Решение по делу № 2а-2069/2020 от 02.10.2020

Дело № 2а-2069/2020

55RS0026-01-2020-002962-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 года                  г. Омск

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при помощнике судьи Сахаровой Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора Омского района Омской области Соловьевой К.В.,

представителя административного истца Кузнецовой Ю.В.,

административного ответчика Шейн О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области об установлении административного надзора в отношении Шейн О.В.,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области (далее – административный истец) обратилось в Омский районный суд Омской области с административным иском к Шейн О.В. (далее – Шейн О.В., административный ответчик) об установлении административного надзора.

В обоснование заявленных требований истец указывает на наличие в действиях Шейн О.В. опасного рецидива преступлений, установленного приговором Оконешниковского районного суда Омской области от 04.12.2019. Ссылаясь на часть 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить в отношении Шейн О.В. административный надзор сроком на 8 лет.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области Кузнецова Ю.В. просила иск удовлетворить.

Административный ответчик Шейн О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, указала, что после освобождения намерена убыть по адресу: <адрес>.

Старший помощник прокурора Омского района Омской области Соловьева К.В. полагала, что заявленные требования об установлении в отношении ответчика административного надзора подлежат удовлетворению. Также высказала согласие с предложенным в иске объемом административных ограничений.

Исследовав представленные доказательства, выслушав мнение сторон, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (часть 7 статьи 270 КАС РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Основания и условия для установления административного надзора определены в части 2 статьи 3 названного Федерального закона.

В силу части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (далее - лица, указанные в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре).

Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы. Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).

Из материалов дела следует, что приговором Оконешниковского районного суда Омской области от 04.12.2019 Шейн О.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Из текста приговора суда от 04.12.2019 следует, что преступление, совершенное Шейн О.В. отнесено к категории тяжких; обстоятельством, отягчающим наказание, указан опасный рецидив преступлений.

Поскольку административный ответчик Шейн О.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость по приговору Оконешниковского районного суда Омской области от 04.12.2019 за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, имеются достаточные основания для установления в отношении ответчика административного надзора.

Для лиц, указанных в части 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при определении продолжительности срока административного надзора в годах, месяцах, днях совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетнего или за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в устанавливаемый судом срок административного надзора (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).

Исходя из приведенных положений пункта 2 части 2 статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, к которым отнесена Шейн О.В., устанавливается на весь срок установленный законом для погашения судимости.

Данная норма не предусматривает возможность установления надзора на срок менее чем до погашения судимости.

Согласно статье 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

В соответствии с частью 4 статьи 15 УК РФ, в редакции, действующей на момент совершения деяния, преступление, предусмотренное п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, относится к категории тяжкого.

Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Соответственно, административный надзор в отношении Шейн О.В., совершившей тяжкое преступление при опасном рецидиве, устанавливается императивно на срок погашения судимости по приговору суда от 04.12.2019, то есть, на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется с даты постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (пункт 1 части 3 статьи 5 указанного закона).

На основании статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ при установлении административного надзора могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В силу части 2 статьи 4 установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, в целях защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

Согласно представленным характеризующим материалам Шейн О.В. в период отбытия наказания зарекомендовала себя с отрицательной стороны, допускала нарушение установленного порядка отбывания наказания, за которое применялись меры дисциплинарного воздействия. Своим поведением показала, что на путь исправления не становится. Ранее в отношении административного ответчика по решению Оконешниковского районного суда Омской области от 06.09.2017 устанавливался административный надзор, который продлевался 27.08.2018 на три месяца.

С учетом характера совершенного Шейн О.В. преступления, ее поведения за весь период отбывания наказания, сведений о ее личности, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении нее ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Согласно постановлению Пленума ВС РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учётом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Принимая во внимание обстоятельства совершения ответчиком преступления по приговору суда от 04.12.2019 в состоянии алкогольного опьянения, а также то, что ответчик ранее также привлекалась к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, что следует из приговора Оконешниковского районного суда Омской области от 26.10.2011, суд приходит к выводу о необходимости дополнения Шейн О.В. ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

Оснований для назначения административному ответчику иных ограничений суд не усматривает. По сведениям УФМС России по <адрес> административный ответчик имеет регистрацию: <адрес>. По пояснениям административного ответчика до осуждения она проживала по адресу: <адрес> своего дедушки, в настоящее время по данному адресу живет ее мама. После освобождения из исправительной колонии намерена проживать по адресу: <адрес> предпринимать попытки трудоустроиться на территории данного района.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 ГК РФ, Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), так и в других нормативных актах.

Гражданский кодекс Российской Федерации местом жительства гражданина признает место, где он постоянно или преимущественно проживает (статья 20).

В статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» приведено понятие места жительства. Под ним понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.

Таким образом, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

В настоящем случае имеются достаточные сведения, подтверждающие наличие у административного ответчика места жительства.

Оснований для установления запрета пребывания в ночное время вне жилого или иного помещения суд не усматривает, полагая, что достаточных оснований для этого не имеется ввиду отсутствия информация о совершении ею преступлений или административных правонарушений в ночное время.

По мнению суда, примененные к административному ответчику ограничения являются необходимыми, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, учитывают характер и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений, а также материал, характеризующий ее поведение за весь период отбывания наказания.

При этом суд считает необходимым разъяснить, что при выявлении со стороны ответчика уклонения от административного надзора, нарушении возложенных на нее судом ограничений и с учетом характеризующего материала, административный истец не лишен возможности обратиться в суд с ходатайством о дополнении ответчику ранее установленных административных ограничений. Также ответчик не лишен возможности обратиться с ходатайством о снятии части ограничений.

В связи с изложенным, иск ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области к Шейн О.В. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области к Шейн О.В. об установлении административного надзора удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Шейн О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору суда от 04.12.2019.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Шейн О.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Установить Шейн О.В. в период административного надзора ограничения в виде:

1) обязательной явки 2 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

2) запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья                  Е.А. Ларина

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2020 года.

2а-2069/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области
Ответчики
Шейн Олеся Владимировна
Другие
Прокуратура Омского района Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Ларина Елена Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
02.10.2020Регистрация административного искового заявления
02.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее