Решение от 13.11.2024 по делу № 33а-9024/2024 от 08.10.2024

Уникальный идентификатор дела 77RS0021-02-2023-013849-02

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 декабря 2023 года                                                                                                 адрес

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2023  года

Мотивированное решение составлено 21 декабря 2023 года

                                                                              

Пресненский районный суд адрес, в составе председательствующего судьи Кирьянен Э.Д.,

при секретаре фио,

с участием представителя административного истца фио,

представителя административного ответчика фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-890/2023 по административному исковому заявлению Карпова Дмитрия Алексеевича (паспортные данные) к ИФНС России № 10 по адрес (ИНН 7710047253, ОГРН 1047710090724) о признании задолженности безденежной ко взысканию,

УСТАНОВИЛ:

 

Карпов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России № 10 по адрес, в котором просит суд признать безнадежной ко взысканию задолженности в размере сумма, в обоснование требований указав, что 18 июля 2023 года ему стало известно о наличии указанной налоговой задолженности посредством портала государственных услуг. Основания начисления задолженности указаны не были. Требование о взыскании недоимки в адрес фио не направлялось, в связи с чем последний считает, что по состоянию на 31 июля 2023 года ИФНС России № 10 по адрес утратила право на взыскание указанной задолженности в связи с истечением срока принудительного взыскания.

Административный истец Карпов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, которая требования фио поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ИФНС № 10 по адрес по доверенности фио в настоящее судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований фио по доводам письменного возражения.

В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца фио, извещенного о времени и месте проведения настоящего судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Подпунктом 1 пункта 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. В силу данной конституционной нормы налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну (налог), на что обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 №20-П.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием для прекращения обязанности по уплате налога, согласно п. 3 ст. 44 НК РФ, в том числе, является уплата налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Карпов Д.А. с 18 августа 2000 года состоял на налоговом учете в ИФНС России № 24 по адрес (далее - ИФНС № 24), с 18 марта 2023 года состоит на налоговом учете в ИФНС России № 10 по адрес.

В соответствии со сведениями ИФНС России № 10 по адрес, за Карповым Д.А. по состоянию на 23 ноября 2023 года числится недоимка по транспортному налогу за 2014-2015 гг. в сумме сумма, а также задолженность по пени в сумме сумма Данные недоимка и задолженность образовались в связи с неуплатой транспортного налога за автомобиль «Вольво S60».

Согласно сведениям, предоставляемым налоговым органам в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, Карпову Д.А. в 2014-2015 гг. принадлежал вышеуказанный автомобиль, соответственно, ИФНС № 24 в адрес фио были направлены налоговые уведомления от 29 мая 2015 года № 2352862 и от 8 сентября 2016 года № 106598822 об уплате транспортного налога за 2014 и 2015 гг., соответственно.

Однако, в добровольном порядке исчисленные суммы по указанному налогу Карповым Д.А. не уплачены.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора на указанную сумму недоимки, начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Таким образом, Карпову Д.А. начислены пени за неуплату сумм транспортного налога.

На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ, ИФНС № 24 в адрес фио выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 57865 по состоянию на 11 мая 2016 года, № 48846 по состоянию на 15 февраля 2017 года и № 11988 по состоянию на 25 сентября 2023 года.

Однако, указанные требования Карповым Д.А. также не исполнены.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 постановления Пленума от 30.07.2013 № 57, по смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Таким образом, поскольку обязанность по уплате налога и пени Карповым Д.А. не исполнена, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Одновременно, необходимо отметить, что Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 01.01.2023 института Единого налогового счета (далее - ЕНС).

В силу пункта 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 11 НК РФ совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности.

В случае если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, образуется положительное сальдо.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно пункту 4 статьи 11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином итоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.

В случае если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 45 Кодекса сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 статьи 45 Кодекса, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 Кодекса).

Следовательно, после 1 января 2023 года все произведенные налогоплательщиками перечисления денежных средств в уплату налогов и сборов учитываются на их Едином налоговом счете и распределяются автоматически по налогам и бюджетам в порядке, установленным ст. 45 НК РФ.

29 октября 2023 года Карповым Д.А. произведена уплата денежных средств в размере сумма, которая, в соответствии с нормами п. 8 ст. 45 НК РФ, автоматически распределена на недоимку, начиная с наиболее раннего момента их выявления, а именно: в счет частичного погашения недоимки по транспортному налогу за 2014 год.

Таким образом, отрицательное сальдо ЕНС Карпова Д.А. составляет сумма, из которых сумма - недоимка по транспортному налогу за 2014-2015 гг. (сумма (за 2014 год) + сумма (за 2015 год)) и сумма – задолженность по пени.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, определение от 8 февраля 2007 N 381-О-П).

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-0 оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В соответствии с нормами статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления на взыскание может быть восстановлен судом (пункты 2 и 3).

Несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

В рассматриваемом случае нельзя полагать, что налоговым органом исчерпаны все предоставленные законом возможности взыскания недоимки.

Доказательств факта утраты налоговым органом права взыскания спорной суммы задолженности, наличия оснований для признания ее безнадежной к взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной в материалы дела не представлено.

Административным истцом в нарушение требований п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ доказательств нарушения прав не представлено, несмотря на то, что данная обязанность прямо возложена на него.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,  Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации,  суд

 

РЕШИЛ:

 

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░ (░░░ 7710047253, ░░░░ 1047710090724) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-9024/2024

Категория:
Административные
Истцы
Карпов Д.А.
Ответчики
Инспекция Федеральной налоговой службы №10 по г.Москве
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
08.10.2024Зарегистрировано
08.10.2024Рассмотрение
13.11.2024Завершено
08.10.2024У судьи
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее