Дело №2-615/2022
24RS0002-01-2021-008640-34
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2022 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной И.А.,
при секретаре Рахваловой Н.А.,
с участием представителя истца – Целуковского Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Красноярское краевое жилищное управление» к Стрельникову Виктору Александровичу о возложении обязанности предоставить доступ сотрудникам управляющей организации в помещения для проведения осмотра общего имущества многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Красноярское краевое жилищное управление» обратилось в суд с иском к Стрельникову В.А., в котором просит обязать ответчика в течение 2 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить доступ сотрудникам ООО «ЖЭК» (в настоящее время ООО «Красноярское краевое жилищное управление») в помещения №, 121 а также обеспечить проведение полного осмотра всех инженерных систем, проходящих через помещения 120, 121 (демонтировать шкафы, облицовки, коробы, которые закрывают коммуникации ГВС, ХВС, отопление, водоотведение); взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является управляющей организацией МКД, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения собственников, оформленного протоколом от 20 января 2020 года. В соответствии с требованиями жилищного законодательства, сотрудники управляющей организации в период осени 2021 года стали проводить осмотр общего имущества многоквартирного дома (конструктивных элементов, трубопроводов, канализации и др.). Однако ответчик отказался предоставить представителя управляющей организации доступ к общему имуществу, а именно стоякам отопления, ГВС, ХВС, водоотведения проходящим через его помещения №, 121. Также отказался демонтировать короба, закрывающие вышеуказанные стояки и трубы, для их осмотра и в случае выявления недостатков проведения ремонтно-восстановительных работ. В адрес ответчика было направлено предписание об обеспечении свободного доступа для проведения осмотра №646 от 12 октября 2021 года, однако ответчик не согласовал дату и время осмотра, на предписание не ответил. Управляющая домом организация по договору правления обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п.32, 34 Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, в многоквартирном доме должен быть обеспечен свободный доступ к общему имуществу дома для пользования собственниками и нанимателями помещений, для текущего и капитального ремонта управляющей организацией. Ранее 20 августа 2021 года, 3 сентября 2021 года, 24 сентября 2021 года и 6 октября 2021 года в адрес ответчика направлялись предписания об обеспечении свободного доступа к общему имуществу многоквартирного дома, однако также в предоставлении доступа отказано, о чем составлен соответствующий акт. Таким образом, ответчик чинит препятствия управляющей организации для выполнения возложенных на нее функций, создает предпосылки аварийной ситуации, поскольку не дает возможности произвести обслуживание сетей, что может привести к порче имущества, порывам, уничтожению имущества, оставлению иных собственников без ресурса.
Определением от 24 февраля 2022 года была произведена замена истца с ООО «ЖЭК» на ООО «Красноярское краевое жилищное управление», в связи со сменой наименования предприятия.
Представитель истца ООО «Красноярское краевое жилищное управление» - исполнительный директор Целуковский Д.Ю. (л.д.110-111), в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что управляющая компания дважды в год (весной и осенью) проводит плановые осмотры технического и санитарного состояния общего имущества многоквартирного дома (стояков горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения), ответчик является собственником помещений №,121 в <адрес>, ему неоднократно направлялись уведомления и предписания о предоставлении сотрудникам доступа в помещения для проведения планового осмотра, однако ответчик не предоставляет доступ сотрудникам управляющей организации.
Ответчик – Стрельников В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал, представил суду возражения на исковое заявление, в которых указывает что доказательств чинения препятствий истцу в доступе принадлежащие Стрельникову В.А. помещения, в согласованную сторонами дату осмотра общего имущества, выполнения требований п.85 Правил ООО «ККЖУ», наличия аварийной ситуации с общим имуществом МКД истцом не представлено. Ссылается на то, что истцом не представлено доказательств проведения ремонтных работ общего имущества либо необходимости проведения такого ремонта, установленной общим собранием собственников помещений в МКД, а также наличия аварийной ситуации с коммуникациями, находящимися в помещениях 120, 121. Кроме того, в июне 2021 года он согласовал истцу дату и время проведения осмотра, однако сотрудники управляющей компании не явились, по ранее проведенным осмотрам ему не предоставляют копии актов осмотра, сотрудники управляющей компании приезжали и осматривали помещение в связи с затоплением 25 августа 2021 года и 27 января 2022 года, о чем были составлены акты.
Представитель третьего лица – Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений по иску и ходатайств не представил.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно п.4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 1, 2, 4, ч.1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно чч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно подп. "а", "б" и "г" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подп. "б" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подп. "е" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подп. "е" п. 3 Правил №354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Как следует из материалов дела, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 11 ноября 2020 года между ООО «Жилищно-Эксплуатационная Компания» и собственниками жилых помещений 12 ноября 2020 года заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.88-92), согласно которому управляющая компания от своего имени, по поручению и за счет Собственников, в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества, а также иной деятельности в отношении многоквартирного дома.
Согласно приложению №2 к договору управления многоквартирным домом № от 12 ноября 2020 года Минимальный перечень работ и периодичность их выполнения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, технические осмотры жилого здания, его элементов и инженерных систем – плановые осмотры предусмотрены 2 раза в год.
11 февраля 2022 года ООО «Жилищно-Эксплуатационная Компания» переименована в ООО «<адрес>вое жилищное управление» (л.д.69-75, 109-117).
Стрельников В.А. является собственником помещений № и № в указанном многоквартирном доме, обслуживаемом истцом по договору управления.
12 октября 2021 года в адрес ответчика управляющей компанией было направлено предписание о необходимости предоставить доступ представителям управляющей организации к инженерным сетям ХВС, ГВС, отопления, водоотведения общего имущества МКД для полного осмотра сетей для проведения осмотра общего имущества и составления соответствующего акта и принятия решения о проведении ремонтных работ (л.д.11-12), которое было получено ответчиком 12 октября 2021 года (л.д.10).
Однако как указывает истец, доступ в нежилые помещения предоставлен не был, что не оспаривалось ответчиком ранее в судебном заседании.
Кроме того, ранее 11 августа 20221 года, 25 августа 2021 года, 16 сентября 2021 года, 2 октября 2021 года ответчику направлялись уведомления о предоставлении доступа в помещения, путем размещения в помещении (л.д.21-22,27-28,33-34,39-40).
Однако ответчик не предоставил сотрудникам управляющей организации доступ в помещение, о чем составлены акты об отказе предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома от 16 августа 2021 года, 30 августа 2021 года, 20 сентября 2021 года, 6 октября 2021 года (л.д.23-24,29-30, 35-36, 41-42).
В адрес ответчика направлялись предписания о предоставлении доступа в помещения от 20 августа 2021 года, 3 сентября 2021 года, 24 сентября 2021 года, 11 октября 2021 года (л.д.20, 25-26, 31-32, 37-38, 43-44).
Как пояснял ответчик в судебном заседании 24 февраля 2022 года, он не предоставлял доступ в помещение управляющей организации, поскольку осмотр ими уже проводился, 25 августа 2021 года сотрудники управляющей организации приезжали по обращению о подтоплении, проводили осмотр, о чем составили акт.
Согласно акту технического осмотра от 25 августа 2021 года, представленному ответчиком, 25 августа 2021 года комиссия ООО «ЖЭК» провела техническое обследование в результате подтопления нежилого помещения по адресу: <адрес>, пом. №, в результате визуального обследования выявлено: фойе- потолок подвесной, выполнен из гипсокартона, окрашен водоэмульсионным составом без колера, наблюдается желтое сухое пятно размером 0,2х0,3; стены обшиты декоративными элементами, визуально нарушений нет. При визуальном осмотре вышерасположенной <адрес> течи не обнаружено, в связи с чем, сделан вывод: причину единичного подтопления нежилого помещения 121 установить не представляется возможным, т.к. в месте подтопления вышерасположенной <адрес> инженерные сети отсутствуют. Общее состояние сетей в удовлетворительном состоянии.
Таким образом, из данного акта следует, что обследование управляющей компанией проводилось в месте предполагаемого подтопления, в том числе вышерасположенной квартиры, из данного акта не следует, что управляющей компанией произведен плановый осмотр всех инженерных систем нежилого помещения.
Аналогичная информация содержится в акте технического осмотра от 27 января 2022 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Стрельников В.А. получив предписание управляющей компании от 12 октября 2021 года, доступ в помещение для осмотра не обеспечил, препятствуя тем самым, управляющей компании в осуществлении обязанностей по надлежащей эксплуатации жилого дома, содержанию и ремонту его инженерных систем и оборудования в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и пользующимся жилыми помещениями в этом доме лицам, что влечет нарушение прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме.
Учитывая, что до настоящего времени ответчик не обеспечил доступ специалистов управляющей компании в нежилое помещение для проведения планового осмотра технического и санитарного состояния инженерных систем, управляющая компания имеет право на проведение планового осмотра общего имущества, такое право имеется у управляющей организации в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем, исковые требования ООО «Красноярское краевое жилищное управление» о возложении обязанности на ответчика предоставить доступ сотрудникам управляющей организации в помещения для проведения планового осмотра технического и санитарного состояния общего имущества многоквартирного дома подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств данного дела, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности демонтировать шкафы, облицовки, коробы, которые закрывают коммуникации ГВС, ХВС, отопление, водоотведение, поскольку истцом не доказано наличие указанных препятствий в проведении осмотра инженерных систем, а также не доказана необходимость и целесообразность проведения демонтажа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ООО «Красноярское краевое жилищное управление» к Стрельникову В. А. о возложении обязанности предоставить доступ сотрудникам управляющей организации в помещения для проведения осмотра общего имущества многоквартирного дома – удовлетворить частично.
Обязать Стрельникова В. А. предоставить доступ сотрудникам управляющей организации ООО «Красноярское краевое жилищное управление» в помещения № и № по адресу: <адрес> для проведения осмотра технического и санитарного состояния общего имущества многоквартирного дома, в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать со Стрельникова В. А. в пользу ООО «Красноярское краевое жилищное управление» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, расходы за направление копии иска в размере 79 рублей 40 копеек, а всего 6079 (шесть тысяч семьдесят девять) рублей 40 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в Ачинский городской суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд ответчиком - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.А. Рахматулина
Мотивированное решение изготовлено 7 апреля 2022 года
Копия верна
Судья Ачинского городского суда И.А. Рахматулина