Дело № 2а-6590/2019 (10RS0011-01-2019-007832-68)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковальчук Татьяны Валерьевны об оспаривании уведомления от 05.07.2019 №10/001/007/2019-379, 380, 381, 382 о приостановлении государственной регистрации права собственности,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 05.06.2019 между истицей и Румянцевым А.А. заключен договор цессии, по условиям которого истец уступил румянцеву А.А. право требования к ООО «СМАРТ-1» по договорам займа №1 от 10.04.2017, №2 от 06.08.2017, №3 от 16.04.2018 в части основного долга в размере 850000 рублей, а Румянцев А.А. обязался оплатить уступленное право требования путем передаче административному истцу в собственность четырех земельных участков: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1334 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1330 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1331 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1317 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства. 10.06.2019 сторонами договора цессии подписан акт приема-передачи. 25.06.2019 стороны через Управление Росреестра по РК в порядке экстерриториальности подали заявление о государственной регистрации перехода права собственности на указанные земельные участки с приложением необходимого пакета документов. Уведомлением №10/001/007/2019-379, 380, 381, 382 от 05.07.2019 административный ответчик сообщил о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих возникновение права собственности в отношении объектов, заявленных к регистрации. Административный истец просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации №10/001/007/2019-379, 380, 381, 382 от 05.07.2019, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности к административному истцу на вышеуказанные земельные участки.
Административный истец и его представитель – адвокат Бушмакин Д.В. требования поддержали по изложенным в административном иске обстоятельствам.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что 05.06.2019 между истицей и Румянцевым А.А. заключен договор цессии, по условиям которого истец уступил Румянцеву А.А. право требования к ООО «СМАРТ-1» по договорам займа №1 от 10.04.2017, №2 от 06.08.2017, №3 от 16.04.2018 в части основного долга в размере 850000 рублей, а Румянцев А.А. обязался оплатить уступленное право требования путем передаче административному истцу в собственность четырех земельных участков: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1334 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства; земельный участок с кадастровым номером № №, площадью 1330 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1331 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1317 +/- 3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Шаховский, с/пос. Степаньковское, юго-западная часть кадастрового квартала 50:06:0050605, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства.
10.06.2019 сторонами договора цессии подписан акт приема-передачи.
25.06.2019 стороны через Управление Росреестра по РК в порядке экстерриториальности подали заявление о государственной регистрации перехода права собственности на указанные земельные участки с приложением пакета документов: доверенности от 30.01.2017, договора цессии от 05.06.2019, акт приема-передачи от 10.06.2019, уведомления об уступке права требования от 05.06.2019.
Оспариваемым Уведомлением №10/001/007/2019-379, 380, 381, 382 от 05.07.2019 административный ответчик сообщил о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих возникновение права собственности в отношении объектов, заявленных к регистрации –Договоров займа от 10.04.2017 №1, от 06.08.2017 №2, от 16.04.2018 №3, заключенных между Цессионарием и ООО «Смарт-1».
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. При этом, в соответствии с положениям ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации права относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 - 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 128 ФЗ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что предметом договора цессии является уступка права требования по договорам займа, которые на государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки сторонами договора представлены не были, что повлекло приостановление государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проведение такой экспертизы при осуществлении государственной регистрации права собственности на земельные участки на основании представленного договора цессии, по мнению суда, невозможно без предоставления сторонами сделки договоров займа, составляющих ее предмет.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные положения законодательства, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом уведомление Управления принято компетентным органом, в пределах его полномочий и соответствует законодательству, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска Ковальчук Татьяны Валерьевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2019 года.