Решение по делу № 2-440/2021 от 28.06.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>                                                                                       18 августа 2021 года.

Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Саидова Д.Р., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 Республики Дагестан в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД и администрации муниципального ФИО3 «Цумадинский ФИО3» о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы, а также об обязании устранить выявленные нарушения.

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Метрадинская СОШ-сад» (далее МБОУ«Метрадинская СОШ-сад») ФИО2 РД и администрации муниципального ФИО3 «Цумадинский ФИО3» о признании бездействие МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» и администрации МУ «Цумадинский ФИО3» по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы, об обязании МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» искусственным освещением по всему периметру, ограждением по всему периметру, системой охранной сигнализации и кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2 (система экстренного вызова наряда полиции), стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем, а также об обязании администрации муниципального ФИО3 «Цумадинский ФИО3» Республики Дагестан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование работ по оборудованию МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» искусственным освещением по всему периметру, ограждением по всему периметру; системой охранной сигнализации и кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2 (система экстренного вызова наряда полиции), стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем.

В обоснование исковых требований в заявлении указано, что Прокуратурой ФИО2 в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан и во исполнение приказа Генерального ФИО2 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» проведена проверка на поднадзорной территории.

    В ходе организации проверки и согласно представленным в прокуратуру ФИО3 муниципальным казенным учреждением «Управление образования» МР «Цумадинский ФИО3» (далее МКУ «Управление образования») на запрос сведениям установлено, что МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» не соответствует требованиям антитеррористической защищенности, а именно:

    - периметральное ограждение не полностью соответствует требованиям антитеррористической безопасности;

    - наружное искусственное освещение объекта осуществляется не в полном объеме;

- системой охранной сигнализации не оборудован, отсутствует кнопка тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2 (система экстренного вызова наряда полиции);

- не оборудован стационарными рамками металлоискателя;

- не имеются ручные (переносные) металлоискатели;

    По выявленным нарушениям закона прокуратурой ФИО3 в адрес директора школы ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представлений и сведениям, представленным в прокуратуру ФИО3 установлено, что для устранения указанных нарушений закона требуется финансирование со стороны администрации ФИО3.

Также прокуратурой ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МР «Цумадинский ФИО3» было внесено обобщенное представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности школ ФИО2.

Между тем, МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» и администрацией МР «Цумадинский ФИО3» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствовавших, не приняты.

В судебное заседание и.о. ФИО2 не явился о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просил о рассмотрении данного дела в отсутствии представителя прокуратуры и направил в суд ходатайство об уточнении исковых требований, а именно, в части обязании МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» и администрации МР «Цумадинский ФИО3» устранить нарушения требований антитеррористической защищенности школы и финансирования указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, продлить до ДД.ММ.ГГГГ, также и.о. ФИО2 просит, в части обязании администрации МР «Цумадинский ФИО3» обеспечить финансирование МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» прекратить, в связи с представленным в прокуратуру платежным поручением и добровольным исполнением исковых требований до рассмотрения судом.

Представитель ответчика – директор МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО5 в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении данного дела в отсутствии представителя ответчика, в котором иск ФИО2 признает в полном объеме и не возражает против его удовлетворения.

Представитель администрации МР «Цумадинский ФИО3» ФИО6 – извещенный надлежащим образом о дате и мете рассмотрения дела, не явился, направив в суд ходатайство о приобщении к материалам дела документов, а именно: решение Собрания депутатов МР «Цумадинский ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ , справку отдела финансов МР «Цумадинский ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ , платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ , где также просил о рассмотрении дела в его отсутствии и в части касающейся Администрации МР «Цумадинский ФИО3» отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, ходатайство и.о. ФИО2 ФИО3 об уточнении исковых требований, ходатайство директора МБОУ «Метрадинская СОШ-сад», документы представленные представителем администрации МР «Цумадинский ФИО3», заявленные исковые требования с учетом уточнений, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Подпунктом "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 23 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

Исходя из п. п. 31, 32 указанных требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена, а согласно пункту 3.9 данного нормативного акта территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение, уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

Указанные обязанности направлены на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении проверки в здании МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» отсутствует система охранной сигнализации и кнопка тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, а также на предмет соответствия образовательного учреждения требованиям инженерно-технической укрепленности и обеспечения антитеррористической безопасности выявлены нарушения требований ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии терроризму», ст. ст. 3, ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и положений приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", по периметру территории МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД, расположенного по адресу: РД Цумадинский ФИО3 <адрес>, не имеется ограждения, системы видеонаблюдения; тревожной сигнализации; организация охраны; оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие ограждения и освещения по периметру, архивирования и хранения с наружных камер видеонаблюдения, охранной сигнализации, кнопки тревожного сигнала, стационарного и ручного металлоискателя нарушает права учащихся школы не позволяет учреждению в полной мере выполнять обязанность по охране жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, предусмотренную ч. 1 ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании».

Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Так, приказом N 2013 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Указанные выше положения федерального законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности содержат императивные предписания, а, следовательно, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Приведенные выше факты нарушения МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД санитарных норм и правил влекут нарушение прав несовершеннолетних граждан на охрану жизни и здоровья, гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, нарушают принципы противодействия терроризму, чем снижают уровень антитеррористической защищенности.

Изучив доказательства, суд считает административный иск, с учетом уточнений, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление,непостоянна и персонально изменчива (обучающиеся, их родители, работники МБОУ и т.д.), поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ ФИО2 вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, если такими решениями, действиями (бездействиями) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации.

Согласно п. 3 <адрес> закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» ФИО2 вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В силу ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Из приобщенного к материалам дела заявления директора МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД усматривается, что исковые требования ФИО2 он признает в полном объеме, последствия признания иска ему понятны.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что признание ответчиком - МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД иска о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы, а также об обязании устранить выявленные нарушения не противоречит КАС РФ и другим федеральным законам, а также не нарушает права других лиц.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ ФИО2 обладает полномочиями на обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав и законных интересов граждан и организаций, круг которых персонально определить невозможно.

Поэтому суд считает правильным принять признание ответчиком МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД иска ФИО2 РД, что в соответствии со ст.157 КАС РФ является основанием для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку ФИО2, обратившийся в суд с заявлением в интересах государства, в соответствии с п. 9 и п.19 ч 1 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены, то с ответчика МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ в доход бюджета муниципального ФИО3 " Ботлихский ФИО3" Республики Дагестан должна быть взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 с учетом уточнений удовлетворить.

Признать бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы незаконным.

Обязать МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 РД искусственным освещением по всему периметру, ограждением по всему периметру, системой охранной сигнализации и кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2 (система экстренного вызова наряда полиции), стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем.

В части обязании администрации МР «Цумадинский ФИО3» РД обеспечить финансирование МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 Республики Дагестан - прекратить, в связи с добровольным исполнением исковых требований.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения     МБОУ «Метрадинская СОШ-сад» ФИО2 Республики Дагестан в доход бюджета муниципального ФИО3 " Ботлихский ФИО3" Республики Дагестан государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия.

Решение в окончательной форме изготовлено « 20 » августа 2021 года.

Судья                                                                                                            Д.Р. Саидов

2-440/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Цумадинского района РД
Ответчики
МБОУ МЕТРАДИНСКАЯ СОШ-сад
АМР ЦУМАДИНСКИЙ РАЙОН
Суд
Ботлихский районный суд Республики Дагестан
Судья
Саидов Дацци Рамазанович
Дело на странице суда
botlihskiy.dag.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2021Передача материалов судье
15.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее