Дело № 1-535/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Арзамас <дата>
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Мартышкина В.В., с участием помощника Арзамасского городского прокурора Родиной Н.В., обвиняемого Киселева И.В., защитника-адвоката адвокатской конторы Арзамасского района Нижегородской областной коллегии адвокатов Макарова А.В., представившего удостоверение № и ордер №, при секретаре судебного заседания Блиновой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела с ходатайством следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Разумкова И.С. с согласия и.о.руководителя СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении
Киселева И., ***, не судимого,
мера процессуального принуждения - обязательство о явке, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.1 ст.285 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Органами предварительного следствия Киселев И.В. обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.1 ст.285 УК РФ при следующих обстоятельствах:
Киселев И.В. занимая должность главы администрации города Арзамаса, превысил должностные полномочия.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, и ч. 1 ст. 41 Устава города Арзамаса Нижегородской области, принятого решением Арзамасской городской Думы от 30.06.2006 № 65 (Далее по тексту - Устав), администрация города Арзамаса является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Арзамаса. Администрация города осуществляет в пределах своих полномочий, определенных настоящим Уставом, исполнительные и распорядительные функции по вопросам местного значения, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными и законами Нижегородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Устава, глава администрации города руководит администрацией города Арзамаса на принципах единоначалия.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.1 Устава, лицо назначается на должность главы администрации города городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Решение о назначении на должность главы администрации принимается городской Думой и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов городской Думы.
Контракт с главой администрации города заключается главой муниципального образования - мэром города.
В соответствии с ч. 6 ст. 41.1 Устава, глава администрации города, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен городской Думе;
2) представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;
3) обеспечивает осуществление администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, и несет персональную ответственность за деятельность администрации города.
Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области № от <дата> Киселев И.В. назначен на должность главы администрации города Арзамаса.
<дата> между главой муниципального образования - мэром города Арзамаса П. и Киселевым И.В., назначенным на должность главы администрации города Арзамаса, заключен контракт.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.2 Устава, и раздела 3 должностной инструкции, глава администрации города выполняет, в том числе следующие обязанности:
- соблюдает Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, законы Нижегородской области, Устав города Арзамаса Нижегородской области и нормативные
- организует разработку проекта бюджета города; вносит проект бюджета города Арзамаса с необходимыми документами и материалами на утверждение в городскую Думу, организует и обеспечивает исполнение бюджета города Арзамаса, представляет отчет об исполнении бюджета города Арзамаса на утверждение городской Думе; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств; организует контроль исполнения бюджета города, за исключением контроля, осуществляемого городской Думой; осуществляет другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации и решением городской Думы о бюджете города Арзамаса распоряжается средствами администрации города, подписывает финансовые документы по средствам бюджета города Арзамаса и средствам администрации города, открывает в установленном порядке счета;
- в пределах своей компетенции действует без доверенности от имени администрации города, представляет интересы администрации города на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе в суде, арбитражном суде, в других органах, обеспечивает защиту интересов администрации города, выдает доверенности на представление интересов администрации города;
- утверждает штатное расписание, численность и фонд оплаты труда администрации города и ее структурных подразделений в пределах средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7.1.5 Контракта с главой администрации города Арзамаса Нижегородской области от <дата>, заключенного с Киселевым И.В. (Далее по тексту - Контракт), главе администрации устанавливается денежное содержание в соответствии с Законом Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области», которое, в том числе, состоит из премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий в соответствии со ст. 24.1 Закона.
В соответствии с п. 7.2. Контракта, главе администрации выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иные премии при условии:
7.2.1. Получения гранта «Лучшее благоустроенное муниципальное образование».
7.2.2. Получения гранта по результатам оценки достигнутого уровня эффективности деятельности органа местного самоуправления.
7.2.3. Получения Почетного штандарта Губернатора Нижегородской области за высокие показатели в развитии агропромышленного комплекса.
7.2.4. Награждения муниципального образования или главы администрации государственными наградами Российской Федерации или наградами Нижегородской области.
7.2.5. Занятия муниципальным образованием призового места в областном или общероссийском конкурсе.
7.2.6. Проведения массовых мероприятий местного, областного или общероссийского значения.
7.2.7. Участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
7.2.8. Эффективного и рационального использования финансовых средств при осуществлении государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области.
7.2.9. Отсутствия просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования по заработной плате (включая начисления на оплату труда) работников муниципальных учреждений.
7.2.10. Обеспечения выполнения прогноза поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета не менее 100 процентов от плановых показателей (по итогам финансового года).
7.2.11. Исполнения бюджета муниципального образования по собственным ходам не менее чем на 100 процентов к плановому показателю (по итогам финансового года).
7.2.12. Достижения иных высоких показателей в деятельности администрации, установлениях правовым актом Арзамасской городской Думы Нижегородской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.1 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» от 03.08.2007 № 99-З (Далее по тексту - Закон), премии за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальному служащему, замещающему должность главы местной администрации по контракту, устанавливаются в фиксированном процентном отношении к должностному окладу в соответствии с условиями контракта с учетом положений статьи 24 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона, размер ежемесячного денежного поощрения, а также размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий устанавливаются представителем нанимателя (работодателем) на основании муниципального правового акта, принятого представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
В соответствии с п. 3.5.1. Положения о денежном содержании муниципальных служащих городского округа город Арзамас Нижегородской области, принятого Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области № 151 от 20.12.2007 (Далее по тексту - Положение), за качественное выполнение особо важных и сложных заданий, участие в проведении мероприятий, имеющих общегородской характер, муниципальные служащие могут быть премированы в единовременном порядке.
В соответствии с п. 3.5.2. Положения, размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий устанавливается для муниципального служащего представителем нанимателя (работодателем).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
<дата> в течении рабочего времени, Киселев И.В. являясь главой администрации города Арзамаса, то есть должностным лицом выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете главы администрации города Арзамаса, по адресу: <адрес>, заведомо зная об условиях и порядке выплаты главе администрации премии, действуя умышленно, из корыстных побуждений, явно выходя за пределы своих полномочий, в нарушение ч. 2 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 24.1, ч. 5 ст. 24 Закона, п.п. 3.5.1., 3.5.2. Положения, а также п.п. 7.1.5., 7.2. Контракта, без выполнения установленных условий получения премии, издал распоряжение № от <дата> о премировании, которым незаконно премировал себя в размере месячного денежного содержания на сумму 48 765,99 рублей.
На основании указанного выше распоряжения, платежным поручением № от <дата> с расчетного счета УФК по Нижегородской области (Департамент финансов города Арзамаса, Администрация города Арзамаса Нижегородской области) №, открытого в Волго-Вятское ГУ Банка России, расположенном по адресу: <адрес>, на счет №, открытый в отделении № ПАО Сбербанк, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Киселеву И.В. были перечислены денежные средства в сумме 85 464,20 рублей, из которых денежные средства в виде премии, за вычетом 13% НДФЛ и 1% профсоюзного взноса, в сумме 41 938,33 рублей были перечислены незаконно. Данные денежные средства были сняты со счета Киселевым И.В. и израсходованы на собственные нужды.
<дата> в течении рабочего времени, Киселев И.В., находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете главы администрации города Арзамаса, по адресу: <адрес>, продолжая реализовывать свой преступный умысел, заведомо зная об условиях и порядке выплаты главе администрации премии, действуя умышленно, из корыстных побуждений, явно выходя за пределы своих полномочий, в нарушение ч. 2 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 24.1, ч. 5 ст. 24 Закона, п.п. 3.5.1., 3.5.2. Положения, а также п.п. 7.1.5., 7.2. Контракта, без выполнения установленных условий получения премии, используя свое служебное положение, издал распоряжение № от <дата> о премировании, которым незаконно премировал себя в размере должностного оклада на сумму 28 209,00 рублей.
На основании указанного выше распоряжения, платежным поручением № от <дата> с расчетного счета УФК по Нижегородской области (Департамент финансов города Арзамаса, Администрация города Арзамаса Нижегородской области) №, открытого в Волго-Вятское ГУ Банка России, расположенном по адресу: <адрес>, на счет №, открытый в отделении № ПАО Сбербанк, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Киселеву И.В. были незаконно перечислены денежные средства в виде премии, за вычетом 13% НДФЛ и 1% профсоюзного взноса, в сумме 24 200 рублей. Данные денежные средства были сняты со счета Киселевым И.В. и израсходованы на собственные нужды.
<дата> в течении рабочего времени, Киселев И.В., находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете главы администрации города Арзамаса, по адресу: <адрес>, продолжая реализовывать свой преступный умысел, заведомо зная об условиях и порядке выплаты главе администрации премии, действуя умышленно, из корыстных побуждений, явно выходя за пределы своих полномочий, в нарушение ч. 2 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от <дата> № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 24.1, ч. 5 ст. 24 Закона, п.п. 3.5.1., 3.5.2. Положения, а также п.п. 7.1.5., 7.2. Контракта, без выполнения установленных условий получения премии, используя свое служебное положение, издал распоряжение № от <дата> о премировании, которым незаконно премировал себя в размере полуторамесячного денежного содержания на сумму 151 342,73 рублей.
На основании указанного выше распоряжения, платежным поручением № от <дата> с расчетного счета УФК по Нижегородской области (Департамент финансов города Арзамаса, Администрация города Арзамаса Нижегородской области) №, открытого в Волго-Вятское ГУ Банка России, расположенном по адресу: <адрес>, на счет №, открытый в отделении № ПАО Сбербанк, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Киселеву И.В. были перечислены денежные средства в сумме 173 500,00 рублей, из которых денежные средства в виде премии, за вычетом 13 % НДФЛ и 1% профсоюзного взноса, в сумме 130 154,30 рублей были перечислены незаконно. Данные денежные средства были сняты со счета Киселевым И.В. и израсходованы на собственные нужды.
В результате указанных преступных действий Киселева И.В., явно выходящих за пределы его должностных полномочий, существенно нарушены права и законные интересы администрации города Арзамаса, охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в причинении имущественного вреда бюджету города на общую сумму 228 317,72 рублей.
Кроме того, Киселев И. занимая должность главы администрации города Арзамаса, злоупотребил должностными полномочиями, при следующих обстоятельствах.
Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области № от <дата> Киселев И.В. назначен на должность главы администрации города Арзамаса.
<дата> между главой муниципального образования - мэром города Арзамаса П. и Киселевым И.В., назначенным на должность главы администрации города Арзамаса, заключен контракт.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 № 501-ФЗ), и ч. 1 ст. 41 Устава города Арзамаса Нижегородской области, принятого решением Арзамасской городской Думы от <дата> № (в ред. решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> №) (Далее по тексту - Устав), администрация города Арзамаса является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Арзамаса. Администрация города осуществляет в пределах своих полномочий, определенных настоящим Уставом, исполнительные и распорядительные функции по вопросам местного значения, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными и законами Нижегородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Устава, глава администрации города руководит администрацией города Арзамаса на принципах единоначалия.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.2 Устава, и раздела 3 должностной инструкции, глава администрации города выполняет следующие обязанности:
- организует разработку проекта бюджета города; вносит проект бюджета города Арзамаса с необходимыми документами и материалами на утверждение в городскую Думу, организует и обеспечивает исполнение бюджета города Арзамаса, представляет отчет об исполнении бюджета города Арзамаса на утверждение городской Думе; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств; организует контроль исполнения бюджета города, за исключением контроля, осуществляемого городской Думой; осуществляет другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы;
- вносит на рассмотрение в городскую Думу проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города Арзамаса, либо в случае внесения таких проектов решений по инициативе городской Думы дает на них заключение;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации и решением городской Думы о бюджете города Арзамаса распоряжается средствами администрации города, подписывает финансовые документы по средствам бюджета города Арзамаса и средствам администрации города, открывает в установленном порядке счета;
- в пределах своей компетенции действует без доверенности от имени администрации города, представляет интересы администрации города на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе в суде, арбитражном суде, в других органах, обеспечивает защиту интересов администрации города, выдает доверенности на представление интересов администрации города;
- руководит мобилизационной подготовкой населения города Арзамаса и организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления города Арзамаса или которые находятся в сфере их ведения;
- вносит проекты муниципальных правовых актов на рассмотрение в городскую Думу;
- ведет прием граждан по вопросам, входящим в его компетенцию и компетенцию администрации города, организует рассмотрение обращений граждан и организаций, принятие по ним решений;
- в пределах своей компетенции организует, осуществляет общее руководство и обеспечивает работу администрации города, осуществляет контроль за деятельностью администрации города и ее органов, муниципальных предприятий и учреждений;
- разрабатывает структуру администрации, ее органов и структурных подразделений, представляет на утверждение городской Думе Положение об администрации города и ее структуре;
- утверждает штатное расписание, численность и фонд оплаты труда администрации города и ее структурных подразделений в пределах средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели;
- формирует администрацию города в соответствии со структурой, утвержденной городской Думой;
- осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации города, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними;
- исходя из структуры администрации города, определяет полномочия заместителей главы администрации города, осуществляет их назначение и увольнение. Распределение обязанностей между заместителями главы администрации города, наделение их правом подписания муниципальных правовых актов администрации города устанавливается постановлением администрации города, издаваемым главой администрации города;
- назначает и увольняет (освобождает от должности) руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
- утверждает положения о структурных подразделениях администрации города, за исключением структурных подразделений - отраслевых и иных органов администрации, являющихся юридическими лицами;
- назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и органов администрации города;
- в пределах своей компетенции заключает от имени администрации города договоры, соглашения и иные сделки с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, совершает иные юридические действия;
- организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений городской Думы, муниципальных правовых актов администрации города должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами, а также общественными объединениями, находящимися на территории города;
- направляет в предусмотренных законодательством случаях в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски в защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории города, а также прав администрации города;
- вправе отменять правовые акты администрации города, распоряжения и приказы должностных лиц администрации города и ее структурных подразделений, обжаловать в суде решения органов государственной власти и городской Думы;
- принимает в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц и муниципальных служащих администрации города и ее структурных подразделений, руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
- вправе передавать заместителям главы администрации города осуществление отдельных своих полномочий как в целях выполнения отдельных поручений (временно), так и без ограничения срока выполнения таких полномочий;
- в пределах, установленных законодательством, содействует охране общественного порядка и личной безопасности граждан, борьбе с антиобщественными явлениями;
- в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принимает решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ (в том числе дежурств);
- вправе создавать совещательные органы в целях достижения наибольшей эффективности в решении общегородских задач, осуществлении администрацией города и главой администрации города своих полномочий, в том числе рационального использования бюджетных и внебюджетных средств.
Наименования таких органов, порядок их создания, деятельности и принятия решений определяются правовыми актами администрации города;
- принимает решение о согласии с проектом генерального плана или его изменений и направлении его в городскую Думу или об отклонении проекта генерального плана или его изменений с учетом заключения о результатах публичных слушаний и о направлении его на доработку;
- осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы к его компетенции и к компетенции администрации города и ее органов.
Таким образом, Киселев И.В., являясь главой администрации города Арзамаса Нижегородской области осуществлял исполнительно-распорядительные функции.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ, настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение, в том числе переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ, в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
В соответствии с п.п. 9.8., 9.10. ч. 1 ст. 14 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ, Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии:
- наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с <дата>;
- наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до <дата> - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда после <дата>.
Постановлением Правительства Нижегородской области от <дата> № утверждена Государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на *** годы» (Далее по тексту - Программа).
Согласно Паспорта Программы:
- основной целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
- одним из участников программы является городской округ город Арзамас.
- финансирование мероприятий Программы за счет средств Фонда, средств областного бюджета, средств местных бюджетов.
- сроки реализации 3 этапа Программы *** годы (по заявкам Нижегородской области, направляемым в Фонд в 2015 году)
<дата> между министерством строительства Нижегородской области и администрацией города Арзамаса Нижегородской области заключено соглашение «О предоставлении субсидий на реализацию 3 этапа Программы, бюджету города Арзамаса Нижегородской области» от <дата> № (Далее по тексту - Соглашение).
В соответствии с п.п. 2.10.11.1., 2.10.11.2 Соглашения, администрация города Арзамаса обязана завершить до <дата> финансирование и реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до <дата>; обеспечить до <дата> выполнение плановых показателей Программы.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ, органы местного самоуправления, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ, ответственность за достоверность и полноту представляемой в Фонд отчетности возлагается на высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав муниципальных образований.
<дата> и <дата>, администрацией города Арзамаса, в лице главы администрации Киселева И.В. (покупатель), и ООО «М», в лице директора Н. (продавец), в рамках реализации 3 этапа Программы, по итогам открытых аукционов по определению поставщика (продавца) жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, расположенном в черте городского округа город Арзамас Нижегородской области заключены муниципальные контракты № от <дата> (цена Контракта 35 577 470 рублей 06 копеек), № от <дата> (цена Контракта 38 070 406 рублей 54 копейки), № от <дата> (цена Контракта 33 471 989 рублей 65 копеек). (Далее по тексту - Контракты).
Согласно п. 1.1. Контрактов, предметом Контрактов является обязанность Продавца передать Покупателю в собственность жилые помещения (квартиры), которые будут расположены в строящихся (либо введенных в эксплуатацию) многоквартирных домах в черте города Арзамаса Нижегородской области.
Согласно п. 1.2. Контрактов, Продавец обязуется передать квартиры Покупателю не позднее <дата>.
Согласно подп. 1 п. 7.3. Контрактов, в случае если Продавец в срок, определенный Контрактом, не передает Покупателю квартиры, Покупатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта и потребовать возврата Продавцом в течение 10 рабочих дней уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков, в частности, уплаты разницы между ценой квартир, предусмотренной Контрактами, и текущей рыночной стоимостью аналогичных квартир надлежащего качества.
На основании заключенных Контрактов, ООО «М» приступило к строительству многоквартирных домов по адресу: <адрес>.
В течении в период <дата> по <дата> администрацией города Арзамаса перечислено на расчетный счет ООО «М»:
- в рамках исполнения контракта № от <дата> денежные средства в сумме 21 346 442,02 рублей;
- в рамках исполнения контракта № от <дата> денежные средства в сумме 22 842 243,91 рублей.
В рамках исполнения контракта № от <дата> администрацией города Арзамаса денежные средства на расчетный счет ООО «М» не перечисляло в виду отсутствия разрешения на строительство дома <адрес>.
К установленному Контрактами сроку <дата> ООО «М» строительство домов не завершило, и соответственно квартиры администрации города Арзамаса не передало.
Киселев И.В., являясь главой администрации города Арзамаса, исходя из ложно понимаемых им интересов службы, мер к расторжению Контрактов и взысканию с ООО «М» уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных администрации города Арзамаса убытков, не предпринял. <дата> в течении рабочего дня, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, действуя умышленно из личной заинтересованности, выразившейся в желании создать видимость успешности своей профессиональной деятельности, заведомо зная о том, что ООО «М» свои обязательства по Контрактам не исполнило, а именно не завершило строительство домов <адрес>, и соответственно не передало квартиры, расположенные в них, администрации города Арзамаса Нижегородской области, желая скрыть факт неисполнения обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и избежать, таким образом, возврата части субсидий в размере 5 000 рублей за каждое жилое помещение в аварийном доме за каждый день просрочки, что установлено п. 2.10.13 Соглашения, а также не желая наступления для себя негативных последствий по службе, подписал заведомо несоответствующий действительности отчет об исполнении мероприятий Программы, с указанием даты ввода домов в эксплуатацию <дата>, а также о 100% расходовании субсидированных бюджету города Арзамаса для реализации Программы денежных средствах.
В связи с необходимостью обоснования причин, по которым граждане не были переселены из аварийного жилищного фонда, глава органа местного самоуправления Киселев И.В., <дата> в течении рабочего дня, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, подписал исковые заявления к гражданам о понуждении последних к заключению с администрацией города Арзамаса договорам мены занимаемых ими квартир в аварийном жилищном фонде на якобы построенные и приобретенные администрацией города Арзамаса квартиры в домах <адрес>. <дата> указанные выше исковые заявления направлены в Арзамасский городской суд для рассмотрения.
В последующем отчет об исполнении 3 этапа мероприятий Программы с копиями исковых заявлений направлены Киселевым И.В. в Министерство строительства Нижегородской области, на основании которых 3 этап Программы в городе Арзамас признан завершенным.
В результате преступных действий Киселева И.В., выразившихся в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в подписании заведомо несоответствующего действительности отчета об исполнении 3 этапа мероприятий Программы, в непринятии мер к расторжению Контрактов и взысканию с ООО «М» уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, возмещения причиненных администрации <адрес> убытков, непринятию мер к заключению новых контрактов на приобретение жилых помещений (квартир), не реализовано право Д., А., ТК., ЗК., Л., УК., ДК., Я., БК., ЖК., АК., Р., М., Ч., Х., Ж., ИК., Б., ГК., ЛК., ПК., О., Т., Е., Г., ОК., Ц., У., З., ВК., Ф., ЕК., ХК., Н., ФК., РК., Ш., С., СК., ЦК., НК., К., МК., Ю., на переселение из аварийного жилого фонда, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов указанных выше граждан, а также охраняемых законном интересов общества и государства.
Преступные деяния, в совершении которых обвиняется Киселев И.В., квалифицированы органом предварительного расследования по ч. 1 ст. 286 УК РФ - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества или государства; по ч. 1 ст. 285 УК РФ - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Уголовное дело в отношении Киселева И.В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.1 ст.285 УК РФ, поступило в Арзамасский городской суд Нижегородской области с ходатайством следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Разумкова И.С. с согласия руководителя СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Прокурор Родина Н.В. возражала против ходатайства следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Киселева И.В.
Обвиняемый Киселев И.В. просит ходатайство о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа удовлетворить. Пояснил, что все получаемые премии были возвращены в бюджет г. Арзамаса, а все жильцы аварийного жилья были переселены в новые квартиры.
Защитник-адвокат Макаров А.В. полностью поддерживает ходатайство следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Разумкова И.С. с прекращением уголовного дела и назначением меру уголовно-правового характера в виде штрафа в отношении Киселева И.В.
Согласно представленным материалам дела, Киселев И.В. не судим, к административной ответственности не привлекался, на учете у врача-нарколога и врача-психиатра не состоит, работает заместителем генерального директора ООО «***», разведен, несовершеннолетних детей на иждивении не имеет, военнообязанный, имеет постоянное место регистрации и жительства, где проживает с бывшей женой.
Согласно справки-информации УУП ОМВД России по Арзамасскму району Киселев И.В. проживает со своей семьей, со слов соседей за время проживания зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. Отношения в семье и с соседями ровные, Алкогольной продукцией не злоупотребляет.
Согласно характеристики генерального директора ООО «***» за время работы в ООО «***» Киселев И.В. нарушений трудовой дисциплины зафиксированы не было, к дисциплинарной ответственности не привлекался.
Преступления, в совершении которых обвиняется Киселев И.В., в соответствии с ч. 3 ст.15 УК РФ относятся к категории средней тяжести.
В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В соответствии со ст. 104.4 УК РФ при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 УК РФ, судом назначается судебный штраф, в соответствии с правилами ст. 104.5 УК РФ.
В соответствии со ст. 446.2 ч.2 УПК РФ по результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, в котором указывает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 настоящего Кодекса, и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа с возвращением ходатайства и материалов уголовного дела руководителю следственного органа или прокурору, если сведения об участии лица в совершенном преступлении, изложенные в постановлении о возбуждении ходатайства о применении к лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного рассмотрения ходатайства, либо уголовное дело или уголовное преследование должно быть прекращено по иным основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.27 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ст.25.1 УПК РФ, допускается, если обвиняемый против этого не возражает.
Заслушав мнения участников процесса, изучив материалы уголовного дела и ходатайство следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Разумкова И.С. о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Киселева И.В., суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Киселева И.В., с возвращением ходатайства и материалов уголовного дела руководителю следственного органа.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности", под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства (абзац второй пункта 2.1); обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб или загладить вред в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности (абзац второй пункта 3).
В соответствии с правовыми позициями, высказанными в постановлении Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 650-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" суд обязан не просто констатировать наличие или отсутствие указанных в законе оснований для освобождения от уголовной ответственности, а принять справедливое и мотивированное решение с учетом всей совокупности данных, характеризующих в том числе особенности объекта преступного посягательства, обстоятельства его совершения, конкретные действия, предпринятые лицом для возмещения ущерба или иного заглаживания причиненного преступлением вреда, изменение степени общественной опасности деяния вследствие таких действий, личность виновного, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Из постановления о возбуждении ходатайства о применении к лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Киселева И.В. по обвинению по ч. 1 ст. 285 УК РФ следует, что в результате преступных действий Киселева И.В., выразившихся в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в подписании заведомо несоответствующего действительности отчета об исполнении 3 этапа мероприятий Программы, в непринятии мер к расторжению Контрактов и взысканию с ООО «М» уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, возмещения причиненных администрации города Арзамаса убытков, непринятию мер к заключению новых контрактов на приобретение жилых помещений (квартир), не реализовано право Д., А., ТК., ЗК., Л., УК., ДК., Я., БК., ЖК., АК., Р., М., Ч., Х., Ж., ИК., Б., ГК., ЛК., ПК., О., Т., Е., Г., ОК., Ц., У., З., ВК., Ф., ЕК., ХК., Н., ФК., РК., Ш., С., СК., ЦК., НК., К., МК., Ю., на переселение из аварийного жилого фонда, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов указанных выше граждан, а также охраняемых законном интересов общества и государства.
Ссылка в постановлении на то, что в материалах уголовного дела имеются документы подтверждающие факт переселения граждан из квартир в аварийном жилищном фонде в новые квартиры, либо о выкупе у последних указанных квартир в аварийном жилищном фонде и выполненные Кисилевым И.В. безвозмездные работы по улучшению подвального помещения многоквартирного дома <адрес>, не может служить бесспорным доказательством того, что причиненный преступлением вред в полном объеме возмещен или заглажен.
Из оглашенных в судебном заседании показаний потерпевшей У. данных в ходе предварительного следствия (л.д. №) следует, что <дата> ей предоставлена квартира <адрес>, в связи с чем каких либо претензий к Кисилеву И.В. не имеет.
Из оглашенных показаний потерпевшей У. данных в ходе судебного заседания от <дата> (л.д. №) следует, что квартира, которую ей дали <дата>, не пригодна для проживания и это почти у всех потерпевших такие квартиры, в связи с чем она в этой квартире не проживает, а проживает в общежитии. Хотела бы получить возмещение морального вреда.
Из представленных в суд материалов следует, что Администрацией г. Арзамаса без какого либо участия Кисилева И.В., гражданам жилье которых находилось в аварийном жилищном фонде были предоставлены новые квартиры, либо было принято решение о выкупе у последних указанных квартир при этом Кисилевым И.В. лично действия по заглаживанию причиненного вреда за исключением совершения безвозмездных работ по улучшению подвального помещения многоквартирного дома <адрес> не предпринимались, извинения перед всеем указанными лицами не приносились.
Суду не представлено сведений, что гражданам предоставлены пригодные для проживания и соразмерные по площади новые квартиры взамен предыдущих, либо, что аварийное жилье администрацией г. Арзамаса соразмерно его стоимости выкуплено у данных граждан и нарушенные права граждан на жилье, восстановлены и причиненный преступлением вред охраняемым законном интересам общества и государства в возмещен или заглажен.
В соответствии с требованиями ст. 73 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в том числе, событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), характер и размер вреда, причиненного преступлением.
В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о применении к лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по обвинению Киселева И.В. по ч. 1 ст. 286 УК РФ с учтем значительного временного промежутка между приведенными в постановлении фактами преступной деятельности (<дата>, <дата> и <дата>.г.), конструкции предъявленного Киселеву И.В. обвинения, отсутствуют данные о едином умысле Киселева И.В. на причинении имущественного вреда бюджету города на общую сумму 228 317,72 рублей.
Отсутствие достаточной мотивировки о том, что действия Киселева И.В. содержат признаки продолжаемого преступления, ставит под сомнение выводы органов следствия. Данное обстоятельство ограничивает право Киселева И.В. на судебную защиту и нарушает принцип уголовного судопроизводства, который имеет своим назначением защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 76.2 УК РФ, ст.ст. 25.1, 446.3 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Отказать в удовлетворении ходатайства следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Разумкова И.С. о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Киселева И. обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.286, ч.1 ст.285 УК РФ.
Возвратить ходатайство следователя-криминалиста СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Разумкова И.С. и материалы уголовного дела в отношении Киселева И. обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.286, ч.1 ст.285 УК РФ руководителю следственного органа - руководителю следственного отдела по г. Арзамас следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области.
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления, Киселев И.В. вправе принять участие при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Киселев И.В. вправе поручить осуществление своей защиты в апелляционной инстанции избранному ему защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Судья (подпись) В.В. Мартышкин
9