Председательствующий – Иваныш И.В. Дело № 33-698
номер дела в суде первой инстанции 2-34/2021
УИД 02RS0009-01-2020-000771-39
номер строки в статистическом отчете 2.146
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Шнайдер О.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре – Стребковой Н.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Абуловой Марии Игнатьевны – Ардиматовой Марии Витальевны на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2021 года, которым
исковые требования администрации Чемальского района Республики Алтай к Абуловой Марии Игнатьевне об освобождении земельного участка путем сноса объекта незавершенного строительства удовлетворены.
Возложена обязанность на Абулову Марию Игнатьевну освободить земельный участок, с кадастровым номером 04:05:070102:854, расположенный по адресу: <адрес>, путем сноса находящегося на участке объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером 04:05:070102:1875, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с Абуловой Марии Игнатьевны в доход местного бюджета МО «Чемальский район» Республики Алтай государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Дополнительным решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 05 июля 2021 года
Возложена обязанность солидарно на Абулова Адучи Кожибаевича, Абулову Марию Игнатьевну освободить земельный участок, с кадастровым номером 04:05:070102:854, расположенный по адресу: <адрес>, путем сноса находящегося на участке объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером 04:05:070102:1875, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с Абулова Адучи Кожибаевича, Абуловой Марии Игнатьевны солидарно в доход местного бюджета МО «Чемальский район» Республики Алтай государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Чемальского района Республики Алтай обратилась в суд к Абуловой М.И. об освобождении земельного участка путем сноса объекта незавершенного строительства. Требования мотивированы тем, что 03.08.2009 г. между администрацией Чемальского района и ответчиком был заключен договор аренды, согласно которому Абулова М.И. приняла в аренду земельный участок, с кадастровым номером 04:05:070102:854, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства здания магазина. Дополнительным соглашением от 04.04.2013 г. срок аренды был продлен по 03.08.2017 г. Арендатором на земельном участке был возведен объект незавершенного строительства, право собственности на который было зарегистрировано за ним 17.10.2011 г. В июне 2017 года ответчиком в администрацию района было направлено заявление о новом продлении срока аренды, в удовлетворении которого было отказано. Абулова М.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказ в продлении договора аренды. Решением Чемальского районного суда от 25.11.2017 г. по делу № 2а-1194/2017 требования Абуловой М.И. были оставлены без удовлетворения, при этом суд руководствовался тем, что в соответствии с п.2.2.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 земельный участок находится в санитарно-защитной полосе источника водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения, где запрещается размещение объектов капитального строительства. 30.06.2020 г. администрацией района в адрес ответчика была направлена претензия об освобождении земельного участка путем сноса объекта незавершенного строительства, однако с требованиями истца Абулова М.И. не согласилась, о чем свидетельствует ее отзыв на обращение. Нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства препятствует администрации района осуществлению прав собственника земельного участка, в том числе по решению вопросов местного значения по организации в границах поселения водоснабжения населения, по установлению и содержанию зон санитарной охраны источников водоснабжения согласно требований «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», что является основанием для обращения администрации района в суд с требованием об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). Таким образом, истец просит обязать Абулову М.И. освободить земельный участок, с кадастровым номером 04:05:070102:854, расположенный по адресу: <адрес>, путем сноса находящегося на участке объекта незавершенного строительства в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Чемальского районного суда Республики Алтай от 29.12.2020 г. в качестве соответчика к участию в деле был привлечен супруг Абуловой М.И. - Абулов А.К. Определениями Чемальского районного суда Республики Алтай от 26.01.2021 г., 15.03.2021 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены сельская администрация Чемальского сельского поселения, Управление Росреестра по Республике Алтай, ООО «Теплосервис», Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Абуловой М.И. – Ардиматова М.И. Указывает, что расположение спорного объекта на земельном участке не нарушает права истца и права соседних землепользователей. Объект незавершенного строительства принадлежит ответчику на праве собственности, был возведен на основании разрешительной документации. Основанием для регистрации права послужили следующие документы: договор аренды от 03.08.2009 г.; разрешение на строительство от 01.07.2011г., выданное администрацией МО «Чемальское сельское поселение»; кадастровый паспорт от 16.09.2011 г. Истец своими требованиями нарушает не только право собственности ответчика. Требования об освобождении земельного участка заявлены за пределами полномочий истца. Объекты недвижимости, расположенные в пределах населенного пункта, состоящие на кадастровом учете, составляют налоговую базу, из которой в том числе формируется часть бюджета того поселения, в пределах которого расположен объект, в данном случае – Чемальское сельское поселение. В случае разрешения заявленных требований истца могут наступить неблагоприятные последствия для МО «Чемальское сельское поселение». Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям. Полагает, что срок истек 16.03.2020 г., то есть на следующий день после истечения трех лет со дня первого заявления Абуловой М.И. о выкупе земельного участка (15.03.2017). Суд, отказывая в удовлетворении ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности, неверно оценил юридическую природу взаимоотношений между сторонами, поскольку имеет место спор о праве.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация Чемальского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В возражениях указывает, что решение суда ответчиком исполнено, объект незавершенного строительства снесен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Как следует из материалов дела, 03.08.2009 г. между администрацией Чемальского района (арендодатель) и Абуловой М.И. (арендатор) был заключен договор аренды №, в соответствии с которым Абулова М.И. приняла в аренду земельный участок, площадью 300 кв.м., с кадастровым номером 04:05:070102:854, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, для строительства здания магазина.
Согласно п. 2.1 договора, участок передается в аренду сроком на три года. Дополнительным соглашением от 04.04.2013 г. срок аренды был продлен по 03.08.2017 г.
Арендатором на земельном участке был возведен объект незавершенного строительства, право собственности на который было зарегистрировано за ним 17.10.2011 г.
Согласно выписки из ЕГРН от 05.11.2020 г. степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 32%, площадь застройки - 49,7 кв.м, инвентарный №. Дата присвоения кадастрового номера: 13.12.2013 г.
03.07.2017 г. Абулова М.И. обратилась в администрацию Чемальского района с заявлением о продлении договора аренды на вышеуказанный земельный участок.
31.07.2017 г. администрация Чемальского района отказала Абуловой М.И. в продлении договора аренды, поскольку зона зонирования территории спорного земельного участка попадает в зону И-1 «водозаборные сооружения» с. Чемал.
25.10.2017 г. Абулова М.И. обратилась в суд с иском к администрации Чемальского района Республики Алтай о признании незаконным отказ о продлении договора аренды № от 04.04.2013 г. на земельный участок, площадью застройки 300 кв.м, и здание магазина, площадью застройки 49,7 кв.м.
Вступившим в законную силу решением Чемальского районного суда от 25.11.2017 г. по делу № 2а-1194/2017 административные исковые требования Абуловой М.И. оставлены без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что земельный участок, с кадастровым номером 04:05:070102:854, предназначенный для строительства здания магазина, расположен в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Поскольку данный земельный участок ограничен в обороте, нарушений требований земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства в действиях администрации не имеется. Наличие на земельном участке объекта недвижимого имущества не является безусловным основанием для предоставления земельного участка в аренду.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, администрация Чемальского района указывала на то, что предусмотренные законом основания использования ответчиком земельного участка отсутствуют, нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства препятствует администрации района осуществлению прав собственника земельного участка, претензия, направленная ответчику об освобождении земельного участка путем сноса объекта незавершенного строительства, оставлена без удовлетворения.
В обоснование своей позиции стороной истца представлено заключение кадастрового инженера ФИО10, выполнившего съемку объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером 04:05:070102:854, здания и сооружений скважины с наложением генплана МО «Чемальское сельское поселение» на земельный участок, с кадастровым номером 04:05:070102:854.
Согласно заключению кадастрового инженера от 25.01.2021 г. объект незавершенного строительства (ОНС), расположенный на земельном участке, с кадастровым номером 04:05:070102:854, располагается в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры и в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Расстояние от ОНС до скважины № 1 - 38,20 м, от ОНС до скважины № 2 - 45,17 м, от ОНС до здания - 52,14 м. По результату наложения кадастровым инженером составлена «Схема расположения здания (части здания) на земельном участке» с указанием фактического местоположения строящегося здания и существующих зданий и сооружений скважины (Приложение 1).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований администрации Чемальского района об освобождении земельного участка, возложив на ответчиков обязанность по сносу незавершенного строительством объекта в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда. При этом суд первой инстанции указал, что вышеуказанное решение Чемальского районного суда от 25.11.2017 г., которым установлено, что спорный земельный участок расположен в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение по настоящему делу. Установив факт размещения источника водоснабжения - скважины № Г19/07 в пределах зоны зонирования земельного участка, с кадастровым номером 04:056070102:854, данный источник водоснабжения является действующим, сохранение проектируемого здания магазина и проектируемой выгребной ямы на территории земельного участка, с кадастровым номером 04:05:070102:854, расположенного в границе первого пояса ЗСО скважины №Г19/07, будет являться нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии Российской Федерации, а также СанПиН 2.1.4.1110-02, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в иске.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Вместе с тем, ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктами 3, 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Из материалов дела следует, что расстояние от спорного объекта незавершенного строительства до скважины № 1 составляет 38,20 м, а до скважины № 2 - 45,17 м, то есть расстояние от водозабора составляет менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Указанные обстоятельства подателем жалобы не опровергнуты.
Таким образом, исходя из того, что ответчик не освободил данный земельный участок в добровольном порядке, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об удовлетворении исковых требований, поскольку объект незавершенного строительства находится в границах первого пояса санитарной охраны скважины, кроме того, правовых оснований для использования земельного участка у ответчика не имеется.
Вопреки доводам жалобы использование земельного участка, расположенного в границах первого пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в целях строительства здания магазина влечет за собой загрязнение источника питьевого водоснабжения и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку право истца как собственника принадлежащего ему земельного участка защищается в рассматриваемом случае путем предъявления требований, носящих негаторный характер, на которые в соответствии со статьями 208, 304 ГК РФ срок исковой давности не распространяется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия также не усматривает.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Абуловой Марии Игнатьевны – Ардиматовой Марии Витальевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи О.А. Шнайдер
С.А. Шинжина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01 октября 2021 года.