Решение по делу № 2-718/2018 от 25.09.2018

Дело № 2-718/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2018 года                                                                                                  г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Полузеровой С.В.,

при секретаре Тиккуевой И.Г.,

с участием представителя истца Житкова Е.В., представителя ответчика Андреевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к администрации Олонецкого городского поселения о возложении обязанности по совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия обратилось к администрации Олонецкого городского поселения по следующим основаниям, объект культурного наследия «Дом жилой», 1916 г. по адресу: ...., Олонецкого национального муниципального района, Республики Карелия находится в аварийном состоянии. В конце хх.хх.хх г. г. дом был расселен, в начале .... г. в доме обвалилось кровельные конструкции. Начался первый этап сноса здания, в результате которого полностью отсутствует мезонин, повреждены чердачные перекрытия, проведение работ было приостановлено. Отмечена необходимость провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия. Просят обязать ответчика, балансодержателя выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г., расположенного по адресу: ...., ...., ....: в течение одного месяца с момента вступления решения суда по данному делу в законную силу провести противоаварийные/консервационные работы; работы по укреплению угрожающих обрушению конструкций (установка сжимов/подпорок); работы по устройству временной консервационной кровли с целью предотвращения попадания внутрь атмосферных осадков; работы по расчистке внутренних помещений от завалов обрушенных конструкций, мусора; работы по складированию разобранных конструкций; расчистку от заслоняющей растительности прилегающей территории объекта, произвести выкос травы, убрать сухую траву и листья; принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного проникновения в помещения посторонних лиц (установить дощатые щиты на окнах, дверях) не препятствующие естественному проветриванию помещений здания; обеспечить естественное проветривание для просушки помещений зданий; обеспечить свободный доступ для проезда пожарной машины на территорию объекта, а также обеспечить доступ к пожарному гидранту или водоему. Кроме того, в срок до хх.хх.хх г. разработать научно-проектную документацию на проведение полного комплекса работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г. и представить ее на согласование в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия; в срок до хх.хх.хх г. обеспечить финансирование и провести полный комплекс работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г.

В судебном заседании, состоявшемся хх.хх.хх г., к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Олонецкого национального муниципального района.

В судебном заседании представитель истца требования уточнил, исключив из объема приведенных в п. 1 требований, требование об обеспечении свободного доступа для проезда пожарной машины на территорию объекта, а также обеспечения доступа к пожарному гидранту или водоему. В остальной части просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации Олонецкого национального муниципального района Андреева Я.В. с иском не согласилась, указала, что не оспаривают, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, однако в бюджете Олонецкого района отсутствуют соответствующие денежные средства необходимые для выполнения работ. Бюджет района является дефицитным. Требования истца не могут быть выполнены в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Представитель администрации Олонецкого городского поселения в судебном заседании не присутствовал, уведомлен должным образом, об отложении не просили.

Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Олонецкого и Питкярантского районов УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия в Олонецком районе в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на территории Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия находится выявленный объект культурного наследия «Дом жилой», 1916 г., расположенный по адресу: ...., что подтверждается приказом Министерства культуры Республики Карелия от хх.хх.хх г. . Полномочия собственника в отношении указанного объекта культурного наследия осуществляет администрация Олонецкое городского поселения.

Согласно акту проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия -с/р от хх.хх.хх г. объект культурного наследия находится в аварийном состоянии. Необходимо провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия с учетом требований действующего законодательства: работы по восстановлению фундамента; работы по восстановлению стен: деформированных частей стен, обшивки, подверженных деструкции нижних бревен хозяйственной части, устранение очагов поражения гнилью в угловых частях и местах протечек; работы по полной замене крыши; работы по полному восстановлению внешнего декоративного убранства; работы по расчистке крыльца от завалов разобранных конструкций; работы по расчистке внутренних помещений от завалов мусора, обрушившихся конструкций; работы по восстановлению дверей/дверных проемов, окон/оконных заполнений; работы по восстановлению деформаций лестницы ведущей к мезонину, а также по расчистке от завалов мусора; работы по восстановлении профилированных галтелей, проходивших по верху в одном из помещений; работы по расчистке территории вокруг здания от разрушенных/разобранных конструкций.

Истец просит суд обязать ответчика принять указанные в заявлении меры для сохранения и восстановления объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются законом Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 (далее - Закон) при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно п. 11 ст. 47.6 Закона к лицам обязанным осуществлять расходы на содержание объектов культурного наследия и обеспечивать их сохранность относятся, в том числе, органы местного самоуправления уполномоченные на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, если объект культурного наследия не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование.

Под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ст. 40 Закона).

Под консервацией объекта культурного наследия понимается научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые вцелях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до нашего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ст. 41 Закона).

Под ремонтом памятника понимается научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (ст. 42 Закона).

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия предусмотрен ст. 45 Закона.

В соответствии с названной статьей работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а так же при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Исходя из ст. 47.2 Закона состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (переодичность) проведения таких работ, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Решением Совета Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. «О внесении изменений в устав Олонецкого национального муниципального района» статья 34 устава Олонецкого национального муниципального района была дополнена положениями, которыми на администрацию Олонецкого национального муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Олонецкого городского поселения.

Решением Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. из Устава Олонецкого городского поселения исключены положения, регламентирующие правовой статус администрации Олонецкого городского поселения. Решением Совета Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. администрация Олонецкого городского поселения ликвидирована.

хх.хх.хх г. между главами администрация Олонецкого городского поселения и Олонецкого национального муниципального района заключено соглашение на основании которого администрация Олонецкого городского поселения передала администрации Олонецкого национального муниципального района полномочия, вытекающие из статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в том числе полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Олонецкое городское поселения». Срок действия соглашения определен сторонами с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

Таким образом, исходя из предписаний закона обязанность осуществления расходов на содержание объектов культурного наследия и обеспечения сохранности объектов лежит на органах, уполномоченных на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, в рассматриваемом случае, таким органом является администрация Олонецкого национального муниципального района.

Из актов технического состояния объекта культурного наследия «Дом жилой» 1916 г., .... от хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. следует, что названный объект культурного наследия находится в аварийном состоянии, в связи с чем, требуется проведение работ по консервации здания, разработке научно-проектной документации на проведение полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия и проведение полного комплекса работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия.

Из требований истца, расцениваемых судом как задание на проведение разрешенных работ следует, что в рамках проведения противоаварийных и консервационных работ истец просит ответчика: провести работы по укреплению угрожающих обрушению конструкций (установка сжимов/подпорок); по устройству временной консервационной кровли с целью предотвращения попадания внутрь атмосферных осадков; по расчистке внутренних помещений от завалов обрушенных конструкций, мусора; по складированию разобранных конструкций; расчистке от заслоняющей растительности прилегающей территории объекта, произвести выкос травы, убрать сухую траву и листья; принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного проникновения в помещения посторонних лиц (установить дощатые щиты на окнах, дверях) не препятствующие естественному проветриванию помещений здания; обеспечить естественное проветривание для просушки помещений зданий.

Исходя из пояснений сторон, содержания актов проверки технического состояния объекта культурного наследия, акта проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия -с/р от хх.хх.хх г. и заключения комиссии, суд полагает обоснованными требования истца, в рамках консервационных и противоаварийных работ, о проведении работ поукреплению угрожающих обрушению конструкций (установка сжимов/подпорок); по устройству временной консервационной кровли с целью предотвращения попадания внутрь атмосферных осадков; по расчистке внутренних помещений от завалов обрушенных конструкций, мусора; по складированию разобранных конструкций; расчистке от заслоняющей растительности прилегающей территории объекта, произвести выкос травы, убрать сухую траву и листья; по принятию мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения в помещения посторонних лиц (установить дощатые щиты на окнах, дверях), не препятствующие естественному проветриванию помещений здания.

Требование об обеспечении естественного проветривания для просушки помещений здания не является требованием как таковым о проведении работ направленных на консервацию здания, а является условиям, которое должно быть соблюдено при консервации здания, в связи с чем, суд полагает правильным указать в резолютивной части решения на указанное обстоятельство и не рассматривать названный пункт как отдельное требование.

С учетом норм действующего законодательства, суд считает обоснованными требования истца к ответчику о разработке научно-проектной документации на проведение полного комплекса работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г., и представлении ее на согласование в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, а так же требование об обеспечении финансирования и проведения полного комплекса работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом необходимости принятия мер по сохранению объекта культурного наследия, требований разумности и объема обязательных к выполнению работ, возможностей по финансированию обязательных к исполнению мероприятий, наступления зимнего периода, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в части проведения противоаварийных и консервационных работ два месяца со дня вступления решения в законную силу.

Срок исполнения требования о разработке научно-проектной документации и согласования ее в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия суд устанавливает до хх.хх.хх г. и полагает названный срок, с учетом возможности утраты объекта культурного наследия, достаточным для выполнения требования. С учетом этих же мотивов суд устанавливает срок до хх.хх.хх г. для обеспечения финансирования и проведения полного комплекса работ по сохранению выявленного объекта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195, 197, 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г., расположенного по адресу: ...., Олонецкий национальный муниципальный район, ...., а именно: работы по укреплению угрожающих обрушению конструкций (установка сжимов/подпорок); работы по устройству временной консервационной кровли с целью предотвращения попадания внутрь атмосферных осадков; работы по расчистке внутренних помещений от завалов обрушенных конструкций, мусора; работы по складированию разобранных конструкций; расчистку от заслоняющей растительности прилегающей территории объекта, произвести выкос травы, убрать сухую траву и листья; принять меры, направленные на предотвращение несанкционированного проникновения в помещения посторонних лиц (установить дощатые щиты на окнах, дверях), не препятствующие естественному проветриванию помещений здания.

Обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района до хх.хх.хх г. разработать научно-проектную документацию на проведение полного комплекса работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1916 г. и представить ее на согласование в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия.

Обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района до хх.хх.хх г. обеспечить финансирование и провести полный комплекс работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жил», 1916 г.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                                     С.В. Полузерова

....

2-718/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление по охране объектов культурного наследия Републики Карелия
Ответчики
Администрация Олонецкого городского поселения
админитсрация Олонецкого национального муниципального района
Другие
ОНД и ПР Олонецкого и Питкярантского районов УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия в Олонецком районе
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
olonecky.kar.sudrf.ru
25.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2018Передача материалов судье
27.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2018Судебное заседание
06.11.2018Судебное заседание
13.11.2018Судебное заседание
15.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2019Дело оформлено
07.02.2019Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
13.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее