Решение по делу № 8Г-15712/2024 [88-18795/2024] от 17.05.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18795/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-1512/2023

УИД 23RS0050-01-2023-001338-53

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                             06 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Дурневой С.Н.,

судей Грымзиной Е.В., Харитонова А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> к ФИО2, ФИО3 о взыскании вреда, причиненного объекту археологического наследия, по кассационной жалобе ФИО2, ФИО3 на решение Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи ФИО11, выслушав представителей ФИО7, ФИО3ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации <адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> ФИО10, возражавшую против её удовлетворения, судебная коллегия

установила:

администрация <адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> (далее – администрация) обратилась в суд с исками к ФИО2 и ФИО3, в которых просила взыскать с ФИО2 и ФИО3 в пользу бюджета <адрес> вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения - археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (наблюдений) в сумме 1 030 159 рублей с каждого.

Определением Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований администрацией указывалось, что ФИО3 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок (по 1/2 доле каждому), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, находится в зоне жилой застройки.

По данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, материалам архива управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> указанный земельный участок с кадастровым номером располагается в границах объекта археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», который принят на государственную охрану постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО1».

Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения реестра на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> рассматриваемый земельный участок расположен на территории исторического поселения <адрес> в зоне жилой застройки.

В январе 2021 года сотрудниками ООО «Кубаньохранкультура» проведены археологические исследования на земельном участке с кадастровым номером , которые проводились в соответствии с договором -Д от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Кубаньохранкультура» и ФИО3 Работы осуществлялись в соответствии с Открытым листом от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам археологических изысканий установлено, что археологические объекты на исследуемой территории отсутствуют, культурный слой поврежден либо полностью разрушен. Поврежденный культурный слой обнаружен в северной части участка, примыкающей к асфальтированной территории. Наиболее целесообразной формой археологических полевых работ (исследований) являются археологические наблюдения на указанном участке (2 540 кв.м). В результате земляных работ при разрытии котлована размерами 25x40 м на земельном участке с кадастровым номером поврежден культурный слой памятника археологии на площади 1 000 кв.м.

Учитывая, что в результате проведения земляных работ на земельном участке с кадастровым номером объекту археологического наследия федерального значения - археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань» был причинен вред, истцом произведен расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - наблюдений), размер вреда составляет 2 060 318 рублей, возмещение которого истец просит возложить на ответчиков по 1 030 159 на каждого.

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2024 года, исковые требования администрации удовлетворены.

В кассационной жалобе ФИО2, ФИО3 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений по мотиву их незаконности. Кассаторы выражают несогласие с выводами судов и произведенной оценкой доказательств, указывают на нарушение норм материального права, ссылаясь на недоказанность причинения вреда ответчиками. Полагают, что срок исковой давности пропущен, дело рассмотрено с нарушением правил подсудности.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что ФИО3 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок (по 1/2 доле каждому), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, с кадастровым номером по адресу: <адрес>Д /2, находится в зоне жилой застройки.

Согласно данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, материалам архива управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> указанный земельный участок ответчиков с кадастровым номером располагается в границах объекта археологического наследия федерального значения - археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», который принят на государственную охрану постановлением ФИО1 от 30.08.1960г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО1». Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения реестра на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11.11.2016г. -р.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне регулирования застройки объекта культурного наследия «Здание постоялого двора», расположенного по адресу: <адрес>, согласно постановлению главы администрации <адрес> от 12.05.2005г. «Об утверждении проектов зон охраны памятников истории и культуры <адрес> и <адрес>». Кроме того, вышеназванный земельный участок расположен на территории исторического поселения <адрес> в зоне жилой застройки.

Согласно данным «Проекта зон охраны памятников <адрес> края», утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от 12.05.2005г. , для земельного участка, расположенного в зоне регулирования застройки разрешается: сохранение системы исторической планировки, обеспечение благоприятных условий восприятия памятников, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятника, сохранение целостности охраняемых архитектурных комплексов; новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, по высоте, протяженности и масштабности зданий, характеру застройки; в зоне регулирования застройки не допускается строительство транспортных магистралей и развязок, мостов и других инженерных сооружений, нарушающих исторический облик поселения.

ФИО3 обращался с заявлением в Управление о выдаче заключения о возможности хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером площадью 2 540 кв.м, для строительства магазина, с приложением раздела «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», составленного по итогам археологических исследований (разведок) на земельном участке с кадастровым номером , разработанного ООО «Кубаньохранкультура», с актом государственной историко-культурной экспертизы раздела, которое поступило в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ

По результатам рассмотрения заявления, ФИО3 было сообщено, что рассмотрение вопроса о возможности хозяйственного освоения указанного земельного участка возможно после устранения замечаний в проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило письмо от администрации муниципального образования <адрес>, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером возведен объект капитального строительства (объект незавершенного строительства) в виде залитого фундамента выше уровня планировочной отметки поверхности земли, по границам (краям) которого расположены металлические опоры (столбы) из профильной трубы. Также возведено бетонное сооружение ниже планировочной отметки поверхности земли, занимающее значительную часть осматриваемого земельного участка. Разрешения на строительство в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выдавались.

Подготовлен градостроительный план земельного участка .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 повторно обратился к истцу с заявлением о выдаче заключения о возможности хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером . В ходе общественного обсуждения акта историко-культурной экспертизы раздела «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» выявлено несоответствие адресной привязки земельного участка данным «Публичной кадастровой карты», сообщено, что после устранения данного замечания, выявленного ООО «Вектор» от ДД.ММ.ГГГГ, управление вернется к рассмотрению заявления о возможности хозяйственного освоения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ ).

При этом в октябре 2020 года в Управление поступал раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером выполненный ООО «Кубаньохранкультура», который в дальнейшем по инициативе ООО «Кубаньохранкультура» был отозван и Управлением не рассматривался.

Решением Темрюкского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования <адрес> к ФИО3 и ФИО2 о признании самовольным капитального объекта неоконченного строительством, расположенного на земельном участке с кадастровым номером и возложении обязанности на ответчиков по его сносу.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило уведомление от ФИО3 о сносе фундамента выше уровня планировочной отметки, в соответствии с возложенной судом обязанностью. На указанное письмом ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что снос самовольных объектов незавершенного строительства на земельном участке не представляется возможным до выполнения требований действующего законодательства об охране объектов культурного наследия.

Поступивший повторно в Управление ДД.ММ.ГГГГ раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» от ООО «Кубаньохранкультура» имел замечания, которые направлены в адрес специализированной организации ДД.ММ.ГГГГ

Поступивший в апреле 2021 года в Управление исправленный раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» от ООО «Кубаньохранкультура» был принят.

При этом, разделом предусмотрено, что в январе 2021 года сотрудниками ООО «Кубаньохранкультура» проведены археологические исследования на земельном участке с кадастровым номером , которые проводились в соответствии с договором -Д от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Кубаньохранкультура» и ФИО3 Работы осуществлялись в соответствии с Открытым листом от ДД.ММ.ГГГГ По результатам археологических изысканий установлено, что археологические объекты на исследуемой территории отсутствуют, культурный слой поврежден либо полностью разрушен. Поврежденный культурный слой обнаружен в северной части участка, примыкающей к асфальтированной территории. Наиболее целесообразной формой археологических полевых работ (исследований) являются археологические наблюдения на указанном участке (2 540кв.м). В результате земляных работ при разрытии котлована размерами 25x40м на земельном участке с кадастровым номером поврежден культурный слой памятника археологии на площади 1000 кв.м.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 15 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и установил, что строительные работы проводились ответчиками без сопровождения археологических наблюдений.

Поскольку объекту археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань» причинен вред в результате проведения земляных работ на земельном участке с кадастровым номером то возмещение стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - наблюдений) в размере 2 060 318 рублей возложено ответчиков.

Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной ответчиками апелляционной жалобы.

Оснований ставить под сомнение выводы судов обеих инстанций суд кассационной инстанции по результатам изучения дела не установил, принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применены подлежащие применению нормы материального права, регулирующие спорные отношения, соблюдены требования процессуального закона.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу требований частей 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии со статьей 7 указанного закона, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 указанной статьи).

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи, за исключением проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с учетом особенностей, предусмотренных статьей 56.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 2 указанной статьи, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В соответствии с пунктами 6, 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, нормирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.

В пунктах 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Как указано в статье 61 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

В силу требований статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судами нижестоящих инстанций установлено, что вред объекту археологического наследия причинен неправомерными действиями ответчиков, что послужило основанием для возложения ответственности за причинение вреда на ответчиков.

Утверждение заявителей о недоказанности факта причинения ущерба именно ответчиками ранее уже являлось предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и было отклонено со ссылкой на конкретные обстоятельства дела.

Доводам кассаторов о повреждении культурного слоя ввиду выполнения ООО «КубаньАрхСпас» археологических работ без получения разрешения также дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции. Указанные доводы были мотивированно отклонены.

Не состоятельны и указания кассаторов о пропуске срока исковой давности при обращении администрации с заявленным иском, поскольку судами установлено, что истцу стало известно в апреле 2021 года о том, что вред объекту археологического наследия федерального значения причинен в результате проведения земляных работ. В связи с чем, с учетом положений п. 1 ст. 196, ст. 200 ГК РФ, администрацией требования о возмещении вреда заявлены в пределах срока исковой давности.

Ссылки заявителей жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке законности вынесенных актов суды не связаны с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.

Ссылка в жалобе на то, что ответчики являются индивидуальными предпринимателями, не свидетельствует о неправильном применении судами норм права или допущенной судебной ошибке.

Наличие у ответчика статуса индивидуального предпринимателя не является безусловным основанием для отнесения спора к подсудности арбитражного суда, поскольку спор не носит экономический характер.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений, следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые кассатор ссылается в кассационной жалобе.

Разрешая заявленные требования, суд, вопреки позиции кассатора, правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.

Утверждение кассатора о том, что доводы, приводимые им в обоснование своей позиции по делу, оставлены судом без внимания, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.

При этом несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.

Ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 ГПК РФ.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий     Дурнева С.Н.

    Судьи     Грымзина Е.В.

        Харитонов А.С.

8Г-15712/2024 [88-18795/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Администрация Краснодарского края
Ответчики
Мешалкин Максим Андреевич
Мешалкин Андрей Владимирович
Другие
Калинин Георгий Иванович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Дурнева С. Н.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
06.06.2024Судебное заседание
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее