РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» октября 2016 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Богдановой Е.Н.,
с участием адвоката Журавлевича С.М.,
при секретаре Ибрагимовой А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о взыскании единовременного пособия за вред причиненный здоровью,
Установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания, указав, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации с 30 мая 2004 года. В период прохождения военной службы его состояние здоровья резко ухудшилось. 07 февраля 2014 года он был госпитализирован в ГКБ №3 им.Кирова г.Астрахани, где в ходе лечения переведен в ФГКУ «№».
26 июня 2014 года госпитальной военно-врачебной комиссией филиала №8 ФГКУ «№» МО РФ по направлению командира войсковой части № от 04 июня 2016 года № он был освидетельствован с постановкой диагноза:<данные изъяты>
Согласно заключению ВВК на основании статьи 24-а, 43-в графы III истцу установлена категория годности к военной службе «Д»-не годен к военной службе. Заболевание получено в период военной службы.
09 сентября 2014 года он обратился в ЗАО «МАКС» за выплатой страховой суммы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», представив все необходимые документы. 25 сентября 2014 года в выплате страховой суммы ему было отказано.
29 сентября 2014 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами № он был уволен с военной службы согласно подп. «в» пункта 1 статьи 51 (по состоянию здоровья).
Приказом командира войсковой части № от 05 ноября 2014 года истец был исключен из списков личного состава войсковой части с 31 октября 2014 года.
Считает отказ в выплате единовременного пособия необоснованным, в связи с чем просил взыскать с ЗАО «МАКС» и Министерства обороны РФ единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания.
ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Журавлевич С.М. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ЗАО «МАКС» Дорохин К.А. просил в удовлетворении иска отказать, заявив, что страховая компания является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика САО «СОГАЗ» Гвиниашвили Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, представил возражения относительно заявленных требований.
Представитель войсковой части № в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, возражений не представлено.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2 проходил военную службу по контракту в войсковой части № с 11 ноября 2009 года. Срок окончания контракта 10 ноября 2014 года.
26 июня 2014 года госпитальной военно-врачебной комиссией филиала № ФГКУ «№» МО РФ по направлению командира войсковой части № от 04 июня 2014 года № ФИО2 был освидетельствовал для определения категории годности к военной службе в связи с заболеванием и заключением нового контракта.
Из утвержденного 13 августа 2014 года заключения Военно-Врачебной комиссии года усматривается о постановке истцу следующего диагноза:
А) <данные изъяты> Заболевание получено в период военной службы.
Б) На основании статьи 24-а,43-в графы III расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года №565) Д-не годен к военной службе.
В связи с данным Заключением ВВК инвалидность истцу установлена не была.
Приказом № от 29 сентября 2014 года ФИО2 уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подп. «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона).
Из приказа № от 05 ноября 2014 года следует, что ФИО2 31 октября 2014 года исключен из списков личного состава воинской части №
Обращаясь в суд с указанным иском о взыскании 60 окладов денежного содержания, истец ссылается на положения пункта 3 статьи 18 ФЗ- от 27 мая 1998 года №76 –ФЗ «О статусе военнослужащих», которая посвящена вопросам страховых гарантий военнослужащим, возмещению вреда.
По указанным вопросам имеется специальный закон-ФЗ от 28 марта 1998 года №52-ФЗ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», который определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Согласно статье 4 вышеуказанного Федерального закона- страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);
увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Федерального закона страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;
в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;
инвалиду III группы - 500 000 рублей;
в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей;
в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 рублей.
С учетом изложенного, поскольку страховой случай- установление заболевания, наступил 13 августа 2014 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения того подзаконного акта, который действовал на момент возникновения правоотношений, связанных со страховым возмещением.
С 01 января 2012 года размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы в связи с признанием не годным к военной службе вследствие военной травмы в связи с введением в действие Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлен в твердой денежной сумме - 2000000 рублей.
Положения же пункта 3 статьи 18 Закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие такие выплаты в кратном размере, утратили силу.
В связи с принятием нового правового регулирования в части материально-финансового обеспечения военнослужащих и установления новых окладов законодатель одновременно внес изменения и в иные законодательные акты, так или иначе касающиеся социальных гарантий военнослужащих.
Таким образом, законодателем, начиная с 01 января 2012 года, установлено новое правовое регулирование спорных отношений, предусматривающее вместо кратных окладов денежного содержания фиксированные величины.
В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (действующего до 1 января 2012 года) при досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, - 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Данное пособие, представляющее собой дополнительную социальную гарантию, выплачивается военнослужащим при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии).
По смыслу указанной правовой нормы военнослужащие приобретают право на получение единовременного пособия только в случае признания их негодными к военной службе, когда приведшее к негодности увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание наступили при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, законодателем установлены необходимые условия для производства названной выплаты: причинная связь между увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью к военной службе; наступление данной категории годности при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, предусмотрен п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
При применении положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в нормативном единстве с п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" правом на получение единовременного пособия обладают военнослужащие в случае признания их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания и установления, что негодность наступила при исполнении ими обязанностей военной службы.
В силу пункта 10 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999 года N 55 право на получение единовременного пособия, установленного пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приобретают военнослужащие при определении причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы в формулировках "Военная травма" или "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Указанная причинная связь и категория годности военнослужащих к военной службе определяются военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Указанная Инструкция является нормативным правовым актом, регулирующим основания и порядок выплаты военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации единовременного пособия, выплачиваемого в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", и издана в соответствии с полномочиями, предоставленными Министру обороны действовавшими на момент его издания пунктом 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года N 1357, частью второй статьи первой Указа Президента Российской Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1176.
Согласно пункту 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" от 25 февраля 2003 года N 123, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма"; "заболевание получено в период военной службы"; "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"; "общее заболевание".
При этом формулировка "заболевание получено в период военной службы" выносится, в том числе, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.
Определение причинной связи в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии.
Как следует из заключения военно-врачебной комиссии № от 13 августа 2014 года, заболевание, в связи с которым ФИО2 признан негодным к военной службе, получено им в период, а не при исполнении обязанностей, военной службы.
Таким образом, из материалов дела - свидетельства о болезни, заключения ВВК, судом установлено, что причинная связь между заболеванием ФИО2 и исполнением им обязанностей военной службы отсутствует.
Однако, военнослужащие имели право на единовременное пособие, если была установлена причинная связь заболевания, связанная с исполнением обязанностей военной службы. Именно такая формулировка должна была быть указана в приказе об увольнении и заключении ВВК.
Материалы дела не содержат доказательств, соответствующих требованиям об их относимости и допустимости, подтверждающих, что полученное истцом заболевание в период военной службы, наступило при исполнении ФИО2 обязанностей военной службы.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что законных оснований для возникновения права у истца на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 Федерального закона N 76 ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", в настоящее время не имеется, а потому в удовлетворении иска необходимо отказать.
Изложенные истцом в обоснование заявленных требований обстоятельства, о взыскании единовременного пособия, и доводы представителя истца о том, что действие указанного положения пункта 3 статьи 18 Закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяется на возникшие между сторонами спора правоотношения, заявлены в силу неправильного толкования норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
В пункте 2 резолютивной части Постановления указано, что федеральному законодателю надлежит не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Такие изменения были внесены Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, пунктом 13 статьи 3 которого определены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Закрытому акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о взыскании единовременного пособия за вред причиненный здоровью, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Приволжский районный суд Астраханской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 октября 2016 года.
СУДЬЯ Е.Н. Богданова