57RS0022-01-2019-001955-33 Дело № 2-1951/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2019 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при секретаре судебного заседания Егоровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигулиной Надежды Аркадьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Жигулина Н.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее – ООО «УК «Зеленая Роща») о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указала, что 24.04.2019 получила от ООО «УК «Зеленая Роща» проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
06.05.2019 истец направила региональному оператору проект договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в данный проект. Между тем, региональный оператор до настоящего времени разногласия не урегулировал и не направил проект договора с учетом урегулированных разногласий.
В связи с изложенным истец просила суд обязать ООО «УК «Зеленая Роща» заключить с ней договор на оказание услуг по обращению с ТКО, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец Жигулина Н.А. исковые требования о возложении на ответчика обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО поддержала, просила пункт 2.2 договора оставить в редакции типового договора, предложенной ответчиком, дополнив его абзацем: «Потребитель может произвести оплату авансом, при этом региональный оператор обязан принять оплаты и выслать справку о зачислении денег с указанием, за какие месяцы произведена оплата». Пункт 4.2 договора просила изложить в следующий редакции: «Региональный оператор обязан». Пункт 4.2.6 договора просила изложить в следующей редакции: «Региональный оператор уведомляет потребителя письменно о наличии задолженности об уплате услуг и неустоек (штрафов, пени) письменно; не передавать данные приставам о задолженности, не уведомив письменно об этом потребителя». Пункты 6.6 и 10.1 проекта договора, предложенного региональным оператором, просила исключить. Предложенные в протоколе разногласий от 06.05.2019 изменения в проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части пунктов 4.1.1, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.8, 4.2.7, 4.2.8, 4.2.9, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.5, 6.1, 6.2, 6.5, 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, 10.3 не поддержала и просила их не рассматривать.
Представитель ответчика ООО «УК «Зеленая Роща» - Астахов А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнительных возражениях, в которых указал, что договор на оказание услуг с истцом по обращению с ТКО был заключен путем совершения конклюдентных действий. Считал, что оснований для удовлетворения требований истца и внесения предложенных ею изменений в проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО не имеется.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
На основании части 1 статьи 24.7 указанного Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2 статьи 24.7 указанного Федерального закона).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7).
Судом установлено, что Жигулина Н.А. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: (адрес обезличен).
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 3, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями и поддерживая их в судебном заседании, истец ссылалась на то обстоятельство, что 24.04.2019 получила от ООО «УК «Зеленая Роща» проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО и 06.05.2019 возвратила его региональному оператору с приложением к нему предложений о внесении изменений в данный проект, которые в установленный срок урегулированы не были.
Нарушение предусмотренного пунктом 8(14) Правил № 1156 срока направления региональным оператором проекта договора с учетом урегулированных разногласий представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Однако, приведенные обстоятельства не свидетельствуют о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами заключен не был.
ООО «УК «Зеленая роща» на основании Соглашения №?(номер обезличен) от 24.08.2018, заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Орловской области сроком на 10 лет.
Вопросы сбора и утилизации ТКО, а также порядок заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила № 1156), и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
Пунктами 148(1) и 148(2) Правил № 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В силу пункта 148(21) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
В соответствии с пп. «а» п. 148(23) и пп. «в» п. 148(25) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, нормами Правил № 354 обязанность потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по внесению платы за оказываемую услугу не обусловлена наличием письменного заключенного договора.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО был установлен приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 № (номер обезличен).
28.12.2018 региональным оператором в Областной общественно-политической газете «Орловская правда» № 145 (26691), установленной для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Орловской области, было размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст проект публичного договора.
Свою деятельность по обращению с ТКО на территории Орловской области региональный оператор начал осуществлять с 01.01.2019.
Таким образом, поскольку истица не направила в установленный срок региональному оператору заявку и необходимые документы в соответствии с Правилами обращения с ТКО, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения в печатном средстве массовой информации адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текста типового договора.
При этом требования истца о разрешении разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу норм пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случает, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу изложенного стороны договора не вправе изменять утвержденную типовую форму договора.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утвержден постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».
В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённым этим же Постановлением № 1156, проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Истец просит дополнить указанный пункт 2.2 договора абзацем: «Потребитель может произвести оплату авансом, при этом региональный оператор обязан принять оплаты и выслать справку о зачислении денег с указанием, за какие месяцы произведена оплата».
Вместе с тем, согласно пункту 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов, в связи с чем дополнительное указание в договоре на данное условие не требуется.
Изложение пункта 4.2 договора на оказание услуг по обращению с ТКО «Региональный оператор имеет право» в редакции: «Региональный оператор обязан» сформулировано в редакции отличной от императивной нормы типового договора.
Пункт 4.2.6 договора на оказание услуг по обращению с ТКО соответствует установленным подп. «г» пункта 148(23) Правил № 354 предписаниям, в связи с чем изложение данного пункта в приведенной истцом редакции противоречит императивным нормам закона.
В пункте 6.6 проекта договора, направленного в адрес истца, указано, что в случае нарушения потребителем, в том числе в связи с действиями/ бездействием третьих лиц, обязательств по настоящему договору, региональный оператор вправе составить соответствующий акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото-и (или) видеофиксации. В этом случае региональный оператор освобождается от ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, а услуга считается надлежащим образом оказанной региональным оператором и подлежит оплате потребителем.
Между тем, положения данного пункта прав истца не нарушают, поскольку условиями договора (п. п. 6.1 - 6.5) предусмотрена возможность потребителя в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору фиксации нарушений путем составления соответствующего акта.
Пунктом 10.1 договора предусмотрено условие о согласии субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» на операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, возложена обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Подп. «б» пункта 148(23) Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Таким образом, обработка персональных данных истца, как потребителя коммунальных услуг, объективно необходима указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг исполнителям для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 и статьей 7 названного Закона обработка персональных данных указанными органами и организациями может допускаться без согласия субъекта персональных данных.
Учитывая изложенное, договор на оказание услуг соответствует типовой форме, утвержденной Правилами обращения с ТКО, и требованиям гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Жигулиной Н.А. к ООО «УК «Зеленая Роща» о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что требования истца признаны неправомерными, оснований к взысканию расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Жигулиной Надежды Аркадьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 14 августа 2019 г.
Судья В.С. Агибалов