующим требованиям законодательства, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Назаровой Марии Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации г. Соликамска, Министерств социального развития Пермского края о признании решения незаконным, признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении молодой семьи в очереди на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья с первоначальной даты постановки на учет – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2018