УИД 09RS0001-01-2023-002437-91

Судья Шебзухова М.М. (дело №12-74-2023)                           Дело № 7-38/23

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

20 октября 2023 года                                                г. Черкесск

Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Чотчаев Х.О., рассмотрев жалобу представителя ООО «Водоканал» на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Водоканал»,

                           установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Урчуковой С.Р. от 11 апреля 2023 года юридическое лицо - ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей (л.д.130).

     Не согласившись с постановлением, представитель ООО «Водоканал» обжаловал его в суд, просил восстановить срок для подачи жалобы, отменить постановление и вернуть дело на новое рассмотрение в Северо-Кавказское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

    Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2023 срок обжалования восстановлен, постановление №09-23-204/Р/ПЭ/5-47/3 Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2

КоАП РФ, в отношении ООО «Водоканал» оставлено без изменения, жалоба ООО «Водоканал» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный суд КЧР, представитель ООО «Водоканал» просит отменить постановление должностного лица, решение суда первой инстанции, т.к. при привлечении Общества к административной ответственности не были применены положения ч.2, ч.6 ст.4.4 КоАП РФ, а именно, не учтено, что ООО «Водоканал» по одной контрольной проверке было привлечено к административной ответственности по нескольким составам: по ст.8.1 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, по ст.8.5 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в связи с чем наказание должно было быть назначено в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В судебное заседание суда второй инстанции генеральный директор ООО «Водоканал» Чотчаев А.М., представитель Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю следующее.

В силу части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства.

ООО «Водоканал» осуществляет свою хозяйственную деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду № 91-0109-001016- П (очистные сооружения) относящийся к I категории негативного воздействия.

    Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании Решения от 22.02.2023 № 204/Р в отношении ООО «Водоканал» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обнаружено, что Обществом не исполняется обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В процессе хозяйственной деятельности юридического лица ООО «Водоканал» на объекте негативного воздействия на окружающую среду (Далее HBOC) образовываются следующий виды отходов:

ФККО 461 01001 20 5 лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные;

ФККО 8 12 901 01 72 4 мусор от сноса и разборки зданий несортированный; Образование вышеуказанных отходов подтверждается протоколом отбора проб 13 от 02.03.2023; протоколом испытаний №43/23 от 10.03.2023; экспертным заключением №12 от 10.03.2023.

Кроме того согласно документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 0-4/10/19 от 02.12.2019, со сроком действия 01.12.2024 года на объекте HBOC установлен норматив образования следующих видов отхода:

ФККО 3 61 212 03 22 Стружка черных металлов несортированная незагрязненная - 1,6 т/год.

ФККО 9 19 100 01 20 5 Остатки и огарки стальных сварочных электродов -0,025 т/год.

ФККО 7 22 102 01 39 4 Осадок с песколовок при очистке хозяйственно- бытовых и смешанных сточных вод малоопасный - 286,78 т/год.

Также наименование образованного отхода «Мусор с защитных решеток при водозаборе» указанного в журнале учета движения отходов за 2021-2022 гг., не соответствует коду по ФККО.

Кроме того учет движения отходов за 2020 год ввелся в отсутствие установленной формы Приказа Минприроды РФ от 1 сентября 2011 г. № 721. Сведения о приостановке деятельности ОСК г. Черкесска в период 2020-2022 год не представлялись. Сведения об изменении технологического процесса, в результате которых отходы «Стружка черных металлов несортированная незагрязненная»; «Остатки и огарки стальных сварочных электродов»; «Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» не образуются, также не представлялись.

Таким образом, в ходе проверки в данных об учете в области обращения с отходами за 2020-2022 год сведения об образовании и передаче вышеуказанных отходов отсутствуют.

Согласно статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1028, вступившим в силу с 1 января 2021 года, утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок N 1028), пунктом 3 которого также предусмотрено, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «Водоканал» допущено нарушение ст. 39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ; ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1028, «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», выразившееся в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

        На основании изложенного ООО «Водоканал» постановлением    №09-23-204/Р/ПЭ/5-47/3 Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 апреля 2023 г. признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

        Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество виновно в инкриминируемом ему административном правонарушении.

        Суд второй инстанции, проверяя выводы суда первой инстанции, полагает, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, доказана представленными в дело доказательствами: актом плановой выездной проверки от 15.03.2023, протоколом об административном правонарушении № 09-23-204/Р/ПЭ/5-47/1 от 04.04.2023; протоколом отбора проб № 38/23 от 02.03.2023, экспертным заключением № 12 от 10.03.2023, и другими материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11КоАП РФ.

Таким образом, вывод о наличии в действиях Общества, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Судом проверена процедура привлечения Общества к административной ответственности, нарушений не установлено.

Установлено, что Общество в установленном порядке было извещено должностными лицами Росприроднадзора о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 04.04.2023 в 15 часов 00 мин, т.к. директор Общества получил на руки Уведомление об этом 28.03.2023 (л.д.175).

Однако, к указанному времени представитель Общества не явился, протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие (л.д.103).

Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (11.04.2023) поступило в Общество 05.04.2023 (л.д.179)

Однако к указанному времени представитель Общества не явился, дело рассмотрено в его отсутствии.

Суд второй инстанции, проверив представленные материалы дела, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что порядок привлечения Общества к административной ответственности Росприроднадзором соблюден.

Вместе с тем, суд второй инстанции полагает, что должностным лицом, а затем и судом первой инстанции неправомерно не применены положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Общества квалифицированы по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства. Общество признано виновным в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Из материалов дела следует, что Общество привлечено к административной ответственности по настоящему делу по части 10 статьи 8.2 вышеназванного Кодекса.

Кроме того, в отношении Общества имеются также иные дела об административных правонарушениях, по которым оно привлечено к административной ответственности по ст.8.1, по ч. 1 ст. 8.14, по ч.9 ст.8.2, по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные правонарушения, предусмотренные ст.8.1, ч. 1 ст. 8.2, ч.1 ст.8.14, ч.9 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были выявлены должностными лицами Росприроднадзора в ходе проведения одной плановой проверки на основании Решения от 22.02.2023 № 204/Р.

По каждому административному делу в отношении ООО «Водоканал» должностными лицами Росприроднадзора были вынесены постановления о привлечении Общества к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 данного Кодекса).

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 данного Кодекса).

По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, 5 и 6 статьи 4.4 данного Кодекса в отсутствие совокупности всех упомянутых в них обстоятельств возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, не допускается.

    Установлено, что Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании Решения от 22.02.2023 № 204/Р в отношении ООО «Водоканал» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой ООО «Водоканал» было привлечено к административной ответственности по нескольким составам: по ст.8.1 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, по ст.8.5 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

В связи с этим, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении суду первой инстанции необходимо было учесть положения ч.6 ст.4.4 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, при проведении одного контрольного мероприятия было выявлено шесть административных правонарушений, выразившихся в нарушении исполнения природоохранного законодательства, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Однако, при назначении ООО «Водоканал» административного наказания положения ч.6 ст.4.4 КоАП РФ ни Росприроднадзором, ни судом первой инстанции учтены не были, т.е. ими допущены существенные процессуальные нарушения, в связи с чем решение суда в отношении ООО «Водоканал» подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, т.к. срок привлечения Общества к административной ответственности по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ согласно ст.4.5 КоАП РФ не истек.

При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу представителя ООО «Водоканал» удовлетворить.

Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Водоканал» отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

          Судья                                                                                     Х.О.Чотчаев

7-38/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Водоканал"
Суд
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
vs.kchr.sudrf.ru
07.09.2023Материалы переданы в производство судье
06.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в экспедицию
20.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее