Судья Чернобай Н.Л. |
10RS0011-01-2020-011093-98 № 33-1677/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Гудковой Г.В., Савина А.И.
при ведении протокола помощником судьи Табота Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 октября 2020 г. по гражданскому делу №2-5705/2020 по иску Р. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.. является получателем страховой пенсии с 14.05.2020 года. Ответчик отказал истцу в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пепсин по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС). С данным отказом истец не согласился, после уточнения требований просил обязать ГУ УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) учесть ему в стаж работы в РКС период прохождения срочной военной службы по призыву с 13.11.1983 по 07.06.1985 и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты назначения пенсии - с 14 мая 2020 г., а также взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в размере 2300 руб.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 2 октября 2020 г. с учетом определения от 13 октября 2020 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 2 декабря 2020 г., исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика учесть Р.. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с 13 ноября 1983 г. по 07 июня 1985 года; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в РКС с 14 мая 2020 г.; взыскал с ответчика в пользу Р.. судебные издержки в размере 2300 руб.
По кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 02 декабря 2020 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 2 октября 2020 г, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для включения истцу в стаж работы в особых климатических условиях периода прохождения военной службы по призыву и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик, представители не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 13 ФЗ № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), но выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсий по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно врайонах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы врайонах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стажработы врайонах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Судом установлено, что с 14 мая 2020 года Р.., 14.11.1964 года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ.
02 июля 2020 года ответчик уведомил истца об отсутствии у него права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера, в указанный стаж не был учтен период срочной военной службы.
Срочную военную службу по призыву истец проходил с 13 ноября 1983 года по 07 июня 1985 года в войсковой части 69902, которая дислоцировалась в г.Североморске Мурманской области, а затем в войсковой части 49207, которая дислоцировалась в г. Анадырь-1 Магаданской области. После увольнения со службы 14 августа 1985 года истец поступил на работу трактористом-машинистом в совхоз «Эссойльский» Пряжинского района Карельской АССР.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец проходил срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнении в запас, следовательно, имеет смешанный стаж и право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере с учетом спорного периода.
При этом судом не принято во внимание, что право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2008 года введено новое правовое регулирование, согласно которому повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности устанавливаются при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, ни ранее действовавшее законодательство, ни действующее в настоящее время законодательство не содержат нормы, определяющей право зачесть в льготный стаж период срочной службы для установления повышения фиксированной базовой части страховой пенсии.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что указанный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права, вследствие чего на основании п.3 ч.2 ст.330 ГПК РФ решение суда надлежит отменить и вынести новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 октября 2020 года по настоящему делу отменить, принять новое решение об отказе в иске.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи: