Решение по делу № 2-3570/2023 от 20.06.2023

55RS0-81

2-3570/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                31 октября 2023 года

Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,

при секретаре судебного заседания ФИО3

с участием помощника судьи ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Омсктехуглерод» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, в обоснование указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании заключенного договора социального найма жилого помещения. В платежных документах на оплату коммунальных услуг указано, что услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывает ООО «Омсктехуглерод». В обоснование выставляемых платежей по ГВС, ответчиком указывается тариф, а единицей измерения объемы услуг м.куб., как за поставляемую потребителю горячую воду. На основании договора ресурсоснабжения №ОМ-11.05/393 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Омсктехуглерод» осуществляет только поставку тепловой энергии в виде горячей воды, а потребителем тепловой энергии и исполнителем по предоставлению коммунальных услуг по отоплению и ГВС является УК ООО «Содружество». При этом условиями указанного договора предусмотрено право РСО на получение платы за предоставленную ею тепловую энергию УК ООО «Содружество» с жильцов дома, но не коммунальные услуги. Согласно договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ УК ООО «Содружество» не предоставляет коммунальные услуги в жилые помещения МКД, то есть не является исполнителем. Решением собрания собственников помещений в МКД, в качестве исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ООО «Омсктехуглерод» не выбирался, никакие договоры истец с ответчиком не заключал. В этом случае коммунальные услуги по отоплению и ГВС ответчиком и УК ООО «Содружество» в жилых помещениях МКД по адресу: <адрес> не оказываются. Просит истребовать у ответчика договор ресурсоснабжения №ОМ-11.05/393 от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ООО «Омсктехуглерод» и УК ООО «Содружество», поскольку в открытом доступе ГИС ЖКХ он отсутствует. Взыскать с ООО «Омсктехуглерод» в его пользу компенсацию морального вреда 30 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнил требования, просил взыскать с ООО «Омсктехуглерод» моральный вред в размере 30 000 рублей; взыскать штраф в порядке п. 6 ст. 157 ЖК РФ в сумме 6 491,42 рубль, штраф в порядке п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей в размере 50% от суммы, присужденной судом. Дополнительной пояснив, что с января по август 2023 года начисление платы за коммунальную услугу по ГВС производится из расчета по количеству проживающих трех человек в <адрес> по адресу <адрес>. Вместе с тем, в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживают и имеют регистрацию два человека. Кроме того, в период с февраля по декабрь 2022 года ответчиком начислялась плата за коммунальную услуг по ГВС в размере 726,75 рублей ежемесячно, которая производилась из расчета по количеству проживающих в жилом помещении четырех человек. При этом перерасчет не производился. Таким образом, излишне начисленные суммы с февраля 2022 года по август 2023 года составили 5 715,24 рублей. Также в период с сентября 2018 года по январь 2022 года начислялась плата по ГВС на умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, излишне начисленная сумма составила 7 267,60 рублей.

Ответчик ООО «Омсктехуглерод» при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направил. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ООО «Омсктехуглерод», действующая на основании доверенности ФИО5, исковые требования не признала, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В представленных возражениях на исковое заявление и уточненное исковое заявление истца, указала, что многоквартирным домом, по адресу: <адрес>, через тепловые сети МП <адрес> «Тепловая компания» подключен к тепловому источнику ООО «Омсктехуглерод». Управление МКД осуществляется управляющей компанией ООО «Содружество» на основании заключенного с собственниками помещений МКД. ООО «Омсктехуглерод» не является исполнителем коммунальных услуг, не управляет МКД, не имеет договоров с собственниками (пользователями) помещений в МКД. Внесение платы ресурсоснабжающей организации собственниками и пользователями помещений в МКД признается исполнителем мим свих обязательств перед управляющей организацией, а последняя сохраняет ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Тот факт, что собственники (пользователь) помещений МКД осуществляют оплату коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в том числе ООО «Омсктехуглерод» не свидетельствует о том, что ООО «Содружество» утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг. В обоснование требований о взыскании штрафа, указала, что ФИО1 не информировал ни УК «Содружество», ни ООО «Омсктехуглерод», ни иных лиц осуществляющих начисление платы за коммунальные услуги об изменении количества проживающих к <адрес> по адресу: <адрес>. Необходимым условием для взыскания штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей является уклонение исполнителя от добровольного исполнения соответствующего досудебного требования потребителя. Учитывая, что ФИО1 в досудебном порядке в соответствии с п. 155.1 Правил не обращался, ООО «Омсктехуглерод» произведен перерасчет платы за коммунальные услугу ГВС за периоды с февраля по декабрь 2022 года, за январь по август 2023 года, основания для взыскания штрафа также отсутствуют.

Третье лицо ООО «Содружество» в судебное заседание представителя не направило, извещены надлежащим образом.

Третье лицо ООО «Омская энергосбытовая компания» в судебное заседание представителя не направило, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего требования о взыскании компенсации морального вреда, а также требований разумности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.1,2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст.151 ГК РФ).

Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В силу п. 45 разъяснений, данных в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 является нанимателем <адрес> в <адрес>.

Согласно копии лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по указанному выше адресу имеют постоянную регистрацию: ФИО6 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (наниматель) умер ДД.ММ.ГГГГ.

По информации, предоставленной адресно-справочной службой УВМ УМВД России по <адрес> на запрос суда, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.

Указанный жилой дом имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение осуществляется с использованием индивидуального теплового пункта, оборудованного общедомовым прибором учета тепловой энергии, горячее водоснабжение осуществляется по закрытой схеме.

Из пояснений истца следует, что ООО «Омсктехуглерод» исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению не является, а осуществляет только поставку тепловой энергии ООО «Содружество» по договору ресурсоснабжения № ОМ-11.05/393 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией ему как пользователю жилым помещением и потребителю коммунальной услуги по ГВС, начислялась плата за объеме потребления, которые ООО «Омсктехуглерод» не поставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Содружество» является управляющей компанией многоквартирного <адрес> в <адрес> на основании договора управления с ДД.ММ.ГГГГ и исполнителем коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Омсктехуглерод» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Содружество» (управляющая компания) заключен договор ресурсоснабжения №ОМ-11.05/393 на отпуск и потребление тепловой энергии, по условиям которого ООО «Омсктехуглерод» обязуется через присоединенную тепловую сеть МП г. Омска «Тепловая компания» осуществлять поставку (отпуск) тепловой энергии в виде горячей воды (далее тепловая энергия) на объекты теплоснабжения (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении Управляющей компании от собственного теплоисточника, а Управляющая компания на основании договора с многоквартирными домами обеспечивает собственников и пользователей помещений (далее потребителей) коммунальными услугами в части отопления и горячего водоснабжения.

Пунктом 1.3 предусмотрено право ресурсоснабжающей организации на получение платы с потребителей за полученную ими тепловую энергию в части отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Управляющей компании.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень объектов теплоснабжения, находящихся в управлении ООО «Содружество».

Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, проведенным в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений МКД платы за отопление и горячее водоснабжение непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

В установленном законом порядке указанный выше договор ресурсоснабжения, решение общего собрания недействительными не признаны.

Согласно ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153, пунктами 1, 3 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ и утратила силу с 3 апреля 2018 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С 3 апреля 2018 года аналогичный порядок внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям предусмотрен пунктом 4.4 части 2 статьи 44, частью 7.5 статьи 155, статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из приведенных положений жилищного законодательства в прежней и действующей редакции следует, что нормы закона, допускающие возможность оплаты коммунальных услуг (ресурсов) собственниками помещений многоквартирного дома напрямую ресурсоснабжающей организации, предусматривают такую возможность только в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Из смысла положений пункта 64 Правил № 354 потребители, принявшие на общем собрании решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации, вправе оплачивать их непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов.

Таким образом, федеральное законодательство предоставляет гражданам право выбора способа оплаты потребленных коммунальных услуг.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов (п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг № 354), потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, исполнителем юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в платежном документе указываются, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подп. "б"); указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги (подп. "в"); объем каждого вида коммунальных услуг и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг (подп. "г"); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды (подп. "д"); общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме (подп. "е").

Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по согласованию с Федеральной антимонопольной службой (п. 71 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. № 43/пр утверждена примерная формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, согласно которого в графе "единица измерения" по отношению к коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, содержится указание на квадратные метры как правильной единицы измерения для данного вида услуги.

Согласно статьям 8, 10 Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

27.03.2014 между ООО «Омский завод технического углерода» (Далее-«Принципал») и ООО «Омская энергосбытовая компания» (Далее-Агент) заключен агентский договор согласно которого Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательства от имени и за счет Принципала совершать юридические и иные действия по ведению абонентской работы с населением, проживающим в жилом фонде и получающим услуги от Принципала по тепловой энергии на отопление, горячему водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.

В рамках указанного договора права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом, возникают непосредственно у Принципала.

В соответствии с договором Агент осуществляет начисление и предъявляет к оплате платежные документы потребителям, исходя из сведений, переданных принципалом (п.2.1.1 договора).

Таким образом, именно на ООО «Омсктехуглерод» возложена обязанность по предоставлению достоверной информации об оказываемо услуге, в том числе об исполнителе коммунальных услуг.

Вместе с тем из направляемого истцу как потребителю платежного документа (квитанции) однозначно не следует кем является ООО «Омсктехуглерод» поставщиком или исполнителем коммунальных услуг, что препятствует потребителю в реализации его права требовать с исполнителя оказания услуг надлежащего качества.

Кроме того из представленных в материалы дела платежных документов усматривается, что до настоящего времени при выставлении счета на оплату начисление осуществляется исходя из количества зарегистрированных лиц – 3, в то время как согласно представленным документам с 25.01.2022 в спорном жилом помещении зарегистрировано два человека, о чем достоверно известно ответчику как из направленных в его адрес документов, так и сведений полученных при рассмотрении иных гражданских дел о взыскании с истца и членов его семьи.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено нарушение прав истца как потребителя коммунальной услуги на получение своевременной и полной информации о предоставленной услуге, а также систематическое начисление платы за коммунальные услуги с учетом большего количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, что влечет увеличение размера платы, учитывая обстоятельства причинения вреда истцу, характер допущенных ответчиком нарушений, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, полагая указанную сумму соразмерной характеру причиненных истцу моральных и нравственных страданий и отвечающей принципу разумности и справедливости.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Таким образом, целью принятия данного Закона является обеспечение надлежащего качества и безопасности реализуемых потребителю товаров, выполняемых для него работ и оказываемых ему услуг.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше Закона, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, а также члены семьи собственника, проживающие в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации о защите прав потребителей.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Так, пунктом 6 указанной статьи 13 предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, соответственно, является потребителем оказываемых услуг в многоквартирном доме.

В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке отказался удовлетворить требования потребителя, суд полагает возможным с ответчика штраф в размере 50% от присужденной в пользу истца суммы, что составит 2 500 рублей (5 000 /50%).

Проверяя доводы истца об ошибочном начислении платы, о необоснованном определении объемов поставленной тепловой энергии и оказанных коммунальных услуг, суд исходит из следующего.

Подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

Из положений Закона № 416-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) следует, что, существует четыре способа организации горячего водоснабжения (далее ГВС): подача горячей воды через централизованную систему ГВС по открытой и закрытой системам, снабжение горячей водой путем ее приготовления либо ресурсоснабжающей организацией, либо непосредственно исполнителем коммунальных услуг с использованием внутридомового оборудования.

В подпункте "б" пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям ГВС и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в МКД, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД. При отсутствии централизованного ГВС снабжение горячей водой потребителей в МКД осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД (при наличии такого оборудования).

В пункте 12 статьи 2 Закона № 416-ФЗ дано понятие нецентрализованной системы ГВС как сооружений и устройств, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.

Пунктом 6 статьи 31 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в МКД, тариф на горячую воду (ГВС) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами № 354, согласно которым расчет размера платы за коммунальную услугу по ГВС производится с учетом пунктов 40 и 54 Правил № 354 и формул, содержащихся в приложении № 2 к указанным Правилам.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Абзацем первым пункта 54 Правил № 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Согласно абзацу пятому пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения № 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

В пункте 22 раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, определяется по формуле 20.1.

Иной порядок определения размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, не установлен.

Из указанного следует, что расчет стоимости потребленной горячей воды должен учитывать норматив расхода тепловой энергии, используемой на ее подогрев.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), норматив потребления коммунальной услуги по ГВС определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС.

В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Поскольку в формуле 20.1 раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 учтен, в том числе объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, указанная формула применяется только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.

В формулах 20, 20.1 раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрена необходимость использования норматива, скорректированного исходя из соотношения объема коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии, и количества произведенной тепловой энергии.

В спорном МКД система отопления является централизованной, однако путем использования внутридомовой системы МКД исполнитель производит приготовление горячей воды с использованием холодной воды, подаваемой из централизованной системы водоснабжения. Соответственно спорная ситуация подпадает под регулирование пункта 54 Правил № 354, который отсылает к применению формул 20, 20.1 раздела IV приложения № 2 указанных Правил.

При этом следует учитывать, что в формуле 20.1 приложения № 2 к Правилам № 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества МКД.

Из материалов дела следует, что в спорном МКД система отопления является централизованной, и подогрев воды осуществляется за счет такой системы.

Поэтому применение формулы 20.1 приложения № 2 к Правилам № 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды, невозможно.

В рассматриваемом случае при определении платы за горячее водоснабжение следует применять формулу 20 приложения № 2 к Правилам № 354.

Согласно формуле 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ответу РЭК Омской области следует, что размер платы за подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению рассчитывается как произведение норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды и тарифа на тепловую энергию.

Предъявленный к оплате ответчикам объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение определен истцом согласно установленным тарифам, нормативам потребления.

Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Омска установлен приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 0,0503 Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды.

Вопреки доводам ответчика ФИО1 расчет платы за горячее водоснабжение произведен по формуле 20 приложения к Правилам .

, где:

- 2,6 (норматив) куб.м. в месяц на 1 человека в соответствии с Приказом РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории <адрес> и <адрес>»;

Tхв - тариф на холодную воду;

- 0,0503 Гкал./куб.м. (удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды) в соответствии с Приказом РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории <адрес> и <адрес>»;

Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Омсктехуглерод» установлены приказами РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от 17.122020 .

При этом размер платы за объем потребленной потребителем горячей воды и тарифа на холодную воду ( х Tхв ) подлежит уплате в АО «Омскводоканал», а плата за тепловую энергию на подогрев холодной воды ( х х Tкр ) в ООО «Омсктехуглерод».

Из материалов дела следует, что ФИО1 проживает в <адрес> по адресу: <адрес>, площадь его <адрес> составляет 62,60 кв. м..<адрес> всех помещений в МКД по адресу: <адрес> составляет 11 604.11 кв.м. Фактическое потребление тепловой энергии за 2022 год в МКД по адресу: <адрес> за минусом объема тепловой энергии, потраченной всеми жилыми помещениями на горячее водоснабжение, составило 2 160,483 Гкал.

Приказом РЭК <адрес> от 28.11.2022г. для потребителей ООО «Омсктеуглерод» в 2023 году утвержден тариф на тепловую энергию в размере 1 530,50 руб./Гкал с учетом НДС.

При этом начисления размера платы за отопление производиться двумя способами: в отопительный период или в течение всего года. На территории <адрес> оплата за отопление производится равномерно в течение всего календарного года, включая летние месяцы.

Для собственников (нанимателей) МКД по адресу: <адрес>. 24 начисление платы за отопление производится в течение всего года исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, потребленного МКД в прошедшем году.

Ежемесячный размер платы за отопление <адрес> определяется как произведение среднемесячного объема потребления тепловой энергии за отопление за предыдущий год, площади жилого помещения и утвержденного тарифа на тепловую энергию.

Среднемесячный объем тепловой энергии на отопление в 2023 году составляет 0.9713 Гкал (2 160.483 : 11 604,11 х 62, 60 : 12 = 0,9713 Гкал).

Ежемесячная плата за отопление за период с января по июнь 2023 года составляет 1 486,57 рублей (0.9713 Гкал х 1 530.50 руб./Гкал = 1 486,57 руб.).

При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за горячее водоснабжение для жилого помещения по адресу: Омск, <адрес> рассчитан по формуле 20 приложения к Правилам , исходя из норматива потребления горячей воды на территории <адрес> и <адрес> (куб. м в месяц на 1 человека), утвержденного Приказом РЭК <адрес> от 11.09.2014г. , норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды ( Гкал/куб.м), утвержденного приказом РЭК <адрес> от 20.11.2017г. , и тарифа на тепловую энергию, которые утверждаются и вводятся в действие органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов в <адрес> - РЭК <адрес>.

Тепловая энергия на подогрев холодной воды, поставленной АО «ОмскВодоканал» поставляется от двух тепловых источников, расположенных на Омской производственной площадке ООО «Омсктехуглерод»

В соответствии Приложением к Приказу РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для населения (с учетом НДС) от двух тепловых источников ООО «Омсктехуглерод» по сетям МП <адрес> «Тепловая компания» установлены тарифы на тепловую энергию:

- от котельного цеха ,39 руб./Гкал.;

-от котельного участка Теплофикационной котельной (ТФК) цеха ,50 руб./Гкал.

По указанному адресу расчет за горячее водоснабжение до августа 2022 года расчет производился на 4 зарегистрированных лиц. Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ с августа 2022 года расчет производится на 3 человек, также в августе 2022 года снято начисление на 1 человека за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ежемесячное начисление за ГВС в настоящее время составляет 7,8 м3 ((3 * 2,6), где: 3 - количество зарегистрированных лиц; 2,6 м3 /чел. - норматив потребления согласно Приказу РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Также в 2022 году расчет за отопление производился исходя из 1/ДД.ММ.ГГГГ год. В марте 2023 года по лицевым счетам произведена корректировка начислений исходя из фактического потребления за 2022 год. В марте 2023 года изменены начисления за январь и февраль 2023 года. В декабре 2022 года объем тепловой энергии для квартиры составил: 1,9835 Гкал ((62,60 * 459,962/ (11604,11 + 1611,60)), где: 62,60 м2 - площадь квартиры; 418,7389 Гкал - объем т/э по показаниям ОДПУ без ГВС; 4514,09 м2 - общая площадь всех жилых помещений; 394,00 м2 - площадь мест общего пользования).

По лицевому счету <адрес> сумма корректировки за 2022 год составила 131,47 руб. по новой 1/ДД.ММ.ГГГГ год за январь и февраль 2023 года начисления уменьшены на 1,69 руб. Общая сумма перерасчета за отопление в марте 2023 года составила 1,69 руб. (131,47-129,78).

Довод истца о том, что ответчиком производилось начисление платы по услуге горячее водоснабжение в большем объеме, что привело к нарушению прав истца, несостоятельны. Отсутствие в указанном приказе норматива на горячее водоснабжение в домах без централизованного горячего водоснабжения, предполагает наличие нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении для обеспечения потребности в горячем водоснабжении в индивидуальном порядке.

В соответствии с п. 1.3 договора ресурсоснабжения № ОМ-11.05/393 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Омсктехуглерод» вправе получать с потребителей плату за полученную ими тепловую энергию в части отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении управляющей компании ООО «Содружество». Кроме того, указанным пунктом договора установлено, что право на получение оплаты за тепловую энергию в части отопления и горячего водоснабжения включает право на взыскание задолженности в судебном порядке и привлечение потребителей к ответственности в установленном законом порядке в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения ими обязательств по оплате.

Порядок внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> оплаты за отопление и горячее водоснабжение ресурсоснабжающей организации установлен на основании решения общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что что оснований для признания незаконными действий ответчика по начислению оплат по услуге отопление и горячему водоснабжению не имеется.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 также просит взыскать с ответчика штраф в соответствии с ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 155.1 Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

В соответствии с пунктом 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Исходя из приведенных истцом доводов следует, что штраф ФИО1 просит взыскать из-за нарушения порядка расчета оплаты с учётом количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, то есть платы за горячее водоснабжение.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства установлено, что оплата коммунальной услуги по горячему водоснабжению истцом либо членами его семьи не осуществлялась.

Кроме того с заявлением к ответчику, либо в управляющую компанию как исполнителю услуг, в ООО «ОЭК» как лицом, привлеченным для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, о нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, перерасчете и уплате штрафа истец не обращался.

При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с ответчика штрафа по ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , суд не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При изложенном с ООО «Омсктехуглерод» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Омсктехуглерод» (ОГРН 1065506041127, ИНН 5506066492) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации , компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф за неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке 2 500 рублей, всего 7 500 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Омсктехуглерод» (ОГРН 1065506041127, ИНН 5506066492) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Омск Омской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                /подпись/                     А.Л. Савчук

Мотивированный текст решения изготовлен 8 ноября 2023 года.

Судья                /подпись/                     А.Л. Савчук

2-3570/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краморов Евгений Геннадьевич
Ответчики
ООО "Омсктехуглерод"
Другие
ООО "Содружество"
ООО "Омская энергосбытовая компания"
Суд
Ленинский районный суд г. Омск
Судья
Савчук Анна Леонидовна
Дело на странице суда
lenincourt.oms.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2023Подготовка дела (собеседование)
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее