Дело № 12-16/2022
РЕШЕНИЕ
21 октября 2022 года п. Вожега
Судья Вожегодского районного суда Вологодской области Хватова Ю.Б.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
с участием: представителя администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области по доверенности Романовой А.Н., представителя заместителя начальника Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества Клевцовой Н.А. по доверенности Серковой А.А.,
рассмотрев жалобу администрации Вожегодского муниципального района на постановление о назначении административного наказания от <дата обезличена> <номер обезличен>,
установил:
постановлением заместителя начальника Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Клевцовой Н.А. от <дата обезличена> <номер обезличен> администрация Вожегодского муниципального района Вологодской области привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей по факту загрязнения администрацией Вожегодского муниципального района в период с 14 мая 2009 года по 19 мая 2022 года лесного участка в <адрес>, выявленного 19 мая 2022 года в 10 часов 30 минут в ходе патрулирования.
Администрация Вожегодского муниципального района Вологодской области обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, указав, что процедура составления протокола об административном правонарушении была нарушена. Явившейся в Вожегодский территориальный отдел – государственного лесничества на составление протокола об административном правонарушении первому заместителю руководителя администрации района Г. начальником Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества С. и ведущим специалистом Серковой А.А. был вручен подписанный ведущим специалистом Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества П, протокол <номер обезличен> от <дата обезличена>, однако сама составитель протокола отсутствовала, права не разъясняла. В последующем протокол об административном правонарушении от <дата обезличена> начальником Вожегодского территориальный отдела – государственного лесничества С. был возвращен составителю протокола для устранения выявленных недостатков. На устранение недостатков протокола представитель администрации не явился в связи со служебной занятостью, однако до настоящего времени администрация района не получила документа, которым бы были внесены изменения в протокол об административном правонарушении <номер обезличен> от <дата обезличена>. Полагает, что протокол об административном правонарушении <номер обезличен> от <дата обезличена> является недопустимым доказательством.
Вывод о том, что администрация на самовольно занятом лесном участке в <адрес> организовала загрязнение лесов отходами производства и потребления основан, кроме протокола об административном правонарушении, на акте выбора земельного участка для предварительного согласования свалки твердых бытовых отходов от <дата обезличена>, экспертного заключения от <дата обезличена> <номер обезличен>, постановления Главы администрации района от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предварительном согласовании земельного участка». Однако, согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, то есть в данном случае до <дата обезличена>. В связи с отсутствием у администрации района денежных средств на разработку проекта, необходимого для перевода земель из одной категории в другую, администрацией района не были направлены соответствующие документы в Правительство области о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию. Соответственно, решение о предоставлении данного земельного участка кому-либо в пользование не принималось. Доказательств того, что именно администрация разместила на лесном участке отходы, не имеется.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель администрации Вожегодского муниципального района по доверенности Романова А.Н. вину и факт совершения администрацией правонарушения не признала, доводы жалобы поддержала.
В судебном заседании представитель заместителя начальника Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества Клевцовой Н.А. по доверенности Серкова А.А. пояснила, что проект протокола об административном правонарушении был подготовлен П. Представитель администрации района Г. явившаяся в лесничество для составления протокола об административном правонарушении, была приглашена в кабинет к руководителю лесничества С. который истребовал материалы дела и подготовленный и подписанный П. протокол об административном правонарушении и вручил его Г. При этом П. при вручении протокола Г. не присутствовала. В последующем при вызове для устранения недостатков протокола в извещении администрации района были разъяснены права и обязанности, что было учтено при вынесении постановления о назначении наказания. Изменения в протокол об административном правонарушении не вносились, он не отменялся.
Изучив материалы дел, доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что в ходе патрулирования лесов специалистом Вожегодского территориального отдела – государственное лесничество <дата обезличена> в 10 часов 30 минут в <адрес> выявлено загрязнение лесов отходами производства и потребления на площади 1,4 га.
По запросу Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества администрацией Вожегодского района представлены документы: акт выбора земельного участка для предварительного согласования свалки твердых бытовых отходов от <дата обезличена>, экспертное заключение от <дата обезличена> <номер обезличен> филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в г.Соколе» о размещении объекта, постановление Главы администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предварительном согласовании земельного участка», согласно которому предварительно согласовано место размещения свалки твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> категория земель: земли лесного фонда, утвержден акт выбора земельного участка от <дата обезличена>, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Вожегодского муниципального района поручено подготовить документы в Правительство Вологодской области о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ и привлечением администрации к административной ответственности по указанной статье.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, согласно которой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом в силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что <дата обезличена> в администрацию Вожегодского муниципального района Вожегодским территориальным отделом – государственного лесничества было направлено извещение, в котором представителю администрации района было предложено явиться <дата обезличена> к 10.00 часам для составления в отношении администрации Вожегодского муниципального района протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Из протокола <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена>, составленного ведущим специалистом Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества П. следует, что протокол составлен в присутствии первого заместителя руководителя администрации Вожегодского муниципального района Г. с неё взяты объяснения, и которая в протоколе указала на то, что составитель протокола при его составлении не присутствовала, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, ей не разъяснялись.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, в отношении администрации Вожегодского муниципального района начальник Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества С. вернул ведущему специалисту Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества П. протокол <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена> для устранения недостатков, а именно разъяснения прав и обязанностей лицу, привлекаемому к ответственности.
Для устранения недостатков протокола администрации Вожегодского муниципального района было направлено извещение о необходимости явки представителя администрации <дата обезличена> к 10.00 часам, в котором также были указаны права и обязанности участников производства по делу об административном правонарушении.
На устранение недостатков протокола об административном правонарушении представитель администрации района не явился в связи со служебной занятостью.
При рассмотрении жалобы установлено, что действительно протокол <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена> был составлен и подписан ведущим специалистом Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества П. в отсутствие Г. Должностным лицом, составившим протокол, личность Г. не устанавливалась, права и обязанности не разъяснялись.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по делу порядок привлечения администрации Вожегодского муниципального района к административной ответственности был нарушен и не устранен при возвращении протокола и приложенных к нему материалов должностному лицу, составившему протокол (протокол об административном правонарушении в установленном законом порядке не составлялся).
Таким образом, протокол <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена> не может быть признан допустимым доказательством, поскольку нарушена процедура его составления.
Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Возможность возвращения протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Клевцовой Н.А. от <дата обезличена> <номер обезличен> о привлечении администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Вожегодского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Клевцовой Н.А. от <дата обезличена> <номер обезличен> о привлечении администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья: - Ю.Б. Хватова