№ 5-19/2023
64MS0088-01-2023-000306-87
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 марта 2023 г. г.Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Долгова С.И.,
при секретаре судебного заседания Сельчуковой А.А.,
с участием представителя лица, составившего протокол об административном правонарушении по доверенности Дыкиной И.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» (далее- ГУП СО«Облводоресурс»),
установил:
С 31 октября 2022 г. по 14 ноября 2022 г. в ходе внеплановой выездной проверки проведенной в ГУП СО «Облводоресурс» установлено, что в нарушение статей 22, 214 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» в личных карточках работников Филиалов ГУП СО «Облводоресурс» не указан номер сертификата или декларации соответствия выданных средств индивидуальной защиты, при том, что ранее постановлением Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области № 64/8-236-22-И/12-2521-И/64-29 от 17 февраля 2022г., привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Тем самым ГУП СО «Облводоресурс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Представитель ГУП СО «Облводоресурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежавшим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области по доверенности Дыкина И.С. в ходе рассмотрения дела просила привлечь ГУП СО «Облводоресурс» к административной ответственности, поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны груда; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий груда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
На основании ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты.
Согласно п.п. 4, 5,13,34 Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно(п.4).
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда(п.5).
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам(п.13).
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя)(п.34).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной с 31 октября 2022 г. по 14 ноября 2022 г., в отношении ГУП СО «Облводоресурс» установлено следующее, в нарушение вышеуказанных норм закона в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников Филиалов ГУП СО «Облводоресурс»-«Дергачевский» и «Ершовский» не указан номер сертификата или декларации соответствия выданных средств индивидуальной защиты, постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 17 февраля 2022г. № 64/8-236-22-И/12-2521-И/64-29 ГУП СО «Облводоресурс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.
Таким образом, в ходе проведения проверки были выявлены нарушения трудового законодательства в части не указан номер сертификата или декларации соответствия выданных средств индивидуальной защиты. Лицом, допустившим указанные нарушения, является ГУП СО «Облводоресурс» (л.д.54-70). В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Доказательствами совершения указанного правонарушения являются исследованные судом документы, а именно: протоколом об административном правонарушении № 64/4-153-22-ТПР/12-455-И/64-05 от 17 января 2023 г. (л.д.2-5), личными карточками работников (л.д.6-33), постановлением № 64/8-236-22-И/12-2521-И/64-29 от 17 февраля 2022 г. (л.д.34-39), предписанием № 64/4-153-22-ТПР/12-9425-И/54-12 от 14 ноября 2022 г. (л.д.41-42), актом выездной внеплановой проверки от 14 ноября 2022 г. (л.д.43-50), решением о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.51-52) и другие материалы.
Из анализа приведенных доказательств, следует, что ГУП СО «Облводоресурс», будучи ранее подвергнуто административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вновь совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, следовательно, действия ГУП СО «Облводоресурс» подлежат квалификации по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ как совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении ГУП СО «Облводоресурс» административного наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В соответствии статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из содержания пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из обстоятельств совершения ГУП СО «Облводоресурс» административного правонарушения, предусмотренного ч 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что ранее ГУП СО «Облводоресурс» привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ к штрафу в размере 65 000 руб., однако вновь допустило совершение аналогичного правонарушения, учитывая, что нарушение законодательства о труде и охране труда является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, суд полагает, что оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Факт уплаты штрафа за другие нарушения трудового законодательства, устранение вывяленных нарушений не могут свидетельствовать о малозначительности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
По смыслу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Пунктом 23.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Считаю, что назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не будет соответствовать задачам, установленным статьей 1.2 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства дела, считаю необходимым применить в отношении юридического лица ГУП СО «Облводоресурс» меру наказания в виде административного штрафа, поскольку считаю, что данная мера ответственности с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, и будет являться соразмерной тяжести совершенного юридическим лицом правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
признать Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: Государственная инспекция труда в Саратовской области: юридический адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, д. 104, почтовый адрес: 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, д. 104, ИНН:6455014230, КПП:645201001, ОГРН:1026403672437, ОКПО:34184313, ОКВЭД (ОКОНХ) 75.11.12, отделение Саратов банк России/УФК по Саратовской области БИК 016311121 (л/с 04601076080), к/с 40102810845370000052, р/с 03100643000000016000, протокол об административном правонарушении № 64/4-153-22-ТПР/12-455-И/64-05 от 17 января 2023 г.
Разъяснить Государственному унитарному предприятию Саратовской области «Облводоресурс», что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест сроком до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.И. Долгова