Решение по делу № 8Г-4501/2023 [88-7016/2023] от 17.02.2023

56RS0018-01-2022-004233-80

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-7016/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

28 апреля 2023 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ромасловской И.М.,

судей Назейкиной Н.А., Романова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Егорова А.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 ноября 2022 года по гражданскому делу №2-3887/2022 Ленинского районного суда г.Оренбурга по исковому заявлению Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Павлюк <данные изъяты> о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., пояснения представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы Альхимович И.В.,

установила:

истец Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Павлюк Л.А., в котором просила:

- обязать Павлюк Л.А. в течение 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры <данные изъяты> со стороны <данные изъяты> этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XX в., расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (г.Оренбург, ул.Б. Хмельницкого 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 5, ул.Володарского, 37) с восстановлением мест крепления;

- в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в установленном порядке фасад объекта в границах квартиры <данные изъяты>, где была установлена конструкция остекления балкона, в соответствии с предметом охраны объекта;

- установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Павлюк Л.А. в пользу инспекции, как 25000.00 рублей за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 50000.00 рублей в месяц по каждому требованию п.1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.

Требования мотивированы тем, что ответчику по адресу: <адрес>, принадлежит квартира <данные изъяты> со стороны <данные изъяты> этажа дворового фасада. Указанный дом является объектом культурного наследия регионального значения и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (г.Оренбург, ул.Б. Хмельницкого, 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 5, ул.Володарского, 37). В нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия ответчиком была установлена конструкция остекления балкона, что нарушает исторический облик здания, а также приводит к его разрушению.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11.07.2022 года исковые требования Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Павлюк <данные изъяты> о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения удовлетворены частично.

На Павлюк <данные изъяты> возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры <данные изъяты> со стороны 3 этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина ХХ в., расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина ХХ в.» с восстановлением мест крепления.

Установлен размер денежных средств, подлежащих взысканию с Павлюк <данные изъяты> в пользу инспекции в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда по <данные изъяты> рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С Павлюк <данные изъяты> в бюджет муниципального образования г.Оренбург взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10.11.2022 года решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11.07.2022 года отменено.

По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Павлюк <данные изъяты> о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения отказано.

В кассационной жалобе представитель Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, просит возвратить дело на новое рассмотрение.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что приказом Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 года №218 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области» был утвержден список выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области, куда вошли <данные изъяты>

На основании приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия от 11.06.2020 года №93 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (вид- ансамбль) «Жилой комплекс для высшего офицерского состава», середина XX в., об утверждении предметов охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия» здание, расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Б. Хмельницкого, дом 2, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XX в. и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (г.Оренбург, ул. Б. Хмельницкого, 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 5, ул.Володарского, 37).

В акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 04.04.2022 года, составленном Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, указано, что на дворовом фасаде объекта культурного наследия в границах 3 этажа со стороны квартиры <данные изъяты> дома <данные изъяты> по ул<данные изъяты> установлена конструкция остекления балкона.

Собственниками квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Оренбурге являются Павлюк Л.А., право собственности которой зарегистрировано 27.08.2004 года, и несовершеннолетняя Павлюк Я.А., 2012 года рождения.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 03.07.2013 года №1678/503-V-O3 (ред. от 01.11.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области», Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утв. Решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 года №416, принимая во установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу, что размещение на фасаде дома, являющегося объектом культурного наследия, конструкции остекления балкона является нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, приводит к искажению облика объекта культурного наследия, негативно влияет на его отделочные материалы, ухудшает условия, необходимые для его сохранности, и отказ ответчика демонтировать остекление балкона для приведения жилого дома в первозданное состояние препятствует выполнению капитального ремонта многоквартирного здания в соответствии с проектно-сметной документацией и законодательством Российской Федерации. Исходя из изложенных обстоятельств суд, удовлетворив требования Инспекции, возложил на Павлюк Л.А. обязанность выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры 9 со стороны 3 этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина XX в., расположенного по адресу: <данные изъяты>

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суд первой инстанции не согласился, отметив следующее.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ).

В силу п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ).

В соответствии с подп.2 п.1 ст.47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 названного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.2 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Судом апелляционной инстанции установлено, что НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» является региональным оператором, осуществляющим проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, а также исполнителем региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 года №1263-пп.

В целях исполнения указанной региональной программы, НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» заключен договор с подрядной организацией ООО «ЦЕНТРКОВКА» на выполнение работ по капитальному ремонту крыши и фасада в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В соответствии с научно-проектной документацией, разработанной ООО «Научно-производственное предприятие РОНА» по договору от 07.05.2020 года №ПСД-ОКН-2/2020 на выполнение капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, представленной по запросу в суд апелляционной инстанции, проектные решения при реставрации объекта культурного наследия приняты с учетом сохранения индивидуальных предметов охраны ОКН, ценных градостроительных характеристик его территории и окружающей ценной застройки. Общая направленность капитального ремонта основана на сохранении характерных особенностей памятника архитектуры методами консервации и реставрации и обеспечении эксплуатационной надежности его конструкций. Целью данного проекта является максимально возможное восстановление исторического облика памятника истории, с удалением диссонансных конструктивных и архитектурных элементов, и воссоздание существенных для стилистической цельности здания частей и деталей.

Указанный проект разработан на оснований научно-исследовательских работ и согласован экспертной комиссией по вопросу рассмотрения проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина ХХв.

В рабочей документации, архитектурно-строительных решениях научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, составленной в отношении <адрес>, в ведомость демонтажных работ по фасаду включены работы по демонтажу остеклений и ограждений балконов.

В Инженерных и технологических исследованиях научно-проектной документации по вышеуказанному дому в разделе 7 «Рекомендации» содержится перечень работ, которые необходимо выполнить для придания исторического облика и законченности композиции объекта культурного наследия, в который включен ремонт балкона.

Из научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, составленной в отношении <адрес>, следует, что работы по демонтажу остекления балконов включены в перечень работ, выполняемых подрядной организацией по заданию НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области». Данные работы включены в локальный сметный расчет общестроительных работ по ремонту фасада здания и входят в общую стоимость работ по восстановлению объекта культурного наследия.

Таким образом, установив, что в рассматриваемом случае научно-проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия предусмотрено проведение работ по демонтажу конструкций остекления балконов подрядной организацией, указанные работы включены в смету работ подрядной организации на основании проекта, при том, что законом допускается проведение работ по сохранению объекта культурного наследия только специальными организациями, имеющими лицензию, на основании проектной документации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ввиду указанного оснований для возложения обязанности по выполнению этих же работ на собственника квартиры в многоквартирном доме не имеется.

Названные выводы суд апелляционной инстанции, в том числе обосновал отсутствием доказательств того, что Павлюк Л.А. чинит препятствия в выполнении работ по демонтажу конструкции остекления балкона, истцом не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что между Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области и ответчиком возникли спорные вопросы по поводу демонтажа, какая-либо переписка в материалах дела отсутствует, сведений о том, что Павлюк Л.А. предупреждалась о необходимости демонтажа конструкции остекления подрядной организацией и о ее отказе в проведении таких работ не имеется.

Кроме того, как отметил суд апелляционной инстанции, Павлюк Л.А. при пересмотре дела пояснила, что ей не было известно о том, что демонтаж должна производить подрядная организация, о данном обстоятельстве ее никто не уведомлял, между тем, она не возражает против проведения таких работ подрядной организацией, напротив, считает, что именно данная организация должна производить демонтаж, и по существу ее несогласие с заявленными истцом требованиями выражается именно в том, что она не согласна с возложением на нее обязанности выполнить демонтаж собственными силами за счет своих средств, так как остекление было осуществлено до включения дома в реестр объектов культурного наследия.

Сославшись на указанное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что работы по демонтажу остекления балкона должна производить подрядная организация, а не один из собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции отказал.

Суд кассационной инстанции оснований для отмены состоявшегося по делу апелляционной определения, в том числе по доводам кассационной жалобы, не усматривает.

Довод кассационной жалобы о том, в Федеральном законе от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции от 13.05.2008 года №66-ФЗ не содержалось требований о направлении собственнику уведомления о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия отклоняются судом кассационной инстанции на основании следующего.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции, действующей на момент издания приказа Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 года №218 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области» федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц (п.1).

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в ст.17 данного Федерального закона (часть 2).

Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению (п.3).

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст.17 данного Федерального закона, в течение семи дней (п.4).

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном п.9 данной статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти (п.5).

Доводы о том, что Николаева Е.В. была уведомлена в 2020 году о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия регионального значения простым письмом, не влияют на выводы суда апелляционной инстанции о том, что на момент установки кондиционера она не было уведомлена о том, что многоквартирный жилой дом включен в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.

Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия определены в ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 22.10.2014 года №315-ФЗ.

В соответствии с положениями ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 22.10.2014 года №315-ФЗ орган регистрации прав по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (п.7).

Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 ст.47.3 Федерального закона.

В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с п.4 ст.47.3 Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (п.8).

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 ст.47.3 Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п.9).

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 указанной статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 указанной статьи уведомления (п.12).

В соответствии с положениями ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 22.10.2014 года №315-ФЗ1 в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст.47.3 данного Федерального закона (п.1).

Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:

1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст.47.2 данного Федерального закона;

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п.4 ст.47.3 указанного Федерального закона;

3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст.47.4 указанного Федерального закона;

4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2).

В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные п.7 указанной статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд (п.3).

Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п.11 указанной статьи:

1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 указанного Федерального закона;

2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст.5.1 указанного Федерального закона (п.6).

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с п.11 указанной статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в ст.47.1 Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (п.12).

Таким образом, выполнение требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия связано с информированностью собственника или иного законного владельца о наличии таких требований.

В отношении выявленных объектов культурного наследия требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия указываются в уведомлении, в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр, такие требования указываются в охранном обязательстве.

Доводы кассационной жалобы о обратном, отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм права.

С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы заявителя отсутствуют.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 ноября 2022 года без изменения, кассационную жалобу представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Егорова А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий И.М. Ромасловская

Судьи Н.А. Назейкина

М.В. Романов

56RS0018-01-2022-004233-80

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-7016/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

28 апреля 2023 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ромасловской И.М.,

судей Назейкиной Н.А., Романова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Егорова А.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 ноября 2022 года по гражданскому делу №2-3887/2022 Ленинского районного суда г.Оренбурга по исковому заявлению Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Павлюк <данные изъяты> о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., пояснения представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы Альхимович И.В.,

установила:

истец Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Павлюк Л.А., в котором просила:

- обязать Павлюк Л.А. в течение 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры <данные изъяты> со стороны <данные изъяты> этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XX в., расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (г.Оренбург, ул.Б. Хмельницкого 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 5, ул.Володарского, 37) с восстановлением мест крепления;

- в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в установленном порядке фасад объекта в границах квартиры <данные изъяты>, где была установлена конструкция остекления балкона, в соответствии с предметом охраны объекта;

- установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Павлюк Л.А. в пользу инспекции, как 25000.00 рублей за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 50000.00 рублей в месяц по каждому требованию п.1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.

Требования мотивированы тем, что ответчику по адресу: <адрес>, принадлежит квартира <данные изъяты> со стороны <данные изъяты> этажа дворового фасада. Указанный дом является объектом культурного наследия регионального значения и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (г.Оренбург, ул.Б. Хмельницкого, 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 5, ул.Володарского, 37). В нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия ответчиком была установлена конструкция остекления балкона, что нарушает исторический облик здания, а также приводит к его разрушению.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11.07.2022 года исковые требования Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Павлюк <данные изъяты> о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения удовлетворены частично.

На Павлюк <данные изъяты> возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры <данные изъяты> со стороны 3 этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина ХХ в., расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина ХХ в.» с восстановлением мест крепления.

Установлен размер денежных средств, подлежащих взысканию с Павлюк <данные изъяты> в пользу инспекции в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда по <данные изъяты> рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С Павлюк <данные изъяты> в бюджет муниципального образования г.Оренбург взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10.11.2022 года решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11.07.2022 года отменено.

По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Павлюк <данные изъяты> о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения отказано.

В кассационной жалобе представитель Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, просит возвратить дело на новое рассмотрение.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что приказом Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 года №218 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области» был утвержден список выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области, куда вошли <данные изъяты>

На основании приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия от 11.06.2020 года №93 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (вид- ансамбль) «Жилой комплекс для высшего офицерского состава», середина XX в., об утверждении предметов охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия» здание, расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Б. Хмельницкого, дом 2, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XX в. и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (г.Оренбург, ул. Б. Хмельницкого, 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 5, ул.Володарского, 37).

В акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 04.04.2022 года, составленном Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, указано, что на дворовом фасаде объекта культурного наследия в границах 3 этажа со стороны квартиры <данные изъяты> дома <данные изъяты> по ул<данные изъяты> установлена конструкция остекления балкона.

Собственниками квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Оренбурге являются Павлюк Л.А., право собственности которой зарегистрировано 27.08.2004 года, и несовершеннолетняя Павлюк Я.А., 2012 года рождения.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 03.07.2013 года №1678/503-V-O3 (ред. от 01.11.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области», Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утв. Решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 года №416, принимая во установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу, что размещение на фасаде дома, являющегося объектом культурного наследия, конструкции остекления балкона является нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, приводит к искажению облика объекта культурного наследия, негативно влияет на его отделочные материалы, ухудшает условия, необходимые для его сохранности, и отказ ответчика демонтировать остекление балкона для приведения жилого дома в первозданное состояние препятствует выполнению капитального ремонта многоквартирного здания в соответствии с проектно-сметной документацией и законодательством Российской Федерации. Исходя из изложенных обстоятельств суд, удовлетворив требования Инспекции, возложил на Павлюк Л.А. обязанность выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, размещенного в границах квартиры 9 со стороны 3 этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина XX в., расположенного по адресу: <данные изъяты>

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суд первой инстанции не согласился, отметив следующее.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ).

В силу п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ).

В соответствии с подп.2 п.1 ст.47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 названного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.2 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Судом апелляционной инстанции установлено, что НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» является региональным оператором, осуществляющим проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, а также исполнителем региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 года №1263-пп.

В целях исполнения указанной региональной программы, НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» заключен договор с подрядной организацией ООО «ЦЕНТРКОВКА» на выполнение работ по капитальному ремонту крыши и фасада в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В соответствии с научно-проектной документацией, разработанной ООО «Научно-производственное предприятие РОНА» по договору от 07.05.2020 года №ПСД-ОКН-2/2020 на выполнение капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, представленной по запросу в суд апелляционной инстанции, проектные решения при реставрации объекта культурного наследия приняты с учетом сохранения индивидуальных предметов охраны ОКН, ценных градостроительных характеристик его территории и окружающей ценной застройки. Общая направленность капитального ремонта основана на сохранении характерных особенностей памятника архитектуры методами консервации и реставрации и обеспечении эксплуатационной надежности его конструкций. Целью данного проекта является максимально возможное восстановление исторического облика памятника истории, с удалением диссонансных конструктивных и архитектурных элементов, и воссоздание существенных для стилистической цельности здания частей и деталей.

Указанный проект разработан на оснований научно-исследовательских работ и согласован экспертной комиссией по вопросу рассмотрения проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина ХХв.

В рабочей документации, архитектурно-строительных решениях научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, составленной в отношении <адрес>, в ведомость демонтажных работ по фасаду включены работы по демонтажу остеклений и ограждений балконов.

В Инженерных и технологических исследованиях научно-проектной документации по вышеуказанному дому в разделе 7 «Рекомендации» содержится перечень работ, которые необходимо выполнить для придания исторического облика и законченности композиции объекта культурного наследия, в который включен ремонт балкона.

Из научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, составленной в отношении <адрес>, следует, что работы по демонтажу остекления балконов включены в перечень работ, выполняемых подрядной организацией по заданию НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области». Данные работы включены в локальный сметный расчет общестроительных работ по ремонту фасада здания и входят в общую стоимость работ по восстановлению объекта культурного наследия.

Таким образом, установив, что в рассматриваемом случае научно-проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия предусмотрено проведение работ по демонтажу конструкций остекления балконов подрядной организацией, указанные работы включены в смету работ подрядной организации на основании проекта, при том, что законом допускается проведение работ по сохранению объекта культурного наследия только специальными организациями, имеющими лицензию, на основании проектной документации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ввиду указанного оснований для возложения обязанности по выполнению этих же работ на собственника квартиры в многоквартирном доме не имеется.

Названные выводы суд апелляционной инстанции, в том числе обосновал отсутствием доказательств того, что Павлюк Л.А. чинит препятствия в выполнении работ по демонтажу конструкции остекления балкона, истцом не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что между Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области и ответчиком возникли спорные вопросы по поводу демонтажа, какая-либо переписка в материалах дела отсутствует, сведений о том, что Павлюк Л.А. предупреждалась о необходимости демонтажа конструкции остекления подрядной организацией и о ее отказе в проведении таких работ не имеется.

Кроме того, как отметил суд апелляционной инстанции, Павлюк Л.А. при пересмотре дела пояснила, что ей не было известно о том, что демонтаж должна производить подрядная организация, о данном обстоятельстве ее никто не уведомлял, между тем, она не возражает против проведения таких работ подрядной организацией, напротив, считает, что именно данная организация должна производить демонтаж, и по существу ее несогласие с заявленными истцом требованиями выражается именно в том, что она не согласна с возложением на нее обязанности выполнить демонтаж собственными силами за счет своих средств, так как остекление было осуществлено до включения дома в реестр объектов культурного наследия.

Сославшись на указанное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что работы по демонтажу остекления балкона должна производить подрядная организация, а не один из собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции отказал.

Суд кассационной инстанции оснований для отмены состоявшегося по делу апелляционной определения, в том числе по доводам кассационной жалобы, не усматривает.

Довод кассационной жалобы о том, в Федеральном законе от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции от 13.05.2008 года №66-ФЗ не содержалось требований о направлении собственнику уведомления о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия отклоняются судом кассационной инстанции на основании следующего.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции, действующей на момент издания приказа Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 года №218 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области» федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц (п.1).

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в ст.17 данного Федерального закона (часть 2).

Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению (п.3).

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст.17 данного Федерального закона, в течение семи дней (п.4).

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном п.9 данной статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти (п.5).

Доводы о том, что Николаева Е.В. была уведомлена в 2020 году о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия регионального значения простым письмом, не влияют на выводы суда апелляционной инстанции о том, что на момент установки кондиционера она не было уведомлена о том, что многоквартирный жилой дом включен в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.

Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия определены в ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 22.10.2014 года №315-ФЗ.

В соответствии с положениями ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 22.10.2014 года №315-ФЗ орган регистрации прав по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (п.7).

Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 ст.47.3 Федерального закона.

В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с п.4 ст.47.3 Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (п.8).

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 ст.47.3 Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п.9).

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 указанной статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 указанной статьи уведомления (п.12).

В соответствии с положениями ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 22.10.2014 года №315-ФЗ1 в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст.47.3 данного Федерального закона (п.1).

Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:

1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст.47.2 данного Федерального закона;

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п.4 ст.47.3 указанного Федерального закона;

3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст.47.4 указанного Федерального закона;

4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2).

В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные п.7 указанной статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд (п.3).

Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п.11 указанной статьи:

1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 указанного Федерального закона;

2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст.5.1 указанного Федерального закона (п.6).

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с п.11 указанной статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в ст.47.1 Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (п.12).

Таким образом, выполнение требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия связано с информированностью собственника или иного законного владельца о наличии таких требований.

В отношении выявленных объектов культурного наследия требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия указываются в уведомлении, в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр, такие требования указываются в охранном обязательстве.

Доводы кассационной жалобы о обратном, отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм права.

С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы заявителя отсутствуют.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 ноября 2022 года без изменения, кассационную жалобу представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Егорова А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий И.М. Ромасловская

Судьи Н.А. Назейкина

М.В. Романов

8Г-4501/2023 [88-7016/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области
Ответчики
Павлюк Людмила Александровна
Другие
НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области"
ООО УК "ЖФ Постникова"
Администрация города Оренбурга
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
27.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью
28.04.2023Судебное заседание
28.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее