Дело № 2-195/21
22RS0066-01-2020-005060-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2021 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой М.М.,
при секретаре Безменовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Интер», ООО «Ермак», Карпачевой Е.В., Щекотовой В.А., Щекотову А.М., Щекотовой О.В., Щекотовой Н.А., Белобородовой Н.А., Белобородову О.А. , Мордовиной Е.Д. , Баклыковой А.Ю. , Мухортовой Е.И., Гаврилову М.Б., Шароновой М.С., Киреевой Н.Д. , Шаронову С.В., Шаповаловой А.М., Мыздрикову Д.О., Мыздрикову О.Н., Зиминой Н.Н. , Романенко Л.Л. , Никулиной Е.В. о возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд с иском к ООО «Интер», ООО «Ермак», Карпачевой Е.В., Щекотовой В.А., Щекотову А.М., Щекотовой О.В., Щекотовой Н.А., Белобородовой Н.А., Белобородову О.А., Мордовиной Е.Д., Баклыковой А.Ю., Мухортовой Е.И., Гаврилову М.Б., Шароновой М.С., Киреевой Н.Д., Шаронову С.В. Шаповаловой А.М., Мыздрикову Д.О., Мыздрикову О.Н., Зиминой Н.Н., Романенко Л.Л. , Никулиной Е.В. о возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки.
В обоснование иска с учетом его уточнения прокурор указывает, что прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула проведена проверка соблюдения законодательства о защите окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отходах производства и потребления на территории Железнодорожного района г. Барнаула.
Установлено, что на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> расположена контейнерная площадка для сбора и накопления твердых бытовых отходов, которая используется жителями многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> и <адрес> и обслуживается гражданами - собственниками помещений в МКД при выборе непосредственного способа управления, а также управляющими компаниями в соответствии с графиком дежурства на контейнерных площадках, утвержденным администрацией Железнодорожного района г. Барнаула.
Контейнерная площадка возле дома, расположенного по адресу <адрес>, не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, не может быть признана надлежащим местом накопления отходов.
Ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом (п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).
Таким образом, ответчики должны оборудовать место для сбора мусора и бытовых отходов для многоквартирных домов.
В связи с чем, прокурор просит обязать ответчиков солидарно в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, установить на контейнерной площадке для многоквартирных домов по <адрес> водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Боровкова Е.П. на иске настаивала по изложенным основаниям, с учетом уточнения.
Представитель ответчиков ООО «Интер», ООО «Ермак» Крюков А.В. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что совместными действиями приведут контейнерную площадку в соответствующее нормативным требованиям состояние.
Представитель ответчика Карпачвевой Е.В. и третьего лица ООО «Паритет» Переведенцева Н.А. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> расположена контейнерная площадка для сбора и накопления твердых бытовых отходов, которая используется жителями многоквартирных жилых домов № по <адрес>.
Сведения о данной контейнерной площадке внесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа - города Барнаула Алтайского края, который размещен на официальном Интернет-сайте города Барнаула. Согласно реестру контейнерная площадка расположена на территории земельного участка дома № по <адрес>.
Согласно акту осмотра контейнерной площадки, составленному помощником прокурора Железнодорожного района г. Барнаула, и фотографиям к нему, контейнерная площадка не соответствует вышеуказанным требованиям - не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Представленными доказательствами установлено, что жилой дом по <адрес> обслуживается ООО «Ермак», жилой дом по <адрес> обслуживается ООО «Интер». Жилой дом по <адрес> находится в непосредственном управлении собственников помещений МКД на основании решения внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве организации оказывающей услуги аварийной службы, паспортного стола и бухгалтерии собственникам и нанимателям помещений в доме избрано ООО «Паритет», с которым заключен соответствующий договор.
Как следует из ответов Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула и Государственной инспекции Алтайского края Региональный государственный жилищный надзор, многоквартирный дом № по <адрес> находится в непосредственном управлении собственников помещений в доме; дом не включен в реестр лицензий Алтайского края.
Ответчики Карпачева Е.В., Щекотова В.А., Щекотов А.М., Щекотова О.В., Щекотова Н.А., Белобородова Н.А., Белобородов О.А., Мордовина Е.Д., Баклыкова А.Ю,, Мухортова Е.И., Гаврилов М.Б., Шаронова М.С., Киреева Н.Д., Шаронов С.В. , Шаповалова А.М., Мыздриков Д.О., Мыздриков О.Н., Зимина Н.Н., Романенко Л.Л., Никулина Е.В. являются собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес>, что подтверждается выписками из Росреестра.
В силу положений ст. 210 ГК РФ, ст. 37 ЖК РФ бремя содержания имущества несет собственник, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади помещения, находящегося в собственности.
В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплены специальный порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Поскольку земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникло в силу закона.
В пунктах 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме, согласно которому земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.
По смыслу приведенных выше норм права собственники помещений в многоквартирном доме владеют и пользуются земельным участком, в том числе местом размещения контейнерной площадки, что предполагает их обязанность по надлежащему содержанию данного участка.
Согласно ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном жилом доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.2 ст. 162 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пп. «а» п. 16); содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме (пп. «д» п. 11).
СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест” (утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N4690-88) установлена обязанность содержать в порядке контейнерные площадки с расположенными на них контейнерами на территорию, прилегающую к этой площадке, возложил исключительно на собственников и специализированные организации по сбору и вывозу отходов.
Таким образом, согласно действующему законодательству, контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена: органы местного самоуправления или УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК по заданию собственников помещений в МКД (постановление Правительства от 03.04.2013 № 290.).
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 №20 утверждены СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19).
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления твердых коммунальных отходов, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Правил №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборниках, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что контейнерная площадка по адресу:<адрес> является совмещенной, которой пользуются жители нескольких многоквартирных домов, находящихся в управлении разных управляющих организаций и непосредственном управлении граждан, при этом земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, расположена на земельном участке, включенном в состав общедомовогоимущества собственников помещений в МКД, суд приходит к выводу о возложении на собственников жилого дома № по <адрес> и на управляющие компании ООО «Интер» и ООО «Ермак» солидарной ответственности за содержание контейнерной площадки в надлежащем состоянии, с учетом признания иска ответчиками - управляющими организациями
Доказательств того, что в настоящее время указанные прокурором нарушения устранены, суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Частью 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Суд, исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса интересов сторон, устанавливает срок 2 месяца, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчиков в солидарном порядке в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить.
Обязать ООО «Интер», ООО «Ермак», Карпачеву Е.В., Щекотову В.А., Щекотова А.М., Щекотову О.В., Щекотову Н.А. Белобородову Н.А., Белобородова О.А., Мордовину Е.Д., Баклыкову А.Ю., Мухортову Е.И., Гаврилова М.Б., Шаронову М.С., Кирееву Н.Д., Шаронова С.В., Шаповалову А.М., Мыздрикова Д.О., Мыздрикова Олега Н.Н. , Зимину Н.Н., Романенко Л.Л., Никулину Е.В. солидарно в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, установить на контейнерной площадке для многоквартирных домов по <адрес> водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Взыскать в солидарном порядке с ООО «Интер», ООО «Ермак», Карпачевой Е.В., Щекотовой В.Л., Щекотова А.М., Щекотовой О.В., Щекотовой Н.А., Белобородовой Н.А., Белобородова О.А., Мордовиной Е.Д., Баклыковой А.Ю,, Мухортовой Е.И., Гаврилова М.Б., Шароновой М.С., Киреевой Н.Д., Шаронова С.В., Шаповаловой А.М., Мыздрикова Д.О., Мыздрикова О.Н., Зиминой Н.Н., Романенко Л.Л., Никулиной Е.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд путем принесения апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья М.М. Бирюкова