Решение по делу № 33-8263/2019 от 30.05.2019

Судья Чернов В.И. Дело № 33-8263/2019 А-065г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего: Баимовой И.А.,

судей Мирончика И.С., Быстровой М.Г.,

при секретаре Устюговой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по исковому заявлению Гилюка Николая Андреевича к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного и выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку, возложении обязанности устранить данные нарушения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» Хмарук Н.С.,

на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 27 марта 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Гилюка Николая Андреевича к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного и выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку, возложении обязанности устранить данные нарушения, удовлетворить частично.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Красноярска» назначить Гилюку Николаю Андреевичу с 11 сентября 2018 года пособие по безработице в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

В удовлетворении исковых требований Гилюка Николая Андреевича к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного с 13 июля 2018 года, признании незаконным решения о постановке на учет в качестве безработного с 11 сентября 2018 года, и возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного с 13 июля 2018 года, отказать»

Заслушав докладчика, представителя ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» Хмарук Н.С. (на основании доверенности от 01.10.2018), судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Гилюк Н.А. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице в процентном отношении к заработку, возложении обязанности устранить данные нарушения.

Требования мотивированы тем, что 23.01.2018 он был уволен по соглашению сторон из филиала ПАО «МРСК Центра»-«Брянскэнерго» (г.Брянск). В день прекращения трудового договора работодателем были выданы в соответствии со статьей 84.1 ТК РФ заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой: справка о доходах физического лица за 2017 г. по форме № 2-НДФЛ, справка о доходах физического лица за 2018 г. по форме № 2-НДФЛ, справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы № 182-Н. 13.07.2018 он обратился по месту жительства в отдел занятости населения по Кировскому району КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» для постановки его на регистрационный учет в качестве безработного. Специалист отдела занятости населения, принимавший документы, сообщил, что необходимо «донести» справку установленной формы о среднем заработке за последние три месяца предшествующим увольнению. В списке документов, выданных истцу, при увольнении, такая справка отсутствовала. Указанная справка была получена 10.09.2018 и 11.09.2018 предоставлена ответчику. 15.10.2018 истцу стало известно, что КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» отказало в постановке на учет в качестве безработного с 13.07.2018 со ссылкой на то, что не была представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с чем, безработным истец признан лишь с 11.09.2018 и с указанной даты установлено пособие по безработице в размере минимальной величины. Считая, что отсутствие на момент обращения с заявлением справки о среднем заработке не препятствовало постановке на учет в качестве безработного для получения минимального размера пособия, просит признать незаконным отказ КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в постановке его на учет в качестве безработного с 13.07.2018, признать незаконным решение о признании его безработным с 11.09.2018 и назначении пособия по безработице в размере минимальной величины, обязать КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» зарегистрировать его в качестве безработного с момента обращения 13.07.2018 и назначить пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» Хмарук Н.С. просит отменить решение суда в части возложения обязанности назначить истцу пособие с 11.09.2018 в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, ссылаясь на то, что на момент обращения в отдел занятости населения 13.07.2018 Гилюк Н.А. имел менее 26 недель оплачиваемой работы, в связи с чем, пособие по безработице установлено в размере минимальной величины.

Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска» Хмарук Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2018, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Так, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 4 данных Правил (в ред. от 04.08.2015, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2018, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (ч. 2 ст. 30 вышеуказанного Закона).

Как следует из материалов дела, в период с 15.04.2016 по 23.01.2018 Гилюк Н.А. работал в филиале ПАО «МРС-Центра» - «Брянскэнерго».

13.07.2018 Гилюк Н.А. обратился с заявлением в КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» отдел занятости населения по Кировскому району с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, предоставив следующие документы: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, трудовая книжка, диплом о высшем образовании, паспорт.

С 13.07.2018 Гилюк Н.А. поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Вместе с тем, поскольку истцом по состоянию на 24.07.2018 (11-дневный срок, по истечении которого орган службы занятости при предоставлении соответствующих документов принимает решение о признании безработным) не была предоставлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, решение о признании Гилюка Н.А. безработным или об отказе в признании безработным государственным учреждением службы занятости населения не было принято.

11.09.2018 Гилюком Н.А. ответчику предоставлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца предшествующих увольнению, в связи с чем, 21.09.2018 КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» издан приказ о признании Гилюка Н.А. безработным с 11.09.2018, а также приказ от 21.09.2018 о назначении и выплате пособия по безработице в размере минимальной величины с учетом районного коэффициента в размере 1020 рублей за период с 11.09.2018 по 10.03.2019.

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что исковые требования Гилюка Н.А. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного с 13.07.2018, признании незаконным решения о постановке на учет в качестве безработного с 11.09.2018, возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного с 13.07.2018, выплате пособия с указанной даты, не подлежат удовлетворению, поскольку Гилюком Н.А. 13.07.2018 и по истечении 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не была предоставлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, в связи с чем КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» законно принято решение о признании Гилюка Н.А. безработным с момента предоставления всех необходимых документов, а именно с 11.09.2018, то есть с первого дня предъявления документов в полном объеме.

Решение в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ для проверки решения суда в полном объеме.

Вместе с тем, суд первой инстанции признал обоснованными доводы истца о необходимости исчисления пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, поскольку за период с 12.07.2017 по 12.07.2018 истец имел оплачиваемую работу (находился в трудовых отношениях) 195 дней или 28 недель. При этом, суд исходил из того, что в рассматриваемом случае началом безработицы следует считать не день, когда Гилюк Н.А. признан безработным (11.09.2018), а день, когда он был зарегистрирован в качестве лица ищущего работу, кроме того, из указанного периода с 12.07.2017 по 12.07.2018 для расчета 26 недель не подлежат исключению периоды, не включенные во время оплачиваемой работы, указанные в справке о средней заработной плате за последние 3 месяца, представленной истцом ответчику, поскольку их указание в данной справке необходимо для расчета именно среднего заработка, из которого эти периоды исключаются, что соответствует п. 4 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в указанной части, в связи с чем, возложил обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Красноярска» назначить Гилюку Н.А. с 11.09.2018 пособие по безработице в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться, учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2018, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель.

Согласно п. 4 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если, в том числе: работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Так, согласно справке о среднем заработке за последние 3 месяца, предшествующие увольнению, выданной Филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», Гилюк Н.А. работал в период с 15.04.2016 по 23.01.2018, средний заработок за последние три месяца составил 108 246 рублей 36 копеек. Кроме того, в справке указаны периоды, не включенные во время оплачиваемой работы, для исчисления среднего заработка: с 05.06.2017 по 13.06.2017 (временная нетрудоспособность), с 04.07.2017 по 05.07.2017 (отпуск без сохранения заработной платы), с 02.08.2017 по 02.08.2017 (отпуск без сохранения заработной платы), с 18.08.2017 по 25.08.2017 (временная нетрудоспособность), с 28.08.2017 по 19.12.2017 (временная нетрудоспособность), с 20.12.2017 по 22.12.2017 (отсутствие по невыясненным причинам), с 25.12.2017 по 29.12.2017 (временная нетрудоспособность), с 09.01.2018 по 15.01.2018 (отсутствие по невыясненным причинам).

Соответственно, Гилюк Н.А. в период 12 месяцев, предшествующих безработице, с 12.07.2017, имел менее 26 недель оплачиваемой работы, при этом, периоды временной нетрудоспособности, отпуска без сохранения заработной платы, отсутствия по невыясненным причинам не подлежат включению в данный период, так как не являются периодами оплачиваемой работы.

Положения ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), согласно которой пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 года, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2019 года.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования Гилюка Н.А. о возложении обязанности на Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Красноярска» назначить с 11.09.2018 пособие по безработице в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

В связи с чем, решение в указанной части подлежит отмене с принятьем нового решения об отказе в удовлетворении данных требований Гилюка Н.А.

Нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 27 марта 2019 года в части возложения обязанности на Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Красноярска» назначить Гилюку Николаю Андреевичу с 11 сентября 2018 года пособие по безработице в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении предъявленных Гилюком Николаем Андреевичем требований к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о возложении обязанности назначить пособие по безработице в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8263/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гилюк Николай Андреевич
Ответчики
КГКУ ЦЗН Г. КРАСНОЯРСКА
Другие
Агентство труда и занятости населения Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Баимова Ирина Антанасовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
17.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее