УИД: 61RS0033-01-2024-000512-73

Дело № 2-761/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2024 года ст. Кагальницкая Ростовской области

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Соломаха А.В.,

при секретаре Асланян К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района, заинтересованное лицо Администрация Кагальницкого района Ростовской области об обязании создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района, заинтересованное лицо Администрация Кагальницкого района Ростовской области об обязании создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам. В иске указал, с учетом уточненных требований, что в ведении ответчика специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, отсутствует. Прокуратурой Кагальницкого района 16.01.2023 главе администрации Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако по результатам его рассмотрения выявленные нарушения не устранены. Из ответа администрации сельского поселения следует, что на территории сельского поселения маневренный фонд отсутствует, в связи с чем прокурор обратился в суд и просил обязать администрацию Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области в течении 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

В судебном заседании помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Дзюба А.А. поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района по доверенности Головко М.М. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрации Кагальницкого района Ростовской области Рыжиков А.А. полагал оставить данный вопрос на усмотрение суда.

Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в ведении органов местного самоуправления сельских поселений находится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.

Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-3C «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом № 131 - ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктом 6 в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства.

При этом заключение между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального района и главой сельского поселения соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в области жилищных отношений не свидетельствует об изменении установленной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений.

Передача органами местного самоуправления своих полномочий является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому передается исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование.

При этом соглашение не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере жилищных отношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 95 ЖК РФ в муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Несмотря на то, что положениями ст. 95 Жилищного Кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрено предоставление жилых помещений маневренного фонда лицам, проживающим в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, вместе с тем обеспечение указанных лиц жилыми помещениями маневренного фонда при отсутствии у органа местного самоуправления возможности предоставить жилое помещение по договору социального кайма, действующим законодательством не исключается.

Следует учитывать, что проживание граждан в аварийных домах создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В ходе проверки установлено, что в ведении ответчика специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, отсутствует, в то время как на территории Новобатайского сельского поселения проживает 6 человек, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма (л.д. 12).

Прокуратурой Кагальницкого района 16.01.2023 главе администрации Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 5-8), однако по результатам его рассмотрения выявленные нарушения не устранены.

Из ответа администрации сельского поселения следует, что на территории сельского поселения маневренный фонд отсутствует (л.д. 9-10).

Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для данных целей, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства связанных с соблюдение жилищных прав граждан.

При таких обстоятельствах обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц правомерно и обосновано.

Защита прав неопределенного круга лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности.

В силу ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Таким образом, с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.04.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-761/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Кагальницкого района
Ответчики
Администрация Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района
Другие
Администрация Кагальницкого района
Суд
Зерноградский районный суд Ростовской области
Судья
Соломаха Анатолий Владимирович
Дело на сайте суда
zernogradsky.ros.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2024Передача материалов судье
13.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Дело оформлено
18.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее