УИД: 59RS0004-01-2022-000282-87
Дело № 2а-1072/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Ёлоховой А.С.,
с участием административного истца Тестова С.Н.,
представителя административного ответчика Синкевич О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тестова С.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Тестов С.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество- садовый дом, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером № по адресу <Адрес>
В соответствии с Правилами землепользования и застройки земельный участок размещен в территориальной зоне, позволяющей строительство садовых домов, имеет вид разрешенного использования « для ведения садоводства».
Тестов С.Н обратился в Управление Россреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете, о государственной регистрации прав на садовый дом, возведенное на земельном участке, в пределах которого расположен объект учета.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете государственной регистрации, административным ответчиком в соответствии с п. 5,10 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.20115 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Административный истец считает отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости незаконным.
Административный истец в судебном заседании, настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании выразила несогласие с иском по доводам, указанным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемое решение принято правомерно.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Тестову С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу <Адрес> с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для ведения садоводства (л.д. 7).
На вышеуказанном земельном участке административным истцом построен садовый дом.
Управлением градостроительства и архитектуры администрации Добрянского городского округа выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ « 41.2021 о соответствии построенного садового дома, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <Адрес> (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ Тестов С.Н. обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости, приложив технический план здания (л.д. 38).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п. 10 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку земельный участок имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, указано, что до перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменения разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке, отсутствуют. Рекомендовали заявителю обратиться в Министерство по управлению имуществом земельным отношениям Пермского края с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в отношении земельного участка и предоставить документ о переводе земельного участка из одной категории в другую. (л.д.13-14).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ срок приостановления государственной регистрации прав продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления (л.д. 17-18).
Положениями ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5, п. 22 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.
Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
При рассмотрении заявления Тестова С.Н. Управлением были истребованы документы из администрации Добрянского городского округа. Согласно ответу Управления градостроительства и архитектуры администрации Добрянского городского округа, земельный участок с кадастровым номером кадастровым номером № по адресу <Адрес>, <Адрес> в соответствии с Правилами землепользования и застройки Краснослудского сельского поселения расположен в зоне занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2). (л.д. 47-48).
В соответствии со ст. 22 Правил землепользования и застройки Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, утвержденными Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), зона СхС (зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков) выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха.
1. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
1.1. Основные виды разрешенного использования:
- садовые дома (строения) временного или круглогодичного пользования 1-3 этажа;
- дачные дома;
-летние сооружения;
- выращивание сельскохозяйственных продуктов и цветов;
- сады, огороды;
- помещения для охраны;
-детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий;
-стоянки легковых автомобилей на открытых площадках;
-зеленые насаждения;
-объекты наружного противопожарного водоснабжения( пожарные резервуары, водоемы,пирсы и пр.).
1.2. Условно разрешенные виды использования:
- хозяйственные постройки для содержания скота и птиц;
- физкультурно-оздоровительные сооружения;
-магазины;
- киоски, лоточная торговля;
- временные(сезонные) объекты общественного питания и бытового обслуживания населения;
-пункты оказания первой медицинской помощи;
-объекты религиозного назначения;
-ветлечебницы без постоянного содержания животных( при условии создания санитарно-защитной зоны 50м);ЭП,РС, КНС, ЦТП, ТП, ГРП площадью застройки не более 100кв.м, предназначенных для обслуживания линейных объектов, на отдельном земельном участке;
- антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи.
- склады удобрений и химикатов;
- пасека;
1.3. Вспомогательные виды разрешенного использования:
- хозяйственные постройки и сооружения; индивидуальные бани, сауны;
- водоёмы или резервуары для целей пожаротушения;
- здания и сооружения для хранения средств пожаротушения;
- резервуары для хранения воды (источники питьевой воды с организацией санитарно-защитной зоны), скважины для забора технической воды;
- навес или гараж на садовом участке на два легковых автомобиля;
- компостные площадки, при отсутствии канализации – надворные уборные, биотуалеты;
- проезды;
- в общественной зоне: спортивные площадки, площадки для сбора мусора- площадка для стоянки автомобилей при въезде на территорию садоводческого объединения.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета не может быть признано законным и обоснованным, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства.
Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельного участка, который ранее образован из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права Тестова С.Н. на владение и пользование принадлежащим ему земельным участком в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0528 утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, согласно которому в числе указанных нормативных правовых актов указана ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Таким образом, проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч. 6 ст. 79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о возведении садового дома на земельном участке, относящемся к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Кроме того, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена компетенция органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Учитывая, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета признано судом незаконным, оснований для признания законным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № № принятое в связи с истечением срока приостановления, указанных в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество является также незаконным.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Управление ФСГРК и К по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Тестова С.Н. об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества – садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <Адрес>.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Управление ФСГРК и К по Пермскому краю обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.
На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество- садовый дом, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, признать незаконным.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотреть заявление Тестова С.Н. об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества - садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <Адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.В.Подгайная
Копия верна, судья
Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-1072/2022.