Дело № 2–2054/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стефанской Н.В.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гречишкина Игоря Сергеевича к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, МВД России, УМВД России по Калининградской области, ИВС при УМВД России г.Калининграда о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гречишкин И.С. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что в период с 11 по 15 сентября 2020 года он содержался в ИВС, где условия его содержания в изоляторе не соответствовали требованиям законодательства. Так в камерах отсутствовал ремонт, стены были оштукатурены «под шубу», покрашены темно-коричневой краской, дневной свет в камере отсутствовал, постоянно горел вмонтированный вглубь стены ночник. Окно в камере отсутствовало, из-за чего невозможно было читать и писать, как и стол, табуреты и тумбы. Также отсутствовал умывальник и туалет, вместо которого камере стоял бак, что является нарушением санитарных норм. Спать приходилось в грязной одежде. Истец не мог принимать положенные ему лекарства от инфаркта, который он перенес в апреле 2020 года, а также от иных имеющихся у истца заболеваний. Данные нарушения причиняли ему физические и нравственные страдания. Учитывая изложенное, просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 00 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Находится под стражей в ФКУ СИЗО №1 гор. Калининграда. В материалы дела представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении требований в полном объеме настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Калининградской области, действующий на основании доверенности Гороховцев Р.Н., в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

В судебном заседании представители ответчиков ИВС УМВД России по Калининградской области, МВД России, Министерству финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 года (далее – Федеральный закон), настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Лицам, подозреваемым в совершении преступления гарантировано право на бесплатное питание.

Нормы закона конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 (далее – Приказ).

Пунктами 43, 45 Приказа предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Пунктом 130 Приказа закреплено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Действующим гражданским законодательством предусмотрена компенсация вреда, причиненная гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (ст. 1069 ГК РФ).

Как установлено судом, Гречишкин И.С. содержался в ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в период с 22 часов 30 минут 11.09.2020 до 14 часов 45 минут 15.09.2020. При поступлении в ИВС Гречишкину И.С. была устно доведена информация о правах и обязанностях, режиме содержания, дисциплинарных требованиях, порядке подачи жалоб и заявлений. Каких-либо предложений, заявлений и жалоб от Гречишкина И.С. не поступало. В журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС истец собственноручно выполнил запись: «жалоб на здоровье нет, в экстренной медицинской помощи не нуждаюсь», скрепив написанное собственной подписью. Он обеспечивался трёхразовым горячим питанием, индивидуальным спальным местом (нары) с деревянным покрытием, соответствующим 4,5 кв.м., спальными принадлежностями. Прогулка не предоставлялась ввиду отсутствия прогулочного дворика. При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченная вода выдается ежедневно. Имеется шкаф для хранения личных вещей, естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием в камере санузла, вывод в туалет осуществляет согласна распорядка дня. Для задержанных в ИВС оборудован санузел (туалет, душевая, раковина), имеется зеркало. Камеры оборудованы искусственным и естественным освещением. Каждое утро проводится уборка камер силами самих задержанных. По убытии из ИВС задержанный Гречишкин И.С. собственноручно написал: «Жалоб на режим и условия содержания нет, подпись».

В соответствии с ответом Уполномоченного по правам человека в Калининградской области условия содержания в ИВС не соответствуют требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ, а именно: в камерах вместо индивидуальных спальных мест оборудован сплошной дощатый настил; отсутствуют канализация, водопровод, туалет с обеспечением приватности, заключенные выводятся в общий туалет, расположенный в коридоре; в камерах окна очень маленькие и не пропускают дневного света, искусственное освещение не достаточное, естественная вентиляция отсутствует, имеется только принудительная, которая работает не регулярно; камеры не оборудованы необходимой мебелью; отсутствуют прогулочные дворы.

В соответствии с актом внеплановой выездной проверки ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда от 09.09.2020 на 2019-2020 года изолятор временного содержания г. Калининграда (ИВС) занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки в г. Калининграде по ул. Генделя, 4. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных Инструкцией МВД РФ СП 12-95 «Проектирование объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России»: отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении вместо смежных, отсутствует прогулочный дворик, кладовая хранения вещей задержанных, кладовая хранения чистого белья и предметов вещевого имущества для выдачи задержанным. Отсутствует ряд служебных кабинетов и помещений: комната < ИЗЪЯТО >, комната хранения одежды наряда, класс и др.

Для содержания задержанных оборудовано 12 камер площадью 4,5 кв.м. и одна камера площадью 9, 5 кв.м., которые рассчитаны на содержание 1 и 2 человек соответственно. Площадь на 1 задержанного в камере составляет 4, 5 кв.м., что отвечает требованиям п. 15.2 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России».

Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.

Оснащение и оборудование камер не соответствует требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950: отсутствуют стол, скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.

Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п.17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п.п.17.12, 17.13 СП 12-95 МВД России. Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 9 до 12 лк, что не соответствует требованиям п.3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278- 03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (норматив не менее 150 лк). (Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений).

Уровень искусственной освещенности на рабочих местах начальника ИВС, заместителя начальника, в помещение группы режима и комнате первичного осмотра составляют 80 - 205 лк, что не соответствует требованиям п. 3.3.1СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (норматив - не менее 300 лк).

Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с
ячейками.

Санузел для задержанных оборудован напольным унитазом, раковиной для мытья рук с подводом холодной и горячей воды, есть душевая кабина.
Сантехническое оборудование в рабочем состояние. Санитарное состояние
санузла ИВС удовлетворительное.

Питьевой режим организован: по просьбе задержанных выдается
кипяченая вода, которую кипятят в чайнике на газовой плите в комнате
подогрева пищи.

В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки
подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16
Федерального закона от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.»

Таким образом, судом установлено, что условия содержания Гречишкина И.С. не в полной мере соответствовали требованиям закона. Это обстоятельство позволяет суду согласиться с его доводами о том, что содержание в таких условиях причинило ему моральный вред.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер нарушения прав Гречишкина И.С. отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, незначительный срок пребывания истца в ИВС ОМВД России по Центральному району гор. Калининграда. Кроме того, суд учитывает и наличие объективных обстоятельств, влияющих на деятельность ИВС и правомерность помещения туда истца.

При названных условиях, с учетом принципа разумности и справедливости, а также принимая во внимание совокупность установленных критериев, свидетельствующих о невысокой степени причиненного вреда, и перенесенных страданий, суд определяет сумму компенсации морального вреда в размере 800 рублей.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Аналогичные пояснения разъяснения содержаться в п. 15 постановления пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ».

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ;

В соответствии с подпунктом 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом президента РФ от 31.12.2016 г. № 699 именно МВД РФ осуществляет функции главного распорядителя в получении средств федерального бюджета.

При изложенных выше обстоятельствах, учитывая причинение морального вреда ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОМВД России по Центральному району гор. Калининграда, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 800 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2054/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гречишкин Игорь Сергеевич
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице УФК по Калининградской области
ИВС по г. Калининграду
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Стефанская Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
23.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.02.2021Предварительное судебное заседание
15.03.2021Предварительное судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее