Решение по делу № 2-902/2016 от 01.07.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» октября 2016 года         с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Богдановой Е.Н.,

с участием адвоката Журавлевича С.М.,

при секретаре Ибрагимовой А.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о взыскании единовременного пособия за вред причиненный здоровью,

Установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания, указав, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации с 30 мая 2004 года. В период прохождения военной службы его состояние здоровья резко ухудшилось. 07 февраля 2014 года он был госпитализирован в ГКБ №3 им.Кирова г.Астрахани, где в ходе лечения переведен в ФГКУ «».

26 июня 2014 года госпитальной военно-врачебной комиссией филиала №8 ФГКУ «» МО РФ по направлению командира войсковой части от 04 июня 2016 года он был освидетельствован с постановкой диагноза:<данные изъяты>

Согласно заключению ВВК на основании статьи 24-а, 43-в графы III истцу установлена категория годности к военной службе «Д»-не годен к военной службе. Заболевание получено в период военной службы.

09 сентября 2014 года он обратился в ЗАО «МАКС» за выплатой страховой суммы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», представив все необходимые документы. 25 сентября 2014 года в выплате страховой суммы ему было отказано.

29 сентября 2014 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами он был уволен с военной службы согласно подп. «в» пункта 1 статьи 51 (по состоянию здоровья).

Приказом командира войсковой части от 05 ноября 2014 года истец был исключен из списков личного состава войсковой части с 31 октября 2014 года.

Считает отказ в выплате единовременного пособия необоснованным, в связи с чем просил взыскать с ЗАО «МАКС» и Министерства обороны РФ единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания.

ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Журавлевич С.М. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ЗАО «МАКС» Дорохин К.А. просил в удовлетворении иска отказать, заявив, что страховая компания является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика САО «СОГАЗ» Гвиниашвили Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, представил возражения относительно заявленных требований.

Представитель войсковой части в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, возражений не представлено.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2 проходил военную службу по контракту в войсковой части с 11 ноября 2009 года. Срок окончания контракта 10 ноября 2014 года.

26 июня 2014 года госпитальной военно-врачебной комиссией филиала ФГКУ «» МО РФ по направлению командира войсковой части от 04 июня 2014 года ФИО2 был освидетельствовал для определения категории годности к военной службе в связи с заболеванием и заключением нового контракта.

Из утвержденного 13 августа 2014 года заключения Военно-Врачебной комиссии года усматривается о постановке истцу следующего диагноза:

А) <данные изъяты> Заболевание получено в период военной службы.

Б) На основании статьи 24-а,43-в графы III расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года №565) Д-не годен к военной службе.

В связи с данным Заключением ВВК инвалидность истцу установлена не была.

Приказом от 29 сентября 2014 года ФИО2 уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подп. «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

Из приказа от 05 ноября 2014 года следует, что ФИО2 31 октября 2014 года исключен из списков личного состава воинской части

Обращаясь в суд с указанным иском о взыскании 60 окладов денежного содержания, истец ссылается на положения пункта 3 статьи 18 ФЗ- от 27 мая 1998 года №76 –ФЗ «О статусе военнослужащих», которая посвящена вопросам страховых гарантий военнослужащим, возмещению вреда.

По указанным вопросам имеется специальный закон-ФЗ от 28 марта 1998 года №52-ФЗ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», который определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Согласно статье 4 вышеуказанного Федерального закона- страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Федерального закона страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;

инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;

инвалиду III группы - 500 000 рублей;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей;

в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 рублей.

С учетом изложенного, поскольку страховой случай- установление заболевания, наступил 13 августа 2014 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения того подзаконного акта, который действовал на момент возникновения правоотношений, связанных со страховым возмещением.

С 01 января 2012 года размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы в связи с признанием не годным к военной службе вследствие военной травмы в связи с введением в действие Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлен в твердой денежной сумме - 2000000 рублей.

Положения же пункта 3 статьи 18 Закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие такие выплаты в кратном размере, утратили силу.

В связи с принятием нового правового регулирования в части материально-финансового обеспечения военнослужащих и установления новых окладов законодатель одновременно внес изменения и в иные законодательные акты, так или иначе касающиеся социальных гарантий военнослужащих.

Таким образом, законодателем, начиная с 01 января 2012 года, установлено новое правовое регулирование спорных отношений, предусматривающее вместо кратных окладов денежного содержания фиксированные величины.

В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (действующего до 1 января 2012 года) при досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, - 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Данное пособие, представляющее собой дополнительную социальную гарантию, выплачивается военнослужащим при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии).

По смыслу указанной правовой нормы военнослужащие приобретают право на получение единовременного пособия только в случае признания их негодными к военной службе, когда приведшее к негодности увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание наступили при исполнении ими обязанностей военной службы.

Таким образом, законодателем установлены необходимые условия для производства названной выплаты: причинная связь между увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью к военной службе; наступление данной категории годности при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы.

Исчерпывающий перечень случаев, при которых военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, предусмотрен п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".

При применении положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в нормативном единстве с п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" правом на получение единовременного пособия обладают военнослужащие в случае признания их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания и установления, что негодность наступила при исполнении ими обязанностей военной службы.

В силу пункта 10 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999 года N 55 право на получение единовременного пособия, установленного пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приобретают военнослужащие при определении причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы в формулировках "Военная травма" или "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Указанная причинная связь и категория годности военнослужащих к военной службе определяются военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Указанная Инструкция является нормативным правовым актом, регулирующим основания и порядок выплаты военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации единовременного пособия, выплачиваемого в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", и издана в соответствии с полномочиями, предоставленными Министру обороны действовавшими на момент его издания пунктом 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года N 1357, частью второй статьи первой Указа Президента Российской Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1176.

Согласно пункту 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" от 25 февраля 2003 года N 123, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма"; "заболевание получено в период военной службы"; "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"; "общее заболевание".

При этом формулировка "заболевание получено в период военной службы" выносится, в том числе, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.

Определение причинной связи в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии.

Как следует из заключения военно-врачебной комиссии от 13 августа 2014 года, заболевание, в связи с которым ФИО2 признан негодным к военной службе, получено им в период, а не при исполнении обязанностей, военной службы.

Таким образом, из материалов дела - свидетельства о болезни, заключения ВВК, судом установлено, что причинная связь между заболеванием ФИО2 и исполнением им обязанностей военной службы отсутствует.

Однако, военнослужащие имели право на единовременное пособие, если была установлена причинная связь заболевания, связанная с исполнением обязанностей военной службы. Именно такая формулировка должна была быть указана в приказе об увольнении и заключении ВВК.

Материалы дела не содержат доказательств, соответствующих требованиям об их относимости и допустимости, подтверждающих, что полученное истцом заболевание в период военной службы, наступило при исполнении ФИО2 обязанностей военной службы.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что законных оснований для возникновения права у истца на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 Федерального закона N 76 ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", в настоящее время не имеется, а потому в удовлетворении иска необходимо отказать.

Изложенные истцом в обоснование заявленных требований обстоятельства, о взыскании единовременного пособия, и доводы представителя истца о том, что действие указанного положения пункта 3 статьи 18 Закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяется на возникшие между сторонами спора правоотношения, заявлены в силу неправильного толкования норм материального права.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.

В пункте 2 резолютивной части Постановления указано, что федеральному законодателю надлежит не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.

Такие изменения были внесены Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, пунктом 13 статьи 3 которого определены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о взыскании единовременного пособия за вред причиненный здоровью, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Приволжский районный суд Астраханской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 28 октября 2016 года.

СУДЬЯ                             Е.Н. Богданова

2-902/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шапатов Ш.А.
Ответчики
ЗАО "Московская акционерная страховая компания"
ОАО "СОГАЗ"
Министерство Обороны РФ
Другие
Войсковая часть 28004
Суд
Приволжский районный суд Астраханской области
Дело на сайте суда
privolzhsky.ast.sudrf.ru
01.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2016Передача материалов судье
04.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2016Подготовка дела (собеседование)
19.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2016Судебное заседание
15.09.2016Подготовка дела (собеседование)
03.10.2016Подготовка дела (собеседование)
03.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2016Судебное заседание
25.10.2016Судебное заседание
25.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее