КОПИЯ
Дело № 2-3277/2023
24RS0056-01-2023-000485-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Касьяновой Л.Д.,
с участием истца Набедо М.И.,
представителя истца Волковой С.В., действующей по ордеру от 29.03.2023,
представителя ответчика Шенфельд Е.И., действующей по доверенности от 27.09.2022 сроком один год,
представителя ответчика Прохоренко Н.С., действующей по доверенности от 28.12.2022 сроком по 31.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набедо Майи Иосифовны, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО22 к администрации Октябрьского района в г. Красноярске, администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Набедо М.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО23 в суд с иском к КГКУ «УСЗН» к администрации Октябрьского района в г. Красноярске, администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что ФИО24 имеет заболевание, включенное в перечень «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утвержденный Приказом М3 РФ от 29.11.2012 №987н. Семья истца признана малоимущей, но администрация Октябрьского района в г. Красноярске отказала в принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по причине того, что Набедо М.И. ранее была продана квартира, приобретенная в кредит. Деньги от продажи квартиры были направлены на погашение кредита перед банком и на оплату долгов. Продажа квартиры явилась вынужденной мерой, после ее продажи денег на приобретение нового жилья меньшей площади не осталось. В настоящее время истцы проживают в арендованной квартире. Внеочередное право истцов на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано. На основании изложенного, истцы просят суд признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского р-на г. Красноярска №1302-р от 28.11.2022, №М-1064-асавр от 28.09.2021 об отказе в принятии Набедо М.И. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом 2 человека; признать за истцами право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди; возложить на администрацию Октябрьского района г. Красноярска поставить на учет и включить ФИО25 вместе с матерью Набедо М.И. в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди; возложить обязанность на администрацию города Красноярска предоставить ФИО26. с учетом члена семьи мамы Набедо М.И. жилое помещение в г. Красноярске на условиях договора социального найма - благоустроенную квартиру общей площадью не менее 30 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истец Набедо М.И., представитель истца Вокова С.В., действующая по ордеру, в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требованиях по основаниям, изложенных в письменном отзыве на исковое заявление Набедо М.С.. Так, согласно выписки ЕГРН квартира по адресу: <адрес> общей площадью 36,80 кв.м, принадлежало на праве собственности Набедо М.И. до 01.03.2022. Таким образом на каждого члена семьи приходилось по 18,40 кв.м (36,80 / 2=18,40), что значительно превышало учетную норму по г. Красноярску. По смыслу нормы, предусмотренной ст. 53 ЖК РФ, отчуждение по договору купли-продажи квартиры от 21.02.2022 Набедо М.И. повлекло ухудшение жилищных условий, приведших к состоянию, требующему участие со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть в результате отчуждения указанного жилого помещении Набедо М.И. и ФИО27 стали нуждающимися в обеспечении жильем. По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, законом не учитываются и не принимаются цели и причины по которым произведено отчуждение (продажа) жилого помещения. Таким образом, отказ администрации Октябрьского района в г. Красноярске является законным и обоснованным, принятый уполномоченным органом в установленный законом срок.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района в г. Красноярске Шенфельд С.В., действующая по доверенности, с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление Набедо М.И., аналогичным по содержанию доводам представителя администрации г. Красноярска.
Заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Часть 2 ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 40 (ч. 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включено заболевание – эпилепсия с частными припадками (G40- G41).
Согласно положениям ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма утвержден Законом Красноярского края от 23.05.2006 №18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", а также распоряжением администрации г. Красноярска от 10.04.2012 № 693-ж «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Согласно пп. 7 п. 4 ст. 4 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751, к действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Согласно пункту 15 Распоряжения администрации г. Красноярска от 10.04.2012 №693-ж «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги является в том числе случай, если не истек срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.
Из материалов дела следует, и подтверждается свидетельством о рождении №, ФИО28 родился ДД.ММ.ГГГГ его родителями являются: мать Набедо М.И., отец – ФИО29
ФИО30. является инвалидом по категории «ребенок-инвалид» сроком до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии №
Протоколом врачебной комиссии КГБУЗ «КМДКБ №1» от 06.10.2022 №712 установлено, что ФИО31 имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире <данные изъяты>
Согласно справке КГБУЗ «КМДКБ №1» от 16.11.2022 диагноз <данные изъяты>. выставлен в 2014 году.
Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета, Набедо М.И. и ФИО32 зарегистрированы с 01.04.2022 в квартире площадью 32,10 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащей собственнику Набедо О.Б. (матери истца).
Приказом Упрвления сцоциальной защиты наседения админмтрации г. Крансоярска от 19.08.2022 №291-усзн Набедо М.И., ФИО33 признаны малоимущми.
11.10.2022 Набедо М.И. обратилась с заявлением в администрацию Октябрьского района в г. Красноярске с заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семью 2 человека (несовершеннолетний сын ФИО34 в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и (или ) на праве собственности; обеспеченности жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной норма и наличии в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно.
Уведомлением от №Н-1749 от 28.11.2022 Набедо М.И. извещена о принятом 28.11.2022 администрацией Октябрьского района в г. Красноярске решении об отказе в принятии на учет Набедо М.И., ФИО35 в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ввиду не истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, с момента отчуждения жилого помещения площадью 36,3 кв.м по адресу: г. <адрес>, что также подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии №31 от 23.11.2022.
В соответствии с выписками из ЕГРН за ФИО36 объекты недвижимости не зарегистрированы, за Набедо М.И. в период с 25.01.2019 по 01.03.2022 была зарегистрирована квартира площадью 36,8 кв.и. по адресу: <адрес>. За ФИО37 зарегистрировано ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: г. <адрес> кв.м. на основании договора безвозмездной передаче жилья в собственность от 15.04.2003.
Из договора купли-продажи от 21.02.2018 следует, что Набедо М.И. (покупатель) приобретала у ФИО38продавец) квартиру по адресу: г. <адрес> кв.м за 2 142 018 рублей, в том числе 321 318 рублей переданы продавцу покупателем перед подписанием договора; 1 820 700 рублей – предоставляется покупателем АО «Россельхозбанк» в виде кредитных средств, предоставляемых на основании кредитного договора (при ипотеке в силу закону) №189261/0190 от 21.02.2018.
В соответствии с договором купли-продажи от 21.02.2022 Набедо М.И. (продавец) продала ФИО39 (покупатель) однокомнатную квартиру площадью 36,8 кв.м по адресу: <адрес> за 3 900 000 рублей. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра 01.03.2022, что подтверждается отметкой государственного регистратора.
Из материалов дела также следует, что у Набедо М.И. имелись следующие финансовые обязательства:
- кредитный договор от 28.10.2021, заключенный с КБ «Ренессанс Кредит» на сумму 513 000 рублей – договор закрыт 12.03.2022;
- кредитный договор №1-RUS-6008-65908644 от 18.02.2021 с АО «Банк Интенза» на сумму 454 000 рублей – закрыт 18.03.2022 (внесено 17.03.2022 – 400 500 руб.);
- кредитный договор №27417297387 от 28.10.2021 с ПАО Банк Синара с лимитом 802 800 рублей – обязательства прекращены 28.03.2023
- кредитный договор №2018/002805 от 21.02.2018 с АО «Россельхозбанк» – внесено в погашение 1 559 170 рублей 21.02.2022.
Кроме того Набедо М.И. производит оплату за арендуемую по договору коммерческого найма от 16.09.2022 квартиру (<адрес> ежемесячно по 28 000 рублей; в ШАВССТ «Кортик» в рамках адаптированной программы по присмотру, уходу, коммуникации, развитию, воспитания ребенка – 35 000 рублей ежемесячно.
Рассматривая требования истца, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в названном Кодексе категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
Имеющимися в материалах дела медицинскими документами подтверждается то обстоятельство, что несоврешеннолетний Февидлов Е.Р. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний ФИО40 зарегистрирован по адресу: г. <адрес> совместно с материю Набедо М.И., и бабушкой Набедо О.Б.- в квартире площадью 32,1 кв.м., принадлежащей Набедо О.Д.
Как указывают истцы, ранее Набедо М.И. и ФИО41 были зарегистрированы и проживали в квартире площадью 36,8 кв.м. по адресу: <адрес> которую Набедо М.И. по договору купли-продажи от 21.02.2022 продала по стоимости 3 900 000 рублей. Ранее указанная выше квартира принадлежала истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21.02.2018, приобретенной по цене 2 142 018 рублей.
Из изложенного следует, что истицы, проживая в принадлежащей на праве собственности истцу квартире площадью 36,8 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Л. Кецховели, 58б-126, не являлись нуждающимися в получении жилого помещения, поскольку были обеспечены общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы – 12 кв.м, согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192.
Правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Учитывая установленные обстоятельства и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что истец, продав принадлежавшую ей на праве собственности квартиру, совершила действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку пятилетний срок со дня совершения истицей указанных действий не истек, то оспариваемый отказ администрации Октябрьского района в г. Красноярске в постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям жилищного законодательства, в связи с чем, требования истца подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Доводы истца о том, что отчуждение принадлежащей ей квартиры, приобретенной за счет кредитных средств (1 820 700 руб.) носили вынужденный характер, в связи с невозможностью оплачивать кредитный (ипотечный договор) и направление средств, вырученных от ее продажи в его погашение кредитной задолженности, суд отклоняет. Поскольку квартира была реализована истцом по цене 3 900 000 рублей, при этом в погашение кредитного ипотечного договора, заключенного Набедо М.И. с АО «Россельхозбанк» было оплачено 1 559 170 рублей, остальными средствами в размере 2 340 830 рублей (3 900 000 руб. – 1 559 170 руб.) Набедо М.И. распорядилась по своему усмотрению – на погашение финансовых обязательств по иным потребительским кредитным договорам и на личные нужды.
При этом суд принимает во внимание, что при заключении Набедо М.И. кредитных договоров, она, будучи ознакомлена с условиями подписываемых ею соглашений, действовала на свой страх и риск, была в состоянии оценить свое финансовое положение и предвидеть последствия совершаемых сделок и оценить степень риска возврата кредитов.
Таким образом, продав жилое помещение, находящееся в собственности, Набедо М.И. фактически ухудшила жилищные условия своей семьи, в связи с чем, семья истцов может быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных Набедо Майей Иосифовной <данные изъяты> действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО42 требований к администрации Октябрьского района в г. Красноярске (ИНН 2463024242), администрации г. Красноярска (ИНН2451000840) о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещения по договору социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2023 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова