Судья Гармаш Ю.С. дело № 33-11925/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Михайлова Г.В.
судей Калинченко А.Б., Юрченко Т.В.
при секретаре Фадеевой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-514/ 2021 по иску Соловьева Александра Владиславовича к ГУП РО «УРСВ» о признании действий по начислению платы за не оказываемую услугу незаконными, обязании произвести перерасчет, по апелляционной жалобе ГУП РО «УРСВ» на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 1 марта 2021 года. Заслушав доклад судьи Калинченко А.Б., судебная коллегия
установила:
Соловьев А.В. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ответчиком за период с 01.01.2019 по настоящее время начисляется плата за услуги водоснабжения на ОДН (общедомовые нужды). Ответчик фактически такую услугу не оказывает, поскольку в доме отсутствуют технические возможности (водоразборные устройства), позволяющие это сделать, что нарушает его права.
Уточнив требования, истец просил суд признать действия ответчика по начислению платы за не оказываемую услугу водоснабжения на общедомовые нужды незаконными, обязать ответчика произвести перерасчёт платы за не оказанную услугу водоснабжения на ОДН в соответствии с законодательством за период со 02.02.2020 по 01.03.2021.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 01 марта 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия ГУП РО «УРСВ» по начислению платы за коммунальную услугу за предоставление водоснабжения на общедомовые нужды за период со 02.02.2020 по 01.03.2021, в жилом помещении, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Обязал ГУП РО «УРСВ» произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по предоставлению водоснабжения на общедомовые нужды за период со 02.02.2020 по 01.03.2021, в жилом помещении, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Взыскал с ГУП РО «УРСВ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 руб.
В апелляционной жалобе представитель ГУП РО «УРСВ» просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь ч. 1 ст. 39, 153, 154, 156 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», указывает, что при предоставлении услуги водоснабжения в многоквартирном доме не исключаются технологические потери коммунального ресурса, соответственно потребителями в составе платы за содержание общего имущества должны оплачиваться и расходы на приобретение холодной воды, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Кроме того, независимо от наличия либо отсутствия конструктивных особенностей многоквартирного дома предусматривающих возможность такого потребления, отведения потребитель обязан вносить плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в ресурсоснабжающую организацию.
Отсутствие в многоквартирном доме водоразборных кранов холодной и горячей воды и общедомовых приборов учета горячей и холодной воды не является основанием для освобождения от уплаты расходов на общедомовые нужды, поскольку в состав по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входит промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ, очистка и промывка водонапорных баков, промывка систем водоснабжения для удаления отложений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУП РО «УРСВ» на основании доверенности Древалеву А.Г., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из дела следует, что Соловьеву А.В. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на основании договора купли-продажи квартиры от 03.12.2014.
ГУП РО «УРСВ» осуществляет услугу по водоснабжению в г.Новошахтинске, в том числе и в указанном многоквартирном доме.
Ответчиком начислена истцу плата за услуги водоснабжения на общедомовые нужды с 01.01.2019 по настоящее время, что сторонами не оспаривалось.
Истец с начислениями не согласен, считает их незаконными по тем основаниям, что в многоквартирном доме отсутствуют технические устройства, позволяющие потреблять услуги холодного водоснабжения для общедомовых нужд.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст.156, 157 ЖК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, принимая во внимание установленные решением Новошахтинского районного суда от 17.06.2020 по делу № 2-613/2020 обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что начисление платы за коммунальную услугу водоснабжения на общедомовые нужды в отсутствие ее фактического предоставления исполнителем услуги и потребления ее собственником жилого помещения, при отсутствии доказательств наличия технологических потерь данного ресурса, является необоснованным, возложив на ГУП РО «УРСВ» обязанность произвести перерасчёт оплаты истцу за услуги водоснабжения по общедомовые нужды по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН за период с 02.02.2020. по 01.03.2021.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, не может с ними согласиться ввиду следующего.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем) 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг были утверждены Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также изменения, которые вносятся в постановления Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Абз. 1 п. 40 названных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 Министерству регионального развития РФ предписывалось представить в Правительство РФ проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов, а также порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (абз. 4 пп. "б" п. 4).
Соответствующие изменения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым указанные Правила изложены в новой редакции, действующей с 01 июля 2012 года.
С учетом указанных изменений в п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг включено понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды", под которым понимается норматив, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в соответствии с п. п. 2, 29 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают и нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, под которыми в свою очередь понимаются технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома.
Внесение Правительством РФ изменений в ранее действовавшие Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг имело своей целью исключить из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, и объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов.
В этой связи, сам по себе факт отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств, позволяющих предоставлять услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды, не свидетельствует об одновременном отсутствии нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов в этом же многоквартирном доме.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не предусматривают, каким образом должны устанавливаться нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в том случае, если в системе водоснабжения дома не предусмотрены краны для потребления воды на общедомовые нужды. А потому оснований для освобождения собственника жилого помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальных услуг по снабжению водой мест общего пользования не имеется.
При таком положении доводы истца о том, что плата за потребление коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, подлежит исключению, не основаны на законе в связи с чем, подлежали отклонению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание, что у собственника жилого помещения имеется обязанность по оплате коммунальных услуг как используемых для личных нужд в жилом помещении, так и коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества собственников многоквартирного дома. Законодателем к общедомовым нуждам отнесены не только расходы, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома, но и расходы, связанные с содержанием инженерных сетей, технологические потери коммунальных ресурсов.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный жилой АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает Соловьев А.В., оборудован внутридомовыми инженерными сетями, оснащен водопроводом от городской сети, имеет централизованное водоснабжение и канализацию, что не исключает наличие технической возможности предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды, наличие технологических потерь, существование расходов, связанных с содержанием инженерных сетей.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку судом первой инстанции вышеприведенные обстоятельства и нормы права во внимание приняты не были, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное по делу решение о признании незаконными действий ГУП РО «УРСВ» по начислению Соловьеву А.В. платы за коммунальную услугу за предоставление водоснабжения на общедомовые нужды и возложения ГУП РО «УРСВ» обязанности произвести перерасчет начисления платы за коммунальную услугу по предоставлению водоснабжения на общедомовые нужды за период со 02.02.2020 по 01.03.2021, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 1 марта 2021 года отменить. Постановить новое решение.
В удовлетворении иска Соловьева Александра Владиславовича к ГУП РО «УРСВ» о признании действий по начислению платы за не оказываемую услугу незаконными, обязании произвести перерасчет отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 16.07.2021