Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова В. Н. к Комитету
по строительству Администрации <адрес> о признании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным, возложении обязанности выдать разрешение
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Максимов В.Н. просит признать отказ Комитета по строительству Администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным и возложить на ответчика обязанность выдать такое разрешение.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Комитет по строительству Администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, в выдаче которого истцу было отказано по мотивам расположения земельного участка в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Истец полагает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка, приобретенного им именно для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании административный истец Максимов В.Н. исковое заявление поддержал, против удовлетворения которого возражали представитель Комитета по строительству <адрес> Сукнёва Т.А., представитель Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> Юмов Ж.Б.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам,
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Максимов В.Н. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: Россия, <адрес>, установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В ДД.ММ.ГГГГ. Максимов В.Н. обратился в Комитет по строительству Администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома по вышеуказанному адресу.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. заявителю отказано в выдаче такого разрешения ввиду расположения земельного участка в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4), в которой в соответствии градостроительным регламентом строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Полагая данный отказ незаконным, Максимов В.Н. обратился в суд. Однако, оснований для признания оспариваемого решения незаконным суд не усматривает по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешениена строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренногочастью 1.1настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии счастями 4-6настоящей статьи орган местного самоуправления с необходимыми документами.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).
Частью 13 ст. 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к одним из которых относится несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
При этом в силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зонывидомразрешенного использования.
В соответствии с утвержденным градостроительным планом, земельный участок истца расположен в территориальной зоне «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4).
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ., действующих в редакции на момент утверждения градостроительного плана земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ.), к основному виду разрешенного строительства зоны Ж-4 относится строительство многоэтажной жилой застройки (высотная застройка); среднеэтажной жилой застройки; объектов гаражного назначения; социального обслуживания; бытового обслуживания; амбулаторно-поликлинического обслуживания; стационарного медицинского обслуживания; дошкольного, начального и среднего общего образования; среднего и высшего профессионального образования; культурного развития; общественного управления; спорта; магазинов; банковской и страховой деятельности; общественного питания; гостиничного обслуживания; обслуживания автотранспорта; земельные участки (территории) общего пользования; обеспечения внутреннего правопорядка; объектов инженерной инфраструктуры; связи; амбулаторного ветеринарного обслуживания; делового управления; рынков. К вспомогательным видам разрешенного использования относится строительство коммунального обслуживания. К условному виду разрешенного использования относится религиозное использование земельных участков; обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии имирешенийи реализации таких решений.
Поскольку в соответствии с Правилами застройки <адрес> индивидуального строительство на земельном участке истца, расположенного в зоне Ж-4, не предусмотрено, Комитет правомерно отказал в выдаче разрешение на строительство дома.
При этом вопреки доводам Максимова В.Н., его права как собственника земельного участка оспариваемым решением не нарушены.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как следует из содержания ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Статья 40 ЗК РФ регламентирует, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, право частной собственности на земельные участки не является абсолютным.
Ссылки истца о том, что ранее земельный участок имел вид разрешенного использования – для размещения существующего жилого дома, подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 51 ГрК РФ при выдаче разрешения на строительство подлежит принятию во внимание требования к строительству, действующие на дату выдачи градостроительного плана земельного участка. Поскольку градостроительный план земельного участка истца утвержден ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, подлежат принятию во внимание Правила застройки <адрес>, действующие на указанную дату, в соответствии с которыми зона застройки земельного участка истца определена как Ж-4.
К тому же в силу требований ч. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
При этом судом принято во внимание, что истец не лишен возможности изменить вид разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение принято Комитетом по строительству Администрации <адрес> в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям законодательства и прав истца не нарушает, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Максимова В. Н. к Комитету по строительству Администрации <адрес> о признании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным, возложении обязанности выдать разрешение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова