Категория 2.209
Дело № 2-2360/2020
УИД:92RS0003-01-2020-003291-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при помощнике судьи Бутаковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района города Севастополя к Индивидуальному предпринимателю Дюкарев Р.С. об обязании устранить нарушения и совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ленинского района города Севастополя с вышеуказанным иском мотивируя следующим.
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя в целях проверки полученной информации о нарушении правообладателем торгового объекта расположенного по адресу <адрес>, требований законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов, с участием специалистов Главного управления МЧС России по городу Севастополю, а также ФКГУ «УВО ВНГ России по г. Севастополю» проведена проверка соблюдения требований постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме», которой выявлены нарушения.
Установлено, что нежилое здание – торговый комплекс площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности Дюкарев Р.С., паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, ФМС, зарегистрированному по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно информации ФКГУ «УВО ВНГ России по г. Севастополю» № от ДД.ММ.ГГГГ требования к обеспечению антитерроритсической защиты торгового объекта расположенного по адресу: <адрес>, его правообладателем, не соблюдены.
Так, в нарушение ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п. 10 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 категорирование торгового объекта в целях установления дифференцированных требований к обеспечению его антитеррористической защищенности с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и масштаба возможных последствий совершения террористического акта, не проведено.
В нарушение п. 21 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, паспорт безопасности на торговый объект (территорию), с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, не согласован и не разработан.
В ходе надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ выявлены факты нарушения требований антитеррористической защищенности торогового объекта, в части ненадлежащей организации пожарной безопасности.
Так, в соответствии с пп. «Г» п. 27 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, антитеррористическая защищенность торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны.
В силу п. 29 настоящего постановления, инженерная защита торгового объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ), здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ), определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Вместе с тем, правообладателем торгового объекта в нарушение ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п. 29 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, ст.ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, прил. А, табл. А1 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (далее - СП 5.13130.2009)), системой автоматической пожарной сигнализации, торговый объект, не оборудован.
Автоматические установки пожаротушения, отсутствуют.
В нарушение 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, разд. 7, табл. 2 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, далее - СП 3.13130.2009), торговый объект (объект защиты), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не оборудован.
В нарушение ст.ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.1.1, табл. 1 СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности), внутреннем противопожарным водопроводом, торговый объект, не оборудован.
В нарушение ст.ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, далее - СП 1.13130.2009), допускается различная высота ступеней в пределах одного марша лестничных клеток в левом и правом крыле здания.
В нарушение п. 5.4.16 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты, далее СП 2.13130.2012), оконные проемы в наружных стенах лестничных клеток на каждом этаже, не предусмотрены.
Отсутствуют внутренние стены лестничных клеток, отделяющие лестничную клетку на каждом этаже от примыкающих торговых помещений. Стены лестничных клеток в левом и правом крыле здания возведены не на всю высоту здания.
В нарушение п. 7.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, (далее – СП 4.13130.2013), выходы на кровлю здания, для обеспечения деятельности пожарных подразделений, не предусмотрены.
В нарушение п. 4.3, табл. 1 СП 4.13130.2013, противопожарное расстояние от торгового комплекса до границы открытой площадки для хранения легковых автомобилей составляет менее 10 м.
В нарушение п. 6.11.2 СП 4.13130.2013, требуемые противопожарные расстояния между общественным зданием, расположенным по адресу: <адрес>, не обеспечены.
В нарушение ст.ст. 6, 88 Закона N 123-ФЗ, п. 5.2.7 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (далее - СП 2.13130.2012), помещение четвертого этажа не выделено от путей эвакуации перегородками, выполненными от пола до перекрытия (фактически лестничные клетки приходят в помещение 4-го этажа).
В нарушение п. 6, 7 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с телефоном вызова пожарной охраны.
Отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре.
В нарушение пп. «Б» п. 36 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на первом и четвертом этаже в левом крыле здания допущено загромождение путей эвакуации коробками и другими предметами.
По информации Главного управления МЧС России по городу Севастополю исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, указанные нарушения требований пожарной безопасности в совокупности представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пребывающих на торговом объекте по адресу: <адрес>.
Кроме того, невыполнение правообладателем торгового объекта – Дюкарев Р.С., требований антитеррористической и пожарной безопасности указывает на отсутствие у ответчика готовности к предупреждению возможных террористических актов и иных чрезвычайных происшествии аварий, их локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Прокурор просит обязать ИП Дюкарев Р.С. (<данные изъяты>) устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности торгового комплекса, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>, а именно:
- провести категорирование торгового объекта в целях установления дифференцированных требований к обеспечению его антитеррористической защищенности с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и масштаба возможных последствий совершения террористического акта;
- разработать паспорт безопасности на торговый объект (территорию) и согласовать его с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами;
- оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации;- оборудовать автоматической установкой пожаротушения;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- оборудовать внутреннем противопожарным водопроводом;- оборудовать одинаковой высотой ступеней в пределах одного марша лестничных клеток в левом и правом крыле торгового объекта;
- оборудовать оконные проемы в наружных стенах лестничных клеток на каждом этаже;
- оборудовать внутренние стены лестничных клеток, отделяющие лестничную клетку на каждом этаже от примыкающих торговых помещений;
- возвести стены лестничных клеток в левом и правом крыле здания на всю высоту здания;
- оборудовать выходы на кровлю здания, для обеспечения деятельности пожарных подразделений.
- обеспечить противопожарное расстояние от торгового комплекса до границы открытой площадки для хранения легковых автомобилей составляет более 10 м.
- обеспечить требуемые противопожарные расстояния между общественным зданием, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>.
- выделить помещение четвертого этажа от путей эвакуации перегородками, выполненными от пола до перекрытия;
- оборудовать в административных и общественных помещениях таблички с телефоном вызова пожарной охраны;
-оборудовать планами эвакуации людей при пожаре.
В судебном заседании представитель истца –заместитель прокурора Ленинского района Рыбак Т.А. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске. В дополнение пояснил, не смотря на то, что автоматическая пожарная сигнализации и система оповещения и управления эвакуации смонтирована, провести проверку работоспособность системы не пре представилось возможным, поскольку она не срабатывала
Ответчик Дюкарев Р.С., третье лицо, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Представитель ответчика ФИО3 просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ФИО1, ФИО4 в судебном заседании просили иск удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Ленинского района города Севастополя в целях проверки полученной информации о нарушении правообладателем торгового объекта расположенного по адресу <адрес>, требований законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов, с участием специалистов Главного управления МЧС России по городу Севастополю, а также ФКГУ «УВО ВНГ России по г. Севастополю» проведена проверка соблюдения требований постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что нежилое здание – тоговый комплекс площадью <данные изъяты> расположенное по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности Дюкарев Р.С., паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, ФМС, зарегистрированному по адресу: <адрес> <адрес>.
Указом Губернатора города Севастополя № 21-УГ/ДСП от 01.03.2019 «Об утверждении перечня торговых объектов (террриторий), расположенных в пределах территории города Севастополя и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты» (далее – Перечень торговых объектов подлежащих антитеррористической защите), вышеуказанный торговый объект внесен в Перечень торговых объектов подлежащих антитеррористической защите.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, предусмотрено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению (профилактика) терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Согласно положениям ст. 5 настоящего закона, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее – Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273) установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).
В силу п. 2 приведенного постановления для целей настоящих требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Согласно информации ФКГУ «УВО ВНГ России по г. Севастополю» № от ДД.ММ.ГГГГ требования к обеспечению антитерроритсической защиты торгового объекта расположенного по адресу: <адрес>, его правообладателем, не соблюдены.
Так, в нарушение ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п. 10 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 категорирование торгового объекта в целях установления дифференцированных требований к обеспечению его антитеррористической защищенности с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и масштаба возможных последствий совершения террористического акта, не проведено.
В нарушение п. 21 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, паспорт безопасности на торговый объект (территорию), с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, не согласован и не разработан.
В ходе надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ выявлены факты нарушения требований антитеррористической защищенности торогового объекта, в части ненадлежащей организации пожарной безопасности.
Так, в соответствии с пп. «Г» п. 27 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, антитеррористическая защищенность торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны.
В силу п. 29 настоящего постановления, инженерная защита торгового объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ), здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ), определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Вместе с тем, правообладателем торгового объекта в нарушение ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п. 29 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, ст.ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, прил. А, табл. А1 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (далее - СП 5.13130.2009)), системой автоматической пожарной сигнализации, торговый объект, не оборудован.
Автоматические установки пожаротушения, отсутствуют.
В нарушение 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, разд. 7, табл. 2 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, далее - СП 3.13130.2009), торговый объект (объект защиты), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не оборудован.
В нарушение ст.ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.1.1, табл. 1 СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности), внутреннем противопожарным водопроводом, торговый объект, не оборудован.
В нарушение ст.ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, далее - СП 1.13130.2009), допускается различная высота ступеней в пределах одного марша лестничных клеток в левом и правом крыле здания.
В нарушение п. 5.4.16 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты, далее СП 2.13130.2012), оконные проемы в наружных стенах лестничных клеток на каждом этаже, не предусмотрены.
Отсутствуют внутренние стены лестничных клеток, отделяющие лестничную клетку на каждом этаже от примыкающих торговых помещений. Стены лестничных клеток в левом и правом крыле здания возведены не на всю высоту здания.
В нарушение п. 7.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, (далее – СП 4.13130.2013), выходы на кровлю здания, для обеспечения деятельности пожарных подразделений, не предусмотрены.
В нарушение п. 4.3, табл. 1 СП 4.13130.2013, противопожарное расстояние от торгового комплекса до границы открытой площадки для хранения легковых автомобилей составляет менее 10 м.
В нарушение п. 6.11.2 СП 4.13130.2013, требуемые противопожарные расстояния между общественным зданием, расположенным по адресу: <адрес>, не обеспечены.
В нарушение ст.ст. 6, 88 Закона N 123-ФЗ, п. 5.2.7 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (далее - СП 2.13130.2012), помещение четвертого этажа не выделено от путей эвакуации перегородками, выполненными от пола до перекрытия (фактически лестничные клетки приходят в помещение 4-го этажа).
В нарушение п. 6, 7 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с телефоном вызова пожарной охраны.
Отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре.
В нарушение пп. «Б» п. 36 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на первом и четвертом этаже в левом крыле здания допущено загромождение путей эвакуации коробками и другими предметами.
По информации Главного управления МЧС России по городу Севастополю исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, указанные нарушения требований пожарной безопасности в совокупности представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пребывающих на торговом объекте по адресу: <адрес>.
Таким образом, невыполнение правообладателем торгового объекта – Дюкарев Р.С., требований антитеррористической и пожарной безопасности указывает на отсутствие у ответчика готовности к предупреждению возможных террористических актов и иных чрезвычайных происшествии аварий, их локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ нематериальные блага, к которым относятся жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Статьёй 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Возможность предъявления исков, направленных на предотвращение причинения вреда в будущем, прямо установлена ст. 1065 ГК РФ.
Закрепленное указанной нормой правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.
Запрет на осуществление деятельности в рассматриваемом случае носит временный характер и действует до тех пор, пока нарушителем не будет исключена потенциальная опасность деятельности.
Учитывая функциональное назначение объекта капитального строительства, используемого в качестве торгового комплекса для массового пребывания людей, дальнейшая его эксплуатация при наличии не устраненных нарушений антитеррористической и пожарной безопасности, создает возможность угрозы жизни и здоровью неопределенного числа граждан, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы стороны ответчика о том, что ответчик оборудовал системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в связи с чем в данной части иск подлежит отклонению, суд находит несостоятельным, поскольку как установлено судом действительно ответчик смонтировал выше указанное оборудование, однако на момент проверки МЧС 9 декабря данные системы не работали.
Согласно статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в ходе судебного разбирательства, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ленинского района города Севастополя к Индивидуальному предпринимателю Дюкарев Р.С. об обязании устранить нарушения и совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать ИП Дюкарев Р.С. (№) устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности торгового комплекса, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, а именно:
- провести категорирование торгового объекта в целях установления дифференцированных требований к обеспечению его антитеррористической защищенности с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и масштаба возможных последствий совершения террористического акта;
- разработать паспорт безопасности на торговый объект (территорию) и согласовать его с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами;
- оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации;- оборудовать автоматической установкой пожаротушения;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- оборудовать внутреннем противопожарным водопроводом;- оборудовать одинаковой высотой ступеней в пределах одного марша лестничных клеток в левом и правом крыле торгового объекта;
- оборудовать оконные проемы в наружных стенах лестничных клеток на каждом этаже;
- оборудовать внутренние стены лестничных клеток, отделяющие лестничную клетку на каждом этаже от примыкающих торговых помещений;
- возвести стены лестничных клеток в левом и правом крыле здания на всю высоту здания;
- оборудовать выходы на кровлю здания, для обеспечения деятельности пожарных подразделений.
- обеспечить противопожарное расстояние от торгового комплекса до границы открытой площадки для хранения легковых автомобилей составляет более 10 м.
- обеспечить требуемые противопожарные расстояния между общественным зданием, расположенным по адресу: <адрес>.
- выделить помещение четвертого этажа от путей эвакуации перегородками, выполненными от пола до перекрытия;
- оборудовать в административных и общественных помещениях таблички с телефоном вызова пожарной охраны;
-оборудовать планами эвакуации людей при пожаре.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 15 декабря 2020 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова