Решение по делу № 2а-1514/2020 от 09.10.2020

                                                        РЕШЕНИЕ

                                      Именем Российской Федерации

09 декабря 2020 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего                                                                 Осмольской М.О.,

при секретаре                             Гапонович К.В.,

помощник судьи                             Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца - помощника прокурора Томского района Томской области Кудряшовой Н.А., представителя административного ответчика Заплавнова Д.Г., заинтересованного лица Зубанковой Т.Г. административное дело № 2а-1514/2020 по административному исковому заявлению прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» к Администрации Октябрьского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений,

                                                        установил:

прокурор Томского района Томской области обратился в суд в защиту интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» к Администрации Октябрьского сельского поселения о признании незаконным бездействия Администрации Октябрьского сельского поселения по исполнению представления прокуратуры Томского района от 31.08.2020 № 269ж-2020; возложении на Администрацию Октябрьского сельского поселения обязанности в срок до 01.02.2021 принять меры по завершению работы межведомственной комиссии по признанию многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции путем принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района на основании обращения Зубанковой Т.Г. проведена проверка соблюдения Администрацией Октябрьского сельского поселения жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества от 05.10.2020 № 2 в многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес) расположено муниципальное жилое помещение – (адрес), площадью (...) кв.м, которая предоставлена по договору социального найма жилого помещения от 22.10.2015 № 10 в пользование Ф. В свою очередь на основании заявления Зубанковой Т.Г. от 28.08.2017 Администрацией Октябрьского сельского поселения инициирована работа межведомственной комиссии, по результатам работы которой оставлен акт обследования помещения от 05.04.2018 № RU 70514318-08/18, согласно которому заявителю в лице Зубанковой Т.Г. рекомендовано проведение независимой строительной экспертизы о техническом и физическом состоянии многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) на весь дом, после чего, комиссией будет принято решение о признании дома аварийным. К акту обследования помещения от 05.04.2018 № RU 70514318-08/18 межведомственной комиссией приложены экспертные заключения № 000000221 от 09.02.2018, № 000000222 от 09.02.2018, № 000000223 от 09.02.2018 о несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам жилых помещений, расположенных в указанном жилом доме (квартиры №№ 1, 3, 4). Из выводов акта обследования помещения от 05.04.2018 № RU 70514318-08/18, приложенных к нему заключений экспертов следует, что межведомственной комиссией Администрации Октябрьского сельского поселения инициирована процедура признания многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном законом порядке. В нарушение пунктов 33, 34, 42, 43 Положения с момента принятия межведомственной комиссией акта обследования помещения от 05.04.2018 № RU 70514318-08/18 итоговое решение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссией не принято. Таким образом, Администрация Октябрьского сельского поселения с 2018 года фактически самоустранилась от принятия предусмотренного законом решения по результатам работы межведомственной комиссии, возложив проведение экспертных исследований на собственника жилого помещения, чем существенным образом нарушила требования Положения. Прокуратурой района 31.08.2020 Главе Октябрьского сельского поселения внесено представление № 269ж-2020 об устранении нарушений жилищного законодательства, с требованием принятия межведомственной комиссией итогового решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения. 01.01.2020 в прокуратуру района поступил ответ Администрации Октябрьского сельского поселения на представление № 269ж-2020 от 31.08.2020, согласно которому в бюджете муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» отсутствуют бюджетные средства на привлечение к работе межведомственной комиссии специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций, Администрация Октябрьского сельского поселения примет меры по определению бюджетных средств на указанные цели при формировании бюджета муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» на 2021 год. Вместе с тем, отсутствие в бюджете муниципального образования бюджетных средств на проведение экспертных исследований не может являться объективным препятствием для принятия межведомственной комиссии законного и обоснованного решения по результатам обследования многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес). Бездействие Администрации Октябрьского сельского поселения по исполнению представления прокуратуры Томского района № 269ж-2020 от 31.08.2020 влечет за собой угрозу повреждение и уничтожения муниципального жилого фонда, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес), муниципального жилого помещения - (адрес), площадью (...) кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Кудряшова Н.А. требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (адрес) является муниципальной собственностью. В прокуратуру обратилась Зубанкова Т.Г. с заявлением о разрушении имущества. Прокуратурой района проведена проверка, по итогам которой Главе Октябрьского сельского поселения внесено предписание № 269ж-2020 от 31.08.2020 об устранении нарушений жилищного законодательства, с требованием принятия межведомственной комиссией итогового решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47. Данное представление исполнено не было, работа межведомственной комиссии не завершена, итоговое решение в порядке, предусмотренном п. 47 указанного Положения не принято. Администрация Октябрьского сельского поселения с 2018 года фактически самоустранилась от принятия предусмотренного законом решения по результатам работы межведомственной комиссии, возложив проведение экспертных исследований на собственника жилого помещения, чем существенным образом нарушила требования Положения. Административное исковое заявление подано прокурором в защиту интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», которые нарушены Администрацией поселения. Непринятие мер по завершению работы межведомственной комиссии ставит под угрозу уничтожение муниципального имущества, что существенным образом нарушает интересы муниципального образования. Доводы представителя административного ответчика о проведении работ по прокладке коммуникаций, проведению ремонта к предмету спора не относятся. Действующее процессуальное законодательство предоставляет право прокурору обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Понятия «муниципальное образование», «администрация сельского поселения», «совет сельского поселения» не тождественны. Обязанность прокурора в силу закона – принять меры по предупреждению нарушения законодательства, в том числе, если права муниципального образования нарушаются исполнительным органом этого же муниципального образования и может быть реализована путем обращения в суд. Административное исковое заявление подано не в интересах конкретного лица, который в силу объективных причин не может самостоятельно представлять свои интересы, а в интересах муниципального образования.

Представитель административного ответчика Заплавнов Д.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора Томского района Томской области. В судебном заседании пояснил, а также указал в письменных возражениях, что не отрицает тот факт, что при проведении обследования 05.04.2018 помещения многоквартирного жилого дома по (адрес) межведомственной комиссией по заявлению Зубанковой Т.Г. комиссией было установлено наличие ряда недостатков и существенного износа данного многоквартирного жилого дома. Принять решение без привлечения квалифицированных экспертов-строителей не представилось возможным. Необходимые специалисты в Администрации Октябрьского сельского поселения отсутствуют, привлечение специалистов (экспертов) для оценки технического состояния многоквартирного жилого дома на безвозмездной основе не представляется возможным, в бюджете Октябрьского сельского поселения денежные средства для оплаты труда данных экспертов не заложены. По результатам работы межведомственной комиссии в феврале 2018 года решение о признании жилого помещения - (адрес) аварийным или непригодным для проживания не принималось, процедура не инициировалась. 09.02.2018 выполнены заключения экспертиз № 000000221, №000000222, № 000000223 по квартирам № 1, 3 и 4 данного жилого дома. Заявителю Зубанковой Т.Г. рекомендаций о проведении независимой строительной экспертизы не давалось, а разъяснялись права о возможности ее обращения за производством независимой строительной экспертизы при несогласии с заключением межведомственной комиссии по результатам рассмотрения ее обращения. В соответствии с письмом исх.№01-20/176 от 11.11.2020 по завершению работы межведомственной комиссии в 2018 году по обращениям жильцов было произведено обследование системы отопления в данном жилом доме, выполнен ремонт системы отопления (адрес). В 2018 году по (адрес) были проложены коммуникации: водопровод холодного водоснабжения и канализация, однако, заявок на подключение к данным сетям от жильцов (адрес) не поступало. В соответствии с актами заместителя директора по ЖКХ МУП «ЖКХ Октябрьское» от 05.10.2020 в (адрес) был произведен ремонт и обслуживание системы отопления, установлены краны сброса воздуха, подключено отопление, отключенное 18.06.2019. После проведения обследования данного многоквартирного жилого дома Администрацией Октябрьского сельского поселения приняты меры по приведению многоквартирного жилого дома в надлежащее состояние. Временно проживавшей в (адрес) многоквартирного жилого дома Белеванцевой Т.А. было предоставлено иное жилое помещение по договору социального найма. Филатова И.Н., являющаяся согласно договору социального найма № 10 от 22.10.2015 нанимателем (адрес) многоквартирного жилого дома по (адрес) фактически по данному адресу длительное время не проживает, данное жилое помещение по назначению в соответствии с условиями договора социального найма не использует. В связи с нарушением Филатовой И.Н. условий договора социального найма, Администрация намерена расторгнуть с ней договор социального найма жилого помещения. Иные лица, являющиеся собственниками жилых помещений в данном многоквартирном жилом доме, кроме Зубанковой Т.Г., своей собственностью по назначению не пользуются, по данному адресу фактически не проживают. Законные основания для обращения прокурора Томского района Томской области с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» против исполнительно - распорядительного органа муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» отсутствуют. Советом Октябрьского сельского поселения не ставился перед Главой и Администрацией поселения вопрос о причинении действиями Администрации вреда имуществу муниципального образования. Заинтересованное лицо Зубанкова Т.Г. не ограничена по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам на право самостоятельного обращения в суд. На Администрации поселения не лежит обязанность проведения обследования всего многоквартирного дома в случае обращения собственника одного помещения, а также отсутствует обязанность несения расходов за счет бюджета.

В письменных пояснениях Глава Октябрьского сельского поселения Султанов Т.А. указал, что Администрация Октябрьского сельского поселения не бездействует в отношении дома по адресу: (адрес). Межведомственная комиссия, созданная Администрацией поселения в 2018 году, не смогла признать данный дом аварийным, поэтому по требованию жильцов была обследована система отопления и проведен ремонт в (адрес). В июле 2019 года из (адрес) по данному адресу выселена семья, проживавшая там временно, в другое муниципальное жилье. В 2018 году по (адрес) были проложены центральная канализация и водопровод холодного водоснабжения. Заявок на подключение к системам от жильцов (адрес) не поступало.

Заинтересованное лицо Зубанкова Т.Г. в судебном заседании полагала иск прокурора Томского района Томской области подлежащим удовлетворению. Указала, что жилой дом по адресу: (адрес) построен в 1961 году. В (адрес) крыша заваливается, потолка нет, дом деревянный, ремонт не проводился, имеется угроза для проживания в данном доме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти, оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, среди прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

Как следует из п. 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Пункт 33 Положения предусматривает, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Как следует из п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Как следует из п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как следует из выписки из реестра муниципального имущества Администрации Октябрьского сельского поселения от 05.10.2020 № 2, квартира, расположенная по адресу: (адрес), площадью (...) кв.м находится в муниципальной собственности.

Указанная квартира на основании договора социального найма жилого помещения от 22.10.2015 № 10 передана в пользование Ф.

Согласно экспертным заключениям ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» от 09.02.2018 № 000000221, № 000000222, № 000000223 жилые помещения – квартиры (№), расположенные в жилом доме по адресу: (адрес) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в ред. изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 № 175).

По заявлению Зубанковой Т.Г. от 28.08.2017, проживающей по адресу: (адрес) проведено обследование жилого помещения - многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес), по результатам которого составлен акт обследования помещения от 05.04.2018 № RU 70514318-08/18.

Согласно акту обследования помещения от 05.04.2018 № RU 70514318-08/18 межведомственной комиссией по результатам обследования (адрес) многоквартирном доме, находящемся по адресу: (адрес) принято решение, что для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания необходимо дополнительно привести независимую строительную экспертизу на весь дом, по результатам которой будет решено, является ли дом аварийным (не аварийным).

Как следует из положений п. 8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Администрации Октябрьского сельского поселения от 09.10.2012 № 42, срок предоставления муниципальной услуги составляет тридцать дней с момента подачи в установленном порядке заявления о представлении муниципальной услуги, за исключением случаев, когда межведомственная комиссия принимает решение о проведении дополнительного обследования. В этом случае срок предоставления муниципальной услуги может быть продлен до 45 дней.

Согласно п. 14 указанного Административного регламента для принятия итогового решения секретарь межведомственной комиссии готовит заключение на основании акта обследования межведомственной комиссии жилого помещения, технического заключения специализированной организации, проводившей обследование этого дома.

Как следует из ответа Главы Октябрьского сельского поселения Султанова Т.А. от 10.08.2020 № 01-20/125, межведомственная комиссия в данном составе не смогла установить аварийный дом или нет, в связи с чем было решено произвести дополнительную строительную экспертизу. Так как в данном доме только одна муниципальная квартира и жильцы остальных квартир являются собственниками и средств в бюджете на данные мероприятия нет экспертиза не была проведена. Так как дом не признан аварийным, предоставление жилья по договорам социального найма жителям многоквартирного дома не осуществлялось. В Региональную адресную программу данный дом не включен, так как он не признан аварийным.

31.08.2020 прокурором Томского района Томской области Главе Октябрьского сельского поселения Султанову Т.А. внесено представление № 269ж-2020 о необходимости принятия мер по завершению работы межведомственной комиссии по оценке соответствия указанного жилого помещения установленным требованиям путем принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения с привлечением специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций в целях соблюдения жилищных прав Зубанковой Т.Г. и иных жильцов указанного многоквартирного жилого дома, а также интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» в части муниципального жилого фонда.

На указанное представление прокурора Главой поселения Султановым Т.А. дан ответ от 01.10.2020 № 01-20-152, согласно которому Администрация Октябрьского сельского поселения в настоящее время не может принять меры, направленные на устранение нарушений закона, а именно принять меры по завершению работы межведомственной комиссии по оценке соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) установленным требованиям путем принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения с привлечением специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций, поскольку в бюджет поселения на 2020 год расходы на данные работы не закладывались, в связи с недостаточностью денежных средств в бюджете поселения, так как он является дотационным на 75%. Привлечение специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций на безвозмездной основе невозможно. При утверждении бюджета Октябрьского сельского поселения на 2021 год Администрация поселения выйдет с предложением, чтобы была заложена необходимая сумма для проведения данных работ. Специалисту 2 категории по ЖКХ, благоустройству и озеленению Ионкиной М.С., ответственной за работу с жилищным фондом Октябрьского сельского поселения строго указано на совершение дисциплинарного проступка без привлечения к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, Администрацией Октябрьского сельского поселения с 05.04.2018 до настоящего времени решение по результатам работы межведомственной комиссии не принято, представление прокуратуры Томского района от 31.08.2020 № 269ж-2020 не исполнено, что свидетельствует о допущенном со стороны Администрации Октябрьского сельского поселения бездействии.

Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие в бюджете муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» денежных средств на привлечение специалистов-экспертов проектно-изыскательских работ и специализированных организаций для принятия мер по завершению работы межведомственной комиссии судом во внимание не принимается, поскольку указанные обстоятельства не освобождают административного ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Принятие мер по содержанию муниципального имущества в виде обследования систем отопления, проведения ремонта, прокладки канализации и водопровода холодного водоснабжения и иные мероприятия не подменяют собой обязанность Администрации Октябрьского сельского поселения по принятию мер по завершению работы межведомственной комиссии путем принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Из административного искового заявления следует, что прокурором Томского района Томской области данное административное исковое заявление подано в защиту интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», а не в защиту граждан, проживающих в жилом доме по адресу: (адрес), как ошибочно полагает административный ответчик.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Октябрьское сельское поселение является муниципальным образованием, образованным Законом Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района», и наделенным указанным законом статусом сельского поселения, на территории которого осуществляется местное самоуправление.

Как следует из п.п. 3 ст. 2 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Октябрьского сельского поселения Томского района Томской области является Администрация Октябрьского сельского поселения.

В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права, администрация муниципального образования обязана принять меры по завершению работы межведомственной комиссии по признанию многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции путем принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Непринятие указанных мер Администрацией Октябрьского сельского поселения влечет за собой угрозу повреждения и уничтожения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Томского района Томской области.

Срок для исполнения административным ответчиком обязанности принять меры по завершению работы межведомственной комиссии по признанию многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции путем принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 в срок до 01 февраля 2021 года является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                             решил:

административное исковое заявление прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» к Администрации Октябрьского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского сельского поселения, выразившееся в неисполнении представления прокуратуры Томского района от 31.08.2020 № 269ж-2020.

Возложить на Администрацию Октябрьского сельского поселения обязанность в срок до 01 февраля 2021 года принять меры по завершению работы межведомственной комиссии по признанию многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции путем принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Возложить на Администрацию Октябрьского сельского поселения обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд, а также прокурору Томского района Томской области в течение десяти дней со дня исполнения решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                    /подпись/                                М.О. Осмольская

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2020-004412-44

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-1514/2020

Судья                                                  М.О. Осмольская

Секретарь                                       К.В. Гапонович

2а-1514/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Томского района Томской области
Ответчики
Администрация Октябрьского сельского поселения
Другие
Зубанкова Татьяна Геннадьевна
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Осмольская Марина Олеговна
Дело на сайте суда
tomsky.tms.sudrf.ru
09.10.2020Регистрация административного искового заявления
12.10.2020Передача материалов судье
14.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2020Подготовка дела (собеседование)
02.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Подготовка дела (собеседование)
19.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее