№ 5-1500/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Буйнакск 26 августа 2021 года
Судья Буйнакского районного суда Республики Дагестан Мамаев Р.И. изучив в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Шахбанов М.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес>,
установил:
из ОМВД России по Буйнакскому району поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Шахбанов М.Л..
Указанные материалы дела не могут быть приняты судом к рассмотрению и подлежат возвращению по следующим основаниям.
Согласно протоколу об административном правонарушении № №, составленным ИДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут на территории <адрес> Шахбанов М.Л. находился в общественном транспорте без средств индивидуальной защиты (без медицинской маски), чем нарушил п. 1 Указа Главы РД № 96 от 23.10.2020 г. При этом, в протоколе имеются неоговоренные исправления, в частности при указании части ст. 20.6.1 КоАП РФ и никаких оговорок относительно указанных изменений протокол в себе не содержит.
Между тем, доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
В силу ч. 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты при внесении изменений в протокол Шахбанову М.Л. не обеспечена.
Толкование положений ч. ч. 2, 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Между тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шахбанова М.Л. были внесены в присутствии данного лица.
Следовательно, протокол об административном правонарушении по настоящему делу является недопустимым доказательством и не может быть использован судом при установлении вины Шахбанова М.Л. в совершении указанного административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежит возврату, составившему его должностному лицу, для устранения недостатков. Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации приведенной в постановлении от 22 сентября 2017 года № 8-АД17-36.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
определил:
возвратить протокол об административном правонарушении с приложенными к нему материалами об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Шахбанов М.Л. в ОМВД России по Буйнакскому району для надлежащего оформления и устранения недостатков, указанных в мотивировочной части настоящего определения.
Судья Р.И. Мамаев