№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года <адрес>
Ирбейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего ФИО3,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО5
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о защите прав детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствии с ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать – ФИО2 решением Манского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении ее родительских прав. Запись об отце в свидетельстве о рождении сделана со слов матери. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Однако до настоящего момента ей жилое помещение не предоставлено. Просит суд возложить на ответчика обязанность предоставить ей на территории <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из нормы предоставления 33 кв.м. на одного человека общей площади жилого помещения, с допусками, установленными п.14 ст.<адрес> «О защите прав ребенка» не более 42 кв.м. и не менее 22 кв. метров.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО5 исковое заявление в интересах ФИО1 поддержала, на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Управления образования администрации <адрес>, представитель третьего лица министерства образования и науки <адрес>, будучи надлежащим образом, извещены о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причине неявки в суд своих представителей не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. "ж", п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.
Решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления. Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком (п.11). Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края (п.12). В силу п.3 Закона уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, матерью истца является ФИО2, отцом – ФИО6 записан в свидетельство о рождении со слов матери.
ДД.ММ.ГГГГ заочным решением Манского районного суда <адрес> мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке УО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 решением краевой комиссии министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещением на территории <адрес>.
Справкой администрации Унгутского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что за ФИО2 на праве собственности недвижимого имущества не зарегистрировано.
На основании п. 14 ст.<адрес> «О защите прав ребенка» № – 961 от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодны для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором она предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находится под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Оценивая представленные доказательства, принимая во внимание положения действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 55-11-04 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги органами местного самоуправления по переданным полномочиям по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Административный регламент предоставления государственной услуги органами местного самоуправления по переданным полномочиям по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Административный регламент, государственная услуга), определяет стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги. Действие настоящего Административного регламента распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Приказу министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 55-11-04 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги органами местного самоуправления по переданным полномочиям по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление государственной услуги осуществляется органами местного самоуправления и министерством. Результатом предоставления государственной услуги является однократное предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из категорий, указанных в пункте 3 настоящего Административного регламента.
При этом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир, пригодных для постоянного проживания граждан, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененных правами третьих лиц и не находящихся под арестом, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых лицам из категорий, указанных в пункте 3 настоящего Административного регламента, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что ФИО1 жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства не обеспечена, в связи с чем ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным требования прокурора <адрес> удовлетворить, возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить ФИО1 на территории <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений исходя из нормы предоставления не ниже 33 кв.м. общей площади на одного человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО1 на территории <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений исходя из нормы предоставления 33 кв.м. общей площади на одного человека.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата изготовления полного текста решения ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Д.В. Пятова