№12-381
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Дмитров 07 октября 2016 года
Судья Дмитровского городского суда Московской области Бандура Д.Г., при секретаре Волковой Е.Е., рассмотрев в судебном заседании с участием защитника Гребенева А.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ., жалобу юридического лица – Администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области (ОГРН № ИНН № юридический и фактический адрес: <адрес>
на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Администрация городского поселения Яхрома была привлечена к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Глава городского поселения Яхрома обратился в Дмитровский городской суд с жалобой о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовсково), которым Администрация городского поселения Яхрома была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении №, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 30 мин. в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлено, что в <адрес> из канализационного колодца происходит сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод на рельеф и по уклону местности в безымянный ручей -приток реки <адрес> –водный объект рыбохозяйственного значения), что приводит к его загрязнению и ухудшению среды обитания водных биологических ресурсов. Проведенным административным расследование установлено, что канализационный коллектор, из которого происходит сброс является бесхозным. В соответствие со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится водоотведение, таким образом Администрация городского поселения Яхрома допустила сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод в безымянный ручей.(л.д.70-72).
В своей жалобе Глава городского поселения <адрес> Дворников С.Ю. просил указанное постановление отменить, ссылаясь на то, что оно является незаконным и необоснованным, вынесенным без учета всех обстоятельств дела и в связи с недоказанностью состава административного правонарушения. Статья 8.33 КоАП РФ имеет бланкетный характер, в связи с чем в протоколе и постановлении должны быть обязательно указаны конкретные нормы специальных нормативных правовых актов, которые были нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности. В описании события правонарушения в протоколе и постановлении должностным лицом указано, что Администрация допустила сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод в безымянный ручей, чем нарушила ст.11 а) Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР» и ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ. Также в оспариваемом Постановлении должностное лицо ссылается на нормы ст.35, ч.2 ст.39, ч.2 ст.55, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.34 ФЗ от 10.01.2002 № 70-ФЗ. Согласно ст.11 а) Положения установлен запрет на сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленного, коммунального, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственных, бытовых и других видов отходов и отбросов в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов. Каких-либо данных о том, что указанный безымянный речей используется или может быть использован для промысловой добычи рыбы и других водных животных, ни в протоколе ни с постановлении не содержится. Кроме этого, Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органов местного самоуправления, не ведет деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, тем более в нарушение требований обеспечивающих охрану животного мира (ст.22 ФЗ от 24.04.1997 № 52-ФЗ) ни Протокол, ни постановление такой деятельности не содержат, как и описания каких-либо действий со стороны Администравции, противоречащих ст.35, ч.2 ст.39, ч.2 ст.55, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.34 ФЗ от 10.01.2002 № 70-ФЗ. Доводы Администрации о том, что сброс сточных вод от многоквартирных домов осуществляется на поля фильтрации и Администрацией приняты необходимые меры для соблюдения законодательства, при вынесении постановления не опровергнуты.
В судебном заседании защитник Гребенев А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. отменить и дело производством прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Дополнительно защитник Гребенев А.А. пояснил, что в районе <адрес> имеются многоквартирные дома, построенные длительное время назад. Ранее все водные отходы стекали в колодец, а оттуда на поля фильтрации, и все это принадлежало <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ часть имущества была передана согласно акта в ведение администрации <адрес>, но туда не были включены сети. Администрацией была проведена работа по выявлению и постановке на учет в качестве бесхозного имущества – сетей водоотведения в <адрес> ( в т.ч. канализационного коллектора), которые с момента их строительства в собственность муниципальных субъектов не принимались. При это сети водоотведения оканчиваются полями фильтрации, который до настоящего времени находятся в собственности Дмитровского муниципального района. За счет бюджета городского поселения <адрес> в 2012-2013 г были восстановлены существующие сети водоотведения по предварительному согласованию с ООО «Яхромские горки», был выстроен дополнительный участок и КНГ для подключения к очистным сооружениям ООО «Яхромские горки». Однако впоследствии ООО отказало Администрации в подключении сетей водоотведения к своим очистным сооружениям. В настоящее время сточные воды от жилых домов <адрес> стекают в указанный канализационный коллектор, а в случае его переполнения, то стоки вытекают на поля фильтрации, как и было ранее. Поля фильтрации до настоящего времени находятся в ведении районной администрации и переданы им быть не могут ввиду отсутствия документации. Администрация <адрес> делала все необходимое для соблюдения требований законодательства, в подтверждение чего они представили в Росрыболовсто копии соответствующих документов, переписку. Однако их доводам в постановлении никакой оценки дано не было и в чем выразилась конкретно вина Администрации не указано.
Суд, исследовав представленные материалы дела, выслушав участников процесса, считает, что жалоба Администрации городского поселения Яхрома на постановление по делу об административном правонарушении является не обоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды из обитания по Московской области Московско-Окского территориальное управление Росрыболовства было проведено обследование водного объекта – безымянного ручья – притока реки Яхрома в районе <адрес>, согласно которого было установлено, что из канализационного колодца происходит сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф и по уклону местности в безымянный речей – приток реки Яхрома, о чем был составлен акт и произведено фотографирование(л.д.2-6).
Согласно письма ФГБУ «Мосрыбвод». Река Яхрома –правый приток реки Сестра, на основании приказа Росрыболовства от 17.09.2009г. № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи водных биологических ресурсов, обитающих в ней и отнесенных к объектам рыболовства», относится в водным объектам рыбохозяйственного значения первой категории.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Горевым В.В. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного по ст.8.33 КоАП РФ(л.д.7).
В ходе проведенного административного расследования было установлено, что канализационный коллектор, из которого происходит сброс сточных вод, является бесхозным.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Горевым В.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ(л.д.61-62). Законный представитель Администрации городского поселения Яхрома, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела(л.д.53), на составление протокола не явился. В связи с чем протокол об административного правонарушении ДД.ММ.ГГГГ был составлен в отсутствие представителя юридического лица, а копия протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. была направлена в адрес Администрации городского поселения Яхрома почтой(л.д.63).
Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14.30, о чем Администрация городского поселения Яхрома была уведомлена надлежащим образом.(л.д.67-69). Однако представитель Администрации на рассмотрение дела не явился, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие представителя Администрации городского поселения Яхрома.
В соответствии со ст.8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О Животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Согласно ч.2 ст.55 Водного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При эхом должны предусматриваться мероприятия,, но охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству, природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 11 «а» Положения об охране рыбных запасов и регулирования рыболовства я водоемах СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045 (с изменениями и дополнениями), запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на, берета и на лед этих водоемов неочищенные и необезврежениые сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
В соответствии с п. 1 ч.6 ст.60 Водного Кодекса, при эксплуатации водохозяйственной -системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты, сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости-превышения нормативов допустимою воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Как следует из п. 21 «Требований но предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также игр и эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации or 13.08.1996 № 997, при сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды.
В силу части 2 статьи 39 Водного Кодекса, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса-сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения заводными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно ч.2 ст.47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Невыполнение указанных норм представляет собой нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ является формальным, гак как объективной стороной состава не предусмотрено наступление вредных последствий в результате противоправных действий.
Факт совершения Администрацией городского поселения Яхрома данного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом обследование водного объекта – безымянного ручья – притока реки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого было установлено, что из канализационного колодца происходит сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф и по уклону местности в безымянный речей – приток реки Яхрома(л.д.2), фотоснимками на которых зафиксировано выявленное нарушение(л.д.3-6); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.61-62); постановлением Администрации городского поселения Яхрома № от 06.11.2013г., согласно которого сети канализации и водоотведения в д. Астрецово г/п Яхрома были признаны безхозными (л.д.16, 26,27).
Доводы жалобы о том, что сброс сточных вод от жилых домов д. Астрецово осуществляется на поля фильтрации и Администрацией приняты все меры для соблюдения требований действующего законодательства, суд находит несостоятельными, поскольку объективных доказательств тому не представлено, а имеющаяся в деле переписка между Администрацией г.<адрес> с ООО «ТЕТА», ООО «Яхромские горки-2» за период по 16.04.15г., не свидетельствует о том, что Администрацией были приняты все необходимые меры по устранению нарушения законодательства, поскольку указанное в постановлении нарушение было выявлено более чем через год, и доказательств того, что в течение 2015 -2016 <адрес> предпринимались какие-либо меры по устранению нарушений, не имеется.
Доводы жалобы о том, что не имеется данных о том, что указанный безымянный речей используется или может быть использован для промысловой добычи рыбы и других водных животных и растений, также являются несостоятельными, поскольку согласно материалов дела, и как указано в постановлении, безымянный речей, в который стекают неочищенные и необезвреженные сточные воды, является притоком реки Яхрома, и следовательно, неочищенные и необезвреженные напрямую попадают в <адрес>, которая является водным объектов рыбохозяйственного значения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Таким образом, в действиях Администрации городского поселения Яхрома имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, поскольку канализационный коллектор, из которого происходит сброс неочищенных сточных вод, является бесхозным, включен в перечень бесхозного имущества, выявленного на территории городского поселения Яхрома, а в соответствие со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится водоотведение.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией ст.8.33 КоАП РФ за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, предусмотрено назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Администрации городского поселения Яхрома было назначено наказание в виде штрафа в пределах санкции ст.8.33 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, наказание назначено в соответствие с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
На основании п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Администрации городского поселения Яхрома по ст.8.33 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Главы Администрации городского поселения Яхрома без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Дмитровский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья