Решение по делу № 2-3302/2018 от 10.07.2018

Дело № 2-3394/2018                                         <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года                              г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием истца Назаровой М.О. и её представителя адвоката Меновщиковой Л.Н., действующей на основании ордера,

представителя ответчика Министерства социального развития Пермского края – Ларюшкиной И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Назаровой Марии Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации г. Соликамска, Министерству социального развития Пермского края о признании решения незаконным, признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении молодой семьи в очереди на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья с первоначальной даты постановки на учет,

установил:

Назарова М.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, 2 обратилась в суд с иском к Администрации г. Соликамска, Министерству социального развития Пермского края с требованиями о признании незаконным решения администрации г. Соликамска от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи в составе трех человек, в том числе, Назарова М.О., несовершеннолетние ФИО1, 2 из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья. О признании молодой семьи в составе трех человек, в том числе, Назарова М.О., несовершеннолетние ФИО 1,2 нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении молодой семьи в составе трех человек, в том числе, Назарова М.О., несовершеннолетние ФИО1, 2 в очереди на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья с первоначальной даты постановки на учет (л.д. 4-15).

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ Назарова М.О. с семьей в составе двух человек, в том числе ФИО1 поставлена в очередь в рамках программы «Жилье для молодой семьи», номер учетного дела 1259 (уведомление ). Учетная норма на момент постановки семьи истца на учет по г. Соликамск составляла 10 кв.м. на каждого члена семьи. На момент постановки истца в очередь в собственности Назаровой М.О. имелась ? доля на жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 30,3 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес> Таким образом, для Назаровой М.О. составляла - 15,15 кв.м. общей площади жилого помещения. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Назарова М.О. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <Адрес>,15. С ДД.ММ.ГГГГ у истца совместно с несовершеннолетним ФИО1 имелась временная регистрация, а с ДД.ММ.ГГГГ - постоянная регистрация в жилом помещении по адресу: <Адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., принадлежащая на праве собственности бабушке истца - ФИО5 Регистрация была произведена с целью снижения коммунальных платежей за жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>. Фактически, в жилое помещение, принадлежащее ФИО3 истец совместно с ребенком не вселялась, членом семьи ФИО3 не являлась, право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес> за истцом и несовершеннолетним ФИО1 ФИО3 не признавала. ДД.ММ.ГГГГ истец совместно с несовершеннолетним Казанцевым М.Э. была снята с регистрационного учета в жилом помещении: <Адрес>3 в связи с приобретением в собственность жилого помещения, распложенного по адресу: <Адрес>. Считает, что регистрация в квартире по адресу: <Адрес> не подлежит учету при расчете нуждаемости семьи истца, поскольку является формальной. Также истец указывает, что в комнатах по адресу: <Адрес> одновременно с истцом Назаровой М.О. и несовершеннолетним ФИО 1,2 так же проживали мать истца – ФИО10 (снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ), сестра истца ФИО11 (снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ), сестра истца несовершеннолетняя ФИО12 (зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ). Также в исковом заявлении Назарова М.О. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием ипотечных денежных средств приобрела комнату в доме по адресу: <Адрес> общей площадью 16,7 кв.м., после рождения второго ребенка ДД.ММ.ГГГГ совместно с детьми ФИО 1,2 стала проживать в отдельной комнате, отдельно от своих родных – матери и сестер. В начале ДД.ММ.ГГГГ истцом было принято решение о продаже всей имеющейся у нее в собственности недвижимости с целью улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи на комнату по адресу: <Адрес>, общей площадью 16,7 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <Адрес>, общей площадью 29,3 кв.м., квартира приобретена с использованием средств ипотечного кредитования. Квартиру большей площадью истец приобрести не могла, поскольку намерена была погасить ипотеку за счет средств социальной выплаты в рамках участия в программе, в противном случае, семья истца была бы исключена из числа участников указанной программы. ДД.ММ.ГГГГ истцом были получены новые свидетельства о праве собственности на ? долю в праве собственности на комнату, общей площадью 17,3 кв. м. по адресу: <Адрес> на ? долю в праве собственности на комнату общей площадью 13 кв.м. по адресу: <Адрес>. Суммарно на долю истца также приходилось 15,15 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи комнаты по адресу: <Адрес>, общей площадью 17,3 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ истцом также был заключен договор купли-продажи комнаты, расположенной по адресу: <Адрес> общей площадью 13 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ истца исключили из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, так как семья истца не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение истец считает незаконным и необоснованным. Считает, что действовала разумно и добросовестно, в интересах детей. Считает, что молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствует требованиям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В связи с изложенным, истец вынуждена обратиться в суд с заявленными исковыми требованиями.

Истец Назарова М.О. и ее представитель в судебном заседании поддержали основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации г. Соликамска в лице Управления культуры, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Ранее представил в суд отзыв, относительно заявленных исковых требований, из содержания которого следует, что управление культуры администрации г. Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе». Семья Назаровой М.О. с составом семьи из двух человек представила документы для участия в подпрограмме 20.01.2012. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. После проверки документов молодой семье Назаровой М.О. присвоен номер личного дела 1259. На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05-58-1052 от 29.12.2017 «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ семьей Назаровой М.О. представлен пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе». Согласно справки ЖУ «Нагорный» от ДД.ММ.ГГГГ семья Назаровой М.О. зарегистрирована по адресу: <Адрес>, общей площадью 28,6 кв.м., в жилом доме зарегистрировано три человека, собственник Назарова М.О. Согласно выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ у Назаровой М.О. имелось:

- на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <Адрес> <Адрес>, общей площадью 30,30 кв.м. (1/2 доля в праве – 15,15 кв.м.), право прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

- на праве собственности жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 16,7 кв.м., право прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что если бы семьей Назаровой М.О. не были произведены действия по отчуждению указанных объектов недвижимости, то семья не была бы признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как суммарная общая площадь составила бы 60,45 кв.м. на основании изложенного, полагает, что молодая семья Назаровой М.О. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, считает необходимым указать, что в соответствии с утвержденными списками семей-претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ утверждено 27 семей. Семья под № 27 по списку – с присвоенным личным номером 1200, таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют семьи, стоящие в списках после истцов, получившие социальную выплату. Считают, что решение об исключении семьи Назаровой М.О. из списков участников подпрограммы правомерно. Требования истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат (л.д. 66-70,138-140).

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласна. Основания для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрены положениями ст. 51 ЖК РФ. Как следует из доводов искового заявления после совершения действий по отчуждению недвижимого имущества, являвшегося собственностью истца, денежные средства, полученные с продажи комнат, были потрачены Назаровой М.О. на погашение долгов по коммунальным платежам, на ремонт в квартире и оплату услуг агентства недвижимости, приобретение бытовой техники и мебели в квартиру. Таким образом, если обратить внимание на общую площадь жилых помещений, приобретенных и проданных истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ, а именно: продажа площади в 31,85 кв.м., приобретение площади в 28,6 кв.м., то выясняется, что истец совершила действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в результате которых молодая семья Назаровой М.О. может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, считает, что молодая семья Назаровой М.О. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и она, с учетом указанных обстоятельств, не имеет права на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жиль ввиду того, что истец заведомо зная о размере учетной нормы площади жилья совершила отчуждение имеющегося в собственности имущества. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 119-122).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, заслушав показания свидетеля ФИО13, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования истца Назаровой М.О. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. №2360 «О концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. №63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ» Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. №63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

добровольность участия молодых семей в Программе;

адресный характер оказания финансовой помощи;

вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;

целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;

собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.

Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;

продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы);

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы»;

средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;

средства внебюджетных источников, в том числе:

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;

средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п. 5.1).

В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.

Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 №236-п)

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. №2453-543 «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы» и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. №3050-687 «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы»;

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. №33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. №253-ПК «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы»;

потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).

Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. №675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 №409-п).

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В настоящий момент реализация указанной выше программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. №1322-п».

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ Назарова М.О. обратилась в Управление культуры Администрации г. Соликамска с заявлением о признании семьи в составе двух человек: Назарова М.О. и несовершеннолетний ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2010-2015 г.г.», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.» (л.д. 85-86,87).

Как следует из содержания справки от ДД.ММ.ГГГГ отдела по жилищной политике Управления городского коммунального хозяйства Администрации г.Соликамска семья Назаровой М.О. в составе двух человек, в том числе несовершеннолетний ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 79 оборот).

Истец Назарова М.О. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 30,3 кв.м. по адресу: <Адрес>, что подтверждается доводами искового заявления, сторонами не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств Назаровой М.О. принадлежала ? доля в праве на жилое помещение, общей площадью 30,3 кв.м. по адресу: <Адрес> что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН (л.д. 85,86).

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Назарова М.О. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела временную регистрацию в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес> что также подтверждается материалами дела.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Назарова М.О. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес>, что подтверждается копией паспорта истца, копией свидетельства о регистрации по месту жительства (л.д. 80, 81).

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности бабушке истца – ФИО3, что также подтверждается материалами учетного дела (л.д. 83), сторонами не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ у Назаровой М.О. родился сын – ФИО1 что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка (л.д. 89).

ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. на основании договора купли-продажи приобретено жилое помещение, общей площадью 16,7 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, право собственности истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора купли-продажи жилого помещения, копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 91, 91 оборот-92).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. совершены действия по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, общей площадью 16,7 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается сведениями регистрирующих органов, доводами искового заявлении, ответчиками не оспаривается (л.д. 59-61).

ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. на основании договора купли-продажи с привлечением средств ипотечного кредитования приобретено жилое помещение общей площадью 28,6 кв.м. по адресу: <Адрес>, ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение, что также подтверждается копией договора купли-продажи, копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 94, 94 оборот - 95).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Назарова М.О. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 29,3 кв.м. по адресу: <Адрес>, что также подтверждается копией паспорта истца (л.д. 99).

Также из представленных в материалы дела доказательств следует, что сын истца ФИО1 с момента рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно совместно с Назаровой М.О. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес> что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту жительства (л.д. 81), копией справки, выданной МУП «Информационно расчетный центр <Адрес>» (л.д. 87 оборот), также подтверждается доводами искового заявления, сведениями о помещении (л.д. 83).

Как следует из доводов искового заявления с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 28,6 кв.м. по адресу: <Адрес>.

Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что сын истца ФИО1 с момента рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно совместно с Назаровой М.О. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <Адрес> что подтверждается копией справки, выданной МУП «Информационно расчетный центр г. Соликамск» (л.д. 87 оборот), также подтверждается доводами искового заявления.

Как следует из доводов искового заявления с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 28,6 кв.м. по адресу: <Адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Назаровой М.О. совершены действия по отчуждению принадлежащих ей долей в размере ? в праве собственности на жилые помещения, общей площадью 30,30 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес> что также подтверждается сведениями регистрирующих органов, доводами искового заявлении, ответчиками не оспаривается (л.д. 59-61).

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что истец со своими детьми проживала в двух комнатах в общежитии совместно с матерью и сестрой, потом приобрела отдельную комнату в этом же общежитии, после чего продала свою комнату и купила отдельную квартиру в <Адрес>, чтобы дети могли проживать в благоустроенном отдельном помещении.

Проанализировав изложенное выше законодательство, а также представленные суду доказательства, суд считает, что при принятии решения о нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий, а также включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 г.г.» Управлением культуры администрации г.Соликамск обосновано были приняты во внимание жилые помещения, находящиеся в собственности истца Назаровой М.О., а также ранее отчужденные Назаровой М.О. жилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес> и <Адрес>

Оценивая доводы истца Назаровой М.А. о том, что ею не ухудшались жилищные условия в связи с отчуждением долей (1/2) в праве собственности в отношении жилого помещения по адресу: <Адрес> а также в связи с отчуждением жилого помещении по адресу: <Адрес> суд исходит из того, что данные доли были проданы (отчуждены) Назаровой М.О. в пользу третьих лиц, при этом истец Назарова М.О. была свободна в выражении своей воли на совершение сделок.

Доводы истца и ее представителя о том, что в результате совершения сделок по отчуждению принадлежащего Назаровой М.О. права собственности, в том числе, права на ? доли в праве собственности на выше указанные жилые помещения, истцом (Назаровой М.О.) погашены долговые обязательства, в том числе, долговые обязательства перед кредитными учреждениями, долговые обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг, судом оценивается критически, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для оценки обстоятельств дела, т.к. распоряжаться имуществом вправе собственник – Назарова М.О., каких-либо доказательств того, что она не могла свободно выражать свою волю при отчуждении принадлежащего ей имущества, в том числе, долей в праве собственности, в материалах дела не имеется и сторонами не предоставлено.

Тот факт, что отчуждение имущества Назаровой М.О. совершено с целью улучшения жилищных условий ее детей ФИО 1,2 путем приобретения жилого помещения по адресу: <Адрес>, в том числе, с целью погашения долговых обязательств по договору ипотечного кредитования, не влечет за собой признание ответчиком семьи Назаровой М.О. нуждающейся в улучшении жилищных условий при разрешении данного вопроса в связи с намерением стать участником программы, поскольку в любом случае отчуждение Назаровой М.О. жилых помещений, в том числе ? долей в праве собственности в принадлежащих ей жилых помещениях, комнаты площадью 16,7 кв.м., повлекло за собой уменьшение доли обеспеченности жилым помещение каждого члена семьи истца, а с учетом того, что не истек 5-летний срок с даты отчуждения собственности и данное обстоятельство неизбежно влияет на обеспеченность жильем членов семьи в последующем ДД.ММ.ГГГГ

При этом суд принимает во внимание, что заключая договоры купли-продажи, Назарова М.О. бесспорно знала о том, что ее право собственности и законные права на пользование жилыми помещениями будут прекращены, что непосредственно связано с долей обеспеченности жильем каждого члена ее семьи.

С учетом совокупности перечисленных обстоятельств и требований законодательства Управление культуры администрации г. Соликамска обоснованно пришло к выводу о необходимости учитывать жилое помещение по адресу: <Адрес> и жилое помещение по адресу: <Адрес>, при определении нуждаемости семьи истцы Назаровой М.О. в жилом помещении.

При оценке доводов истца о нуждаемости в улучшении жилищных условий, принимая во внимание вывод о необходимости учитывать при ее расчете доли в праве собственности Назаровой М.О. по <Адрес> (т.е. 15,15 м.кв. из расчета общей площади 30,30 м.кв. : 2 = 15,15 м.кв.), площади жилого помещения расположенного по адресу: <Адрес> площадью 16,7 кв.м. и занимаемое в настоящее время жилое помещение по <Адрес> общей площадью 28,6 м.кв., суд считает доводы истца Назаровой М.О. не нашедшими подтверждения, т.к. ее обеспеченность жилым помещение в соответствии с требованиями ст. 53 Жилищного кодекса РФ составляет 20,15 м.кв. из расчета: (15,15 м.кв. + 16,7 м.кв.) : 3 = 10,61 кв.м/чел. (до ДД.ММ.ГГГГ), (15,15 кв.м.+28,6 кв.м.) : 3 = 24,68 м.кв./чел. (до отчуждения ? доли в праве собственности на комнаты по адресу <Адрес>), что больше нормы учетной нормы, установленной по <Адрес> края.

В связи с изложенным, суд находит решение администрации г. Соликамск соответствующим требованиям законодательства, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Назаровой Марии Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации г. Соликамска, Министерств социального развития Пермского края о признании решения незаконным, признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении молодой семьи в очереди на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья с первоначальной даты постановки на учет – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий        подпись    Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 20.11.2018

2-3302/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее